Золотые руки и тепло души тюменских мастеров

Свободное время стоит посвятить творчеству и встрече с прекрасным

В старину зиму на Руси красиво называли временем вынужденного безделья. Страды нет, запасы подъедаются, зимним вечером при лучине у женщин и мужчин начинался расцвет творчества. Мужчины чинили снасти, резали из дерева ложки и игрушки, женщины занимались рукоделием.

Свободное время стоит посвятить творчеству и встрече с прекрасным
Мастер-класс от Святослава Шитова. Фото автора

«Солнечный конёк»

Игрушку делали зимой и ждали, что к весне она принесет новое солнце, согреет землю, земля подарит урожай. Например, лошадка была символом солнца, красная, яркая. Мастер ее делал с молитвами и заговорами, загадывал, чтобы каждый день в году приносил удачу, богатство, здоровье. На игрушку наносился орнамент, каждая деталь имела значение, мастер знал, как разгадывать символы.

В новогодние каникулы у горожан есть уникальная возможность познакомиться с тюменской игрушкой-оберегом. Выставка «Солнечный конек» открыта по 10 января 2019 года в галерее сувениров «Легенды Сибири». Любимые сибиряками старинные лошадки собраны в деревнях Тюменской области. Некоторым экспонатам по 150 лет! 

Автор выставки Святослав Шитов занимается изучением и возрождением конька с 2010 года. За это время игрушка стала лауреатом многих международных конкурсов, за богатый культурный потенциал признана неотъемлемой частью мировой культуры на Всемирном конгрессе ЮНЕСКО в Пекине в 2015 году. В Пекин Шитов брал с собой заготовки игрушек и краски. И все участники конгресса с увлечением мастерили сибирских лошадок. Не потребовались переводчики, работа с живой древесиной доступна и понятна человеку любого возраста и любой национальности. Тюменские коньки разлетелись по всему миру с новыми хозяевами.

Весной нынешнего года в мастерскую отца и сына Шитовых нанесла визит делегация членов ЮНЕСКО, представителей 12 государств, все они побывали на занятии по изготовлению конька.

Участники мастер-класса расписывают заготовки из кедра. С собой гости увозят сувенир, не имеющий аналогов в мире. Такие игрушки производят только в Сибири, из деревьев хвойных пород. Самое ценное, что гости приобретают игрушку собственного изготовления, занятие дает возможность раскрыть себя, прикоснуться к русской культуре. 

Добавим, что мастерская находится в старом двухэтажном деревянном доме по адресу: улица Дзержинского, 34. Дети и взрослые занимаются здесь каждые выходные. Возраст учеников от трех лет до девяноста.

Людям любого возраста доступно расскажут о мире символов, языковой барьер не мешает работе с деревом, а полученные в мастерской знания пригодятся в жизни.

Кружевная резьба Тюмени

Святослав Шитов, потомственный резчик по дереву, художник-реставратор, работать с деревом начал с шестилетнего возраста. Помогал своему отцу Вадиму Макаровичу, почетному гражданину Тюмени и хранителю деревянного зодчества, который в то время реставрировал дом-музей Блюхера. Там Святослав начинал обрабатывать дерево, шкурить мозаику, красить, собирать детали, приобщился к деревянному зодчеству, полюбил это искусство. Уже в восемь лет будущий мастер попросил набор инструментов в подарок на день рождения. Вырезал кораблики, лодочки, солдатиков, игрушки. К тринадцати годам было принято решение стать резчиком по дереву. И вот уже сорок лет Святослав занимается восстановлением деревянных домов, их за спиной уже более тридцати.

Помимо игрушек в мастерской Шитовых собрана коллекция старинных наличников и деталей. Домовая резьба Тюмени украшает город, тюменская школа деревянного зодчества не имеет аналогов в мире. В Сибири наличники несут не только функциональную нагрузку, но служат украшением и содержат в своих деталях смысловой код о хозяине, домочадцах, социальном статусе, происхождении семьи. Глядя на орнаменты оконного наличника, можно увидеть радугу, солнце, струи дождя. Наличник отражает представление человека о мироустройстве, в нем зашифрована информация о семье, проживающей в доме.

Отец и сын Шитовы спасают древние памятники зодчества, помогают сохранить наследие города для потомков.

Святославом Шитовым составлен пешеходный маршрут «Деревянное зодчество — историческая летопись города Тюмени», позволяющий изучить историю города и порадовать себя прогулкой по старому городу.

Игра в бисер

Оксана Костко родилась и живет в Тюмени, член Союза художников России, искусствовед, доцент кафедры дизайна Тюменского индустриального университета. В свободное от работы время Оксана вышивает бисером и создает почти волшебных зверей.

Творчество Оксаны началось в родительской семье: отец рисовал, мама вязала. Папа делал огромное количество стенгазет. Наливал гуашь, давал дочке бумагу и предлагал присоединяться. Мама приобщила к вышивке с пяти лет, притом в серьезной технике гладью.

Оксана тоже рисует и вышивает, предпочитая бисер. Мастерица создает сумки. Работает в авторской технике, рисунок создает исключительно в голове, подбирает джинсовую ткань, это своего рода бренд: чем плотнее ткань, тем лучше ложится бисер. Сумки получаются достаточно увесистые и тяжелые. Над каждой сумкой мастерица трудится до трех месяцев. Случается, что не нравится часть вышивки, тогда безжалостно спарывается то, что не легло и заново  ведутся поиски цвета и фактуры, потому что бисер бывает совершенно разной формы, от того, как ляжет бусина на ткань, зависит ее игра. 

Каждая вещь несет свою историю. Первая сумка «Сердитая Лиза» создавалась для дочери, побывала на выставках и осталась в доме создательницы. В сумке «Влюбленные коты. Love story» не хватило бисера на хвост, поэтому хвост здесь живет своей отдельной жизнью.

Сумка «Бирюзовый грифон» появилась, когда в руки домашней швеи, но музейного хранителя и искусствоведа по роду деятельности, попал брелок на тему древностей из курганов на Украине. Символы были переведены Оксаной в бисер и цвет. Поскольку грифон пришел с древнего Востока, то и сумка исполнена в цвете восточной бирюзы с лазуритом и живым огненным фоном по контрасту, так как грифон — зверь мистический. «Грифон» — одна из самых любимых сумок художницы.

Вышитые бисером сумки Оксаны Костко были представлены на отчетных выставках Союза художников и персональных. Художница надеется показать их в музее бисера в Германии. В Тюмени автором получен диплом второй степени на «Тюменском звездопаде», конкурсе при Тюменском государственном институте культуры.

Куклы, согретые сердцем

История появления игрушек в творчестве Оксаны Костко точно такая, как и с сумками. Подвернулись какие-то красивые лоскуты, и жалко было их выбрасывать. Так появился зайчик «Маркиза де Помпадур»: с розовыми бантиками, кружевом, кокетливым настроением.

Художница считает, что образование, несомненно, влияет на творчество.

— Образование дает базу. Это чувство стиля, богатый визуальный опыт, колористические гармонии, колорит эпохи, линии. Значим опыт работы в музее изобразительных искусств. Я всегда с гордостью говорю, что работала там, я тридцать лет и  три года хранила классическое искусство, это были лучшие годы моей жизни.

В моих игрушках есть народная линия, они без затей. Раньше как женщина работала? Пока не было гончарного круга — руками все лепили женщины. Как появился круг — подключились мужчины. Так вот пока она лепила горшки, а рядом крутились ребятишки, то она попутно из глины катала колбаску, загибала с краю — это будет шейка, снова загибала в другую сторону — тут будет мордочка, дальше делала загогулину с другого конца — это будет хвостик. Получи собачку! — рассказала Оксана.

Отметим, что авторские игрушки не создаются по лекалам. В них нет ничего продуманного заранее, их невозможно повторить. Используется техника скрутки. Формируется тканевый, экологичный каркас, далее он обшивается лоскутами, кружевом, парчой, всеми теми обрезками, хранящимися в саквояже «Дамское счастье».  Из этих сокровищ выбираются фрагменты, разные цветовые сочетания, ниточки, формируется  игрушка. Каждый зверь выражает определенное состояние и настроение.

Среди кукол у автора есть избранные. Например, «Обезьяна в деревне». Сложно устроенная, несмотря на маленький размер игрушки. Есть у нее и карманчики, в которые вставляются платочки. И сочетание трикотажной ткани в память о штанах из детства, в которые в детстве нас всех заботливо кутали. Игрушка несет ощущение, когда малыша выпускали на зимнюю прогулку, но настолько замотанного, что передвигаться и дышать получается с трудом. Вот это впечатление вложено в экзотичную зверушку. Варежки, тулупчик. Абсолютно не гламурная обезьяна, зато совершенно детская. 

Оксана рассказывает, что все куклы индивидуальны, и заказные вещи обычно исполняются труднее:

— Просят сделать льва. Я его сделала. Но я на него смотрю и пока не отдаю, он кажется несовершенным. Когда придет другой нос или дополнительный цвет, тогда я увижу, что он живет. Чаще всего я делаю по наитию, иду от материала. Думаю — сделаю зайца. А смотрю на мордочку — ну никакой это не заяц. А вовсе даже слоник, котик, собачка. Тогда добавляю хобот и говорю — ну будь слоником, раз ты так захотел. Медведей, как ни странно, я делать не люблю. Есть звери, которые у меня идут на легком дыхании, это зайчики, коты. А вот с медведями не задалось. Настоящий художник может воплотить любую идею. А художник в становлении пока еще зависит от материала.  Невозможно знать, как должно быть правильно. Творчество — это такая вещь, которая витает в воздухе!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 26 декабря 2018

Заголовок в газете: Золотые руки и тепло души

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру