21 мая в амфитеатре Тюменского музейного комплекса имени И.Я. Словцова собрались туроператоры, представители объектов показа и размещения, крупнейшие турагентства Москвы и Тюмени. В рамках форума были представлены сезонные предложения Москвы и совместный межрегиональный проект для зарубежной целевой аудитории «Русские каникулы. Из столицы России в столицу Сибири».
Это была прекрасная возможность обменяться контактами, обсудить направления дальнейшего сотрудничества. Участники форума смогли погрузиться в атмосферу туристического кластера Тюменской области, глубже познакомиться с его ресурсами, а затем побывать в жемчужине Сибири — Тобольске.
В начале совместного пути
С приветственным словом к собравшимся обратилась руководитель дирекции по региональному взаимодействию АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы» Анна Нефедова.
По ее словам, бизнес-миссия Москвы в Тюмень уже не первая, за последние два-три года их состоялось несколько. И это принесло свой эффект. Как правило, после каждой бизнес-миссии в Тюмень московские коллеги увозят с собой не менее 50–60 новых контрактов. И это новые туристы, новые масштабы бизнеса. Туристический поток из Тюменской области в Москву неуклонно растет. В прошлом году он составил 549 тысяч человек. И так же динамично растет поток москвичей в Тюменскую область.
Директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова выразила в адрес московских гостей и коллег слова благодарности за сотрудничество.
Она упомянула, что командами Москвы и Тюмени разработано уже много совместных проектов. Нарисованы портреты тюменского и московского туристов. Сформированы стратегии межрегионального продвижения: Москва активно присутствует на рекламных площадках Тюмени, и наоборот. Тем более что большая Тюменская область — регион весьма благодатный с точки зрения ведения туристического бизнеса. Югорчане и ямальцы также с удовольствием посещают Москву, активно приобретают различные турпродукты.
Тем не менее, по словам Марии Трофимовой, «мы еще в начале пути». И у двусторонних отношений весьма большой потенциал развития. Работа в этом направлении будет продолжаться.
Отрадно, что комитет по туризму города Москвы активно вкладывается в продвижение столичных активностей, ресурсов, локаций и возможностей. И Тюменская область многому учится у коллег.
В Москву по делам
С основными достижениями и выводами в рамках сотрудничества представителей туротрасли Москвы и Тюмени аудиторию познакомил начальник управления работы с данными и отраслевой статистики Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы Батыр Аннамухамедов.
По его словам, в 2024 году Москву посетили более 26 миллионов туристов, в основном из регионов России, из иностранных гостей столицу чаще всех посещали китайцы, индийцы. Доля Уральского федерального округа в турпотоке составляет 6%. При этом Тюменская область среди регионов УрФО лидирует по количеству турпотока. И у нее четырнадцатое место среди всех регионов России.
В Москву чаще всего едут, чтобы встретиться с друзьями, родными. Правда, данный показатель когда-то составлял 40%, но теперь он снижается. Растет доля делового и культурно-познавательного туризма. Как итог — загрузка коллективных средств размещения в Москве в минувшем году составила 77–78%. Чуть больше приезжает женщин, мужчин поменьше. Половина приезжающих уже была в Москве в течение года.
— Что примечательно, 37 процентов поездок в Москву было организовано корпоративно, через работодателей, — отметил Батыр Аннамухамедов.
Он также добавил, что жители Тюменской области являются активными участниками гастротуризма. И у региона в этой связи третье место по посещаемости московских баров, кафе и ресторанов.
Соответственно, и траты у тюменцев в Москве бывают большие.
Кроме того, половина туристов затем перемещаются из Москвы в другие регионы — Краснодарский край, Санкт-Петербург и т. д.
— Если говорить о динамике роста турпотока москвичей в Тюменскую область, то за последние пять лет он вырос более чем в два раза, — добавил эксперт.
Ставка на регионы
Анна Нефедова рассказала о туристическом потенциале Москвы, основных направлениях его развития. Она отметила, что перед туротраслью столицы стоит задача к 2030 году увеличить турпоток с 26 миллионов туристов до 52 миллионов. То есть в два раза.
Понятно, что для достижения этой амбициозной цели комитету по туризму города Москвы нужно очень много поработать. И сфокусироваться на приоритетных показателях. Плотнее работать с регионами. Развивать направление событийного туризма. С этой целью работники отрасли предлагают туристам проект «Лето в Москве». Приглашают в Москву как в город-курорт на оздоровление и проживание в санаториях, пансионатах.
— Не бойтесь отправлять ваших клиентов в Москву на летний отпуск, потому что Москва сейчас делает все возможное, чтобы туристы не только ходили по музеям, театрам, но и посещали пляжные зоны, бассейны, набережные, использовали разные виды городского и водного транспорта, — обратилась Анна Нефедова к тюменским туроператорам.
Безусловно, в числе любимейших туристических объектов Москвы — Красная площадь, ВДНХ, Национальный центр «Россия», театр «Антигравитация», самая высокая смотровая площадка PANORAMA360, парк «Зарядье» и многие другие.
Отрадно, что одна четвертая всего турпотока, а именно 5,5 миллиона туристов, — это дети. Чаще всего они приезжают с родителями. Однако более 140 тысяч юных путешественников в минувшем году посетили Москву с образовательными и культурно-просветительскими целями в составе школьных групп.
— И в этом году мы снова ждем ваших детей у нас в Москве, для них разработано много интересных программ и предложений, — добавила эксперт.
Тюмень гастрономическая
Директор Агентства туризма и продвижения Тюменской области Дмитрий Пухов рассказал о совместных межрегиональных турпроектах Москвы и Тюменской области. Один из таких проектов — обучение тюменских шеф-поваров в топовых ресторанах Москвы. В прошлом году группа шеф-поваров изучила современные подходы и креативные решения и ныне реализует их в тюменских ресторанах. Более того, в Тюмени стали появляться московские рестораны.
Следующий проект — «Город открытий». Он помогает старшеклассникам сделать профессиональный выбор. В рамках проекта школьники посещают различные площадки, связанные с предпринимательством, экологией, энергетикой, знакомятся с историей региона и работой крупнейших предприятий. При этом в рамках экскурсий проходят интерактивные игры, викторины, разработка бизнес-идей.
Любопытная инициатива — «Москва+». По сути, это международный проект, который создан в том числе для охвата иностранных туристов. Посетив Москву, затем они имеют возможность отправиться в Тюмень, побывать на горячих источниках, принять участие в ярких культурных событиях. И туроператоры могут интегрироваться в этот проект. В прошлом году в Тюмени побывала крупная делегация из Индии, а в феврале этого года тюменцы сделали ответный визит в Мумбай. В дальнейших планах — совместная работа с туристами из Китая и с Ближнего Востока.
— Мы также продолжаем развивать железнодорожный туризм. Круизы прибывают в Тюмень начиная с 2022 года. И за эти несколько лет данный продукт стал настолько востребованным, что следующий заезд уже весь продан. И мы решаем, где взять последующий, — сообщил руководитель.
Дмитрий Пухов добавил, что совместный с РЖД проект развивается, приобретает свои нюансы. Так, некоторые туристы желают, чтобы для них провели не коллективную, а индивидуальную экскурсию.
— Я уверен, что с каждым годом каких-то совместных проектов и коллабораций у нас с Москвой будет становиться все больше, — подчеркнул Дмитрий Пухов.
В заключение он с воодушевлением рассказал о подготовке к проведению в Тюмени всероссийского гастрономического фестиваля с участием коллег, шеф-поваров из Москвы и Тюмени.
— В этом направлении мы активно движемся вперед. Рассказываем профессиональной аудитории о нашем гастрономическом потенциале. К нам приезжал проект «Повара на колесах». Мы активно презентовали нашу тюменскую кухню на ВДНХ в рамках выставки-форума «Россия». И в настоящее время работаем над концепцией фестиваля, — сообщил руководитель.
Фестивалю будет сопутствовать еще один проект — исследовательский. Ведущие рестораторы и шеф-повара, эксперты примут участие в большом гастротуре с целью изучения новых идей, рецептур, ингредиентов. Чтобы создать в итоге новые ресторанные продукты. Тем более что в Тюменской области проживают представители 150 народностей и субэтносов. В этой связи в регионе разработана концепция по возрождению национальных аутентичных блюд. Она должна вдохновить рестораторов на поиск новых рецептов.
— Конечно же, мы все продолжим ездить друг к другу в гости, знакомить друг друга с различными новыми локациями, участвовать в различных активностях. И таким образом, тюменцы будут все больше узнавать о туристическом потенциале Москвы, а москвичи — о возможностях Тюмени, — отметил руководитель Агентства туризма и продвижения Тюменской области.