Вот только в недавних статьях апреля я рассказывал о появившихся новинках в робототехнике и LLM-программах, как подоспели очередные новости из этих секторов развития искусственного интеллекта (ИИ).
На прошлой неделе сразу две компании представили свои последние разработки роботов-гуманоидов.
Сначала Boston Dynamics, известная своим робопсом Spot, объявила о прекращении выпуска гидравлического робота Atlas и презентовала его полностью электрический аналог.
«Следующее поколение программы Atlas основано на десятилетиях исследований и подтверждает наше стремление создавать наиболее мощных и полезных мобильных роботов, решающих самые сложные задачи в современной промышленности», — заявляет робототехническая компания на своем сайте.
Boston Dynamics создана в 1992 году в США. В 2013 году была куплена компанией Google, которая, в свою очередь, в 2017 году перепродала ее японскому SoftBank — одному из крупнейших мировых инвесторов в ИТ-бизнес.
С 2020 года и по сей день принадлежит корейскому автоконцерну Hyundai.
Следом за компанией Boston Dynamics израильский стартап Mentee Robotics размещает в Сети видеоролик со своим Menteebot — роботом-гуманоидом, укладывающим фрукты в пластиковый контейнер, а затем по голосовой команде человека переносящим его на импровизированную кухню.
«Наши решения направлены на повышение производительности в повседневных операциях как в домашних хозяйствах, так и на складах», — отмечает в своем заявлении Mentee Robotics.
18 апреля текущего года Meta* представляет свою последнюю разработку языковой модели Llama 3*: «самую функциональную из LLM с открытым кодом на сегодняшний день».
Запустив в сентябре 2023 года цифрового помощника Meta AI*, теперь ИТ-компания интегрирует нового бота в окно поиска социальных сетей Instagram*, Facebook*, WhatsApp* и Messenger*.
Meta* считает, что Llama 3* превосходит конкурирующие модели своего класса (например, ChatGPT от OpenAl. — Ред.).
Если ранее предыдущие версии языковой программы имели восемь и 70 млрд параметров, то у будущей Llama 3* эта цифра достигнет 400 млрд.
С точки зрения исследователей из совместного проекта Карнеги-Меллона, Института AI Now и Signal Foundation многие модели ИИ, позиционируемые с «открытым исходным кодом», далеко не являются таковыми (TechCrunch).
Так, данные, необходимые для обучения моделей, по большей мере держатся в секрете. Многим разработчикам априори не хватит собственных мощностей для запуска независимого продукта. А чтобы довести проект до конечного результата, необходимы значительные финансовые вложения, что многим командам не по карману.
Кроме того, козыряя термином «открытый исходный код», разработчики обеспечивают себе бесплатное продвижение, находясь при этом в более привилегированном положении по отношению к последователям.
Та же Meta* накладывает определенные лицензионные ограничения на продукты Llama. Если вы представляете разработчиков приложений с более чем семьюстами миллионами пользователей в месяц, вам понадобится специальная лицензия. Кроме того, эти программы запрещено использовать для обучения других моделей.
Так что не все так открыто и просто в этом ИТ-секторе. Но стоит отметить, что события в отрасли развития искусственного интеллекта происходят столь быстро, что метафора о чуть ли не ежедневных преобразованиях в ней перестает быть таковой и становится реальностью.
*Принадлежит Meta — компании, признанной экстремистской, а ее деятельность запрещена в России.