Поколение Y
Одна из базовых социальных теорий — это теория поколений. В активную жизненную фазу входит поколение Y. Чем его представители отличаются от нас? Нынешнее поколение появилось на свет в индустриальной цивилизации, с ее стандартами как главной ценностью. Одинаковые жилища, еда, образ жизни. Сегодня важны разнообразие и вариативность. Идет переход в информационный постмодерн, где каждый индивидуален и сам себе ищет общественно полезное занятие.
Поколение, которое одной ногой уже стоит в будущем, живет во множестве разных времен, его представители все хотят попробовать, везде поучаствовать. И это его основное отличие. Меняется формат коммуникаций и взаимодействия: молодые люди сотрудничают в области общих интересов с самыми разными возрастными и социальными группами.
На дворе — эпоха гласности и свободы слова, безграничный доступ к информации. Плюс эпоха брендов и веры в бренды. С развитием электронных и цифровых технологий огромная часть жизни перешла в Интернет: общение, торговля, услуги, бизнес, знакомства. Появилось больше времени для досуга и отдыха, самообразования и саморазвития. Мы наблюдаем не просто конфликт отцов и детей, но и конфликт поколений, которые живут в разных социальных, культурных и технологических средах.
Если, к примеру, рассмотреть историю развития транспортных средств, то можно увидеть следующее. Изобрел человек телегу, и она прослужила ему без изменений тысячи лет. Изобрел карету, и она проездила несколько веков. Конструкция паровоза менялась в течение десятилетий (паровоз, тепловоз, электровоз). С изобретением автомобиля обновление пошло уже через единицы лет. То же самое со средствами связи и коммуникаций.
Эту частоту обновления технологий, гуманитарных и прикладных знаний ученые назвали социальной. Если сопоставить две частоты — биологическую и социальную — друг с другом, то можно обнаружить любопытную метаморфозу. Многие сотни и даже тысячи лет биологическая частота была больше социальной. Но во второй половине двадцатого века ситуация качественно изменилась. Социальная частота стала больше биологической.
Когда-то на протяжении всей жизни человека, жизни поколения ничего вокруг не менялось. А если и менялось, то постепенно, и люди успевали к этому приспособиться. Теперь за время жизни одного человека происходят многократные изменения в социуме. Так, у землян появилась возможность сравнивать, сопоставлять одно с другим и на этой основе делать выводы. Это качественно новое информационное состояние общества меняет отношение людей к происходящему вокруг. Происходит смена логики социального поведения.
Из этого следует много серьезных выводов. Теперь каждый человек, каждое общество должны приспосабливаться под непрерывно меняющиеся условия среды. Духовно. Нравственно. Физиологически. Профессионально. Если они не смогут этого делать, то будут вымирать «как мамонты» (от профнепригодности, стрессов, неизученных болезней и т.д.).
Главными компетенциями становятся самоуправление, самоорганизация, способность к сотрудничеству, работе в междисциплинарных областях, критическое, проблемно ориентированное мышление, информационная гигиена, знание языков программирования, умение обучаться в течение всей жизни.
Нынешние подростки сами начинают строить временную перспективу, планировать свое будущее, но часто эта деятельность носит несистематический характер и осуществляется неосознанно. Педагоги-психологи на протяжении нескольких лет проводили исследования в 8-9 классах тюменских школ. В 2016 году впервые отслеживали личностные, жизненные и временные перспективы личности. Результаты получились не очень веселые. В опросах участвовало 60 тюменских школ, 2761 десятиклассник. У 71% — четкие жизненные цели. 8% учащихся дают нечеткое описание будущего. У остальных — остановленное саморазвитие. К высокому саморазвитию способно 28% школьников. Нечеткие профессиональные интересы у 38%, четкие — у 32%. В этих условиях важнейшей составляющей должна стать профориентация.
Как конкурировать с роботами
Многие нынешние дети строят отношения с миром и друг другом по принципу «удобно, просто, комфортно». Меняются традиционные представления о семье, государстве, социуме. Важнейшая особенность сегодняшнего дня — отсутствие правового и экономического принуждения к труду. В ХХ веке была статья за тунеядство, по которой, кстати, судили Иосифа Бродского. Ныне достаток иных семей таков, что детям уже можно не думать о работе. Возникает вопрос: тогда для чего она им нужна?
Татьяна Римкувене, вице-президент Ассоциации выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров, полагает, что мы должны быть готовы к глобальным изменениям в экономике. Западные производители нередко открывают предприятия в странах Азии, где дешевая рабочая сила. Ныне эта модель уже устаревает за счет автоматизации и роботизации. Они значительно удешевляют производство. То есть к 2045 году многое из того, что сегодня изготавливается руками, будут производить роботы. Куда же людям направить энергию, чем занять свободное время? Это станет проблемой для всех ведущих государств мира.
В ближайшие десятилетия вследствие автоматизации 70% профессий устареют и станут ненужными. В этой связи у детей необходимо развивать конкурентные преимущества перед роботами: чтобы людей нельзя было заменить автоматами и механизмами. Речь идет о креативности, лидерских качествах, системности мышления.
Востребованным останется труд, который нельзя автоматизировать. Это строительные специальности, а также творческие и управленческие направления. Рабочими будут признаны профессии, которые сейчас считаются интеллектуальными: программирование, веб-дизайн, проектирование и т.п. На первый план выйдут нано- и биотехнологии. Востребованными станут такие направления деятельности, как искусственное выращивание частей тела, строительство межпланетных станций, ферм по производству генномодифицированных организмов и сельскохозяйственных культур, управление старением и другие. Появится много новых специальностей в интеллектуальной сфере, вплоть до медиаполицейских, которые будут следить за правопорядком в сети Интернет. И даже такие, которым еще нет названия.
Руководитель Центра занятости г. Тюмени и Тюменского района Ирина Микрюкова подчеркивает:
— В последние годы все больше востребованы высококвалифицированные специалисты узкого профиля. При этом мы все дальше отходим от такого понятия, как профессия. Сейчас важнее компетенции. Чем шире их набор, чем они глубже, тем интереснее специалист работодателю. Наличие красного диплома или набора дипломов мало о чем говорит работодателю, им важен сам специалист.
Как дальше будет развиваться ситуация? В ближайшие годы появятся центры компетенции, и после окончания любой образовательной организации любого уровня выпускник должен будет получить право на профессиональную деятельность. Бизнес-сообщество само будет оценивать уровень подготовки специалиста с последующей выдачей ему свидетельства.
Итоги конкурсов профессионального мастерства, рабочих профессий WorldSkills показывают, что ни один из их победителей не смог пробиться на мировой уровень. Россияне на этом направлении безнадежно отстают. Разрыв в объеме компетенций составляет 30-40 лет.
— Об этом необходимо говорить прямо, чтобы не испытывать иллюзий по поводу своей исключительности. Хотя нам, безусловно, можно гордиться достижениями молодых IT-специалистов, — считает Ирина Микрюкова.
По ее мнению, тюменским школьникам важно внушить, что набор компетенций необходимо наращивать всю жизнь. Только высококвалифицированные, разносторонне подготовленные профессионалы будут востребованы на рынке труда.
Определи свою стратегию
Тема профориентации и ход реализации школьных проектов «Стратегия жизни» и «Перспектива» обсуждались в Центре занятости г. Тюмени и Тюменского района. В заседании круглого стола приняли участие руководители городского департамента образования, образовательных организаций, Центра занятости г. Тюмени, Информационно-методического центра, педагоги, предприниматели и бизнес-тренеры.
Как отметила заместитель директора департамента образования администрации г. Тюмени Любовь Гнусарева, профориентацию в школах ставят во главу угла. И все потому, что жизнь стремительно меняется — и по форме, и по содержанию.
— Социально значимая информация обновляется практически каждые два года, — отмечает директор Информационно-методического центра г. Тюмени Наталья Старых. — И в этой связи перед школой стоят новые задачи. Педагогам важно создать такие условия, чтобы дети могли творчески развиваться, участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности.
В последние годы, примерно на протяжении 3-4 лет, тюменские школы реализуют целый ряд профориентационных проектов. И важно, чтобы накопленный опыт стал достоянием всего города, а может быть, и всей образовательной сферы региона.
Проект «Перспектива» в школе №32 реализуется уже несколько лет.
— Он позволяет формировать у старшеклассников осознанное отношение к выбору жизненных целей, к профессиональной деятельности. Школьники начинают увереннее ориентироваться в различных отраслях экономики, приобретают чувство ответственности, — рассказала директор школы Марина Жмакина.
— Проекту «Стратегия жизни» уже четыре года, — заметила представитель тюменского бизнес-сообщества и педагог Татьяна Римкувене. — Предпрофильная подготовка — это то, чем мы занимаемся с тюменскими десятиклассниками.
Лидию Русакову, директора школы №70, называют идеологом профориентации и внешкольной работы. По ее словам, учащиеся школы №70 реализуют различные профессиональные проекты, погружаясь в ту или иную специальность, переходя от одного проекта к другому: «Наш классный музей», «Наша классная арт-галерея», «Наше классное бюро помощи людям», «Наша классная дизайн-студия» и другие. Таким образом они вырабатывают менеджерские качества, приобретают новые для себя компетенции. Так меняется их сознание: они видят себя в будущем, прежде всего, профессионалами.
В марте в этом образовательном учреждении состоялось открытие глобального профориентационного проекта «Мобильная школа». Он предполагает самоопределение девятиклассников в выборе профиля дальнейшего обучения в школе или среднем профессиональном учебном заведении. В первый день в проекте приняли участие свыше 200 девятиклассников. Они прожили день ученика профильного 10-го класса, примеряя на себя уровень преподавания профильных предметов и требований педагогов. Во второй половине дня в профориентационном калейдоскопе участвовали уже шесть колледжей и техникумов, а также город профессий «Тин-Таун».
Проблема в том, сказала Лидия Русакова, что более половины родителей застыли в каком-то анабиозе. Пропасть между ними и детьми увеличивается. Родители не понимают, кем станут их дети, какими они станут, в чем их основные нужды и в чем они могут себя реализовать. Так что родителей тоже нужно сажать за парты.
По итогам работы круглого стола его участники отметили, что внедрение в образовательную систему профориентационных форм работы с детьми становится насущной необходимостью. Ребенок должен готовить себя к будущей профессии, приобретению востребованных компетенций со школьной скамьи. Приобретение новых социальных и профессиональных компетенций поможет ему стать конкурентоспособным и успешным человеком.
Примером обновленной модели профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях областной столицы могут стать проекты «Стратегия жизни» и «Перспектива», в рамках которых школьники встречаются с ведущими специалистами различных отраслей экономики, посещают современные предприятия и организации и т.п.
Руководителям общеобразовательных учреждений было рекомендовано проанализировать перспективы вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность, сформировать условия, в том числе психолого-педагогические, для определения профессиональных предпочтений.
Кстати, в апреле тюменских школьников ждет профориентационный квест «Перспектива». А в мае областная столица проведет ежегодный фестиваль «Будущее Тюмени», направленный на формирование у школьников жизненной стратегии.
Как сказал заместитель начальника отдела профессиональной ориентации Центра занятости населения г. Тюмени и Тюменского района Леонид Захаров, в итоге мы должны построить мир, в котором нам всем будет хорошо и удобно.