Улыбайтесь, в туризме это — главное

Так считает Ольга Санаева, эксперт области развития внутреннего туризма

С мастер-классом «Создание брендового маршрута региона» в Тюмени побывала известный эксперт в области развития внутреннего туризма Ольга Санаева (г. Москва).

Так считает Ольга Санаева, эксперт области развития внутреннего туризма
Участники мастер-класса: тюменские туроператоры, отельеры, музейщики.

Ее встречу с тюменскими туроператорами, отельерами, представителями музейного дела организовал Тюменский областной союз туриндустрии в лице ООО «Мастерская путешествий «Рыжий слон».

Гостья рассказала о работе Экспертного совета по туризму при Министерстве культуры Российской Федерации, об усилиях регионов в создании интересных и узнаваемых турмаршрутов. Подробно остановилась на типах туризма, их особенностях, связанных с питанием, размещением, вопросами безопасности, транспортного и экскурсионного обслуживания.

Основной темой мастер-класса стал вопрос развития именно регионального туристического рынка.

— Это немножко миф, что все россияне вдруг захотели поехать по стране. Но хочется, чтобы это случилось, тем более у нас есть на что посмотреть, — отметила эксперт.

В числе основных причин пробуксовывания турбизнеса в регионах Ольга Санаева назвала неосведомленность жителей страны о региональных турпродуктах, низкий уровень их брендированности, слабая степень продвижения в массовом сознании россиян. О Египте, Турции, Бали и Гоа почему-то знают все. Этому способствуют билборды на дорогах, журналы в киосках. Понятно, что там пляжи, экзотика, а у нас комары и бездорожье. И все же…

Для продвижения региона на рынке туруслуг важно регулярно выпускать каталоги, буклеты, видеоролики, создавать сайты, ежегодно проводить в регионе рекламные туры для турагентов. Также важны высокое качество и низкие цены. Необходимо учитывать массу деталей: сезонность, цену перелета за Урал. Очень важна стоимость брендового маршрута. И она должна быть низкой, если мы хотим массовости. Почему внутренний туризм не развивается? Потому что он дорогой.

Готовы ли отельеры снижать цены? Такая готовность у них есть, нужно вести переговоры с туроператорами, более тесно сотрудничать с ними. Основной сезон для отелей — зима, когда наиболее активны бизнес-контакты. А в летний период, когда туроператоры могут привлечь в регион отдыхающих, можно подумать о снижении тарифов.

В регионе уже была попытка продажи туроператорам абонементов на посещение Тобольского музея-заповедника. Тур­операторы готовы заранее выкупать входные билеты, чтобы формировать для туристов качественный пакет предложений. Нужны скидки. Иначе массовости не добиться. При цене тюменского тура 18 тыс. рублей турист из Центральной России возьмет билет в Турцию. И тут отельеры, музеи, тур­операторы должны делать совместные шаги навстречу друг другу. Скидки в 10% не прокатят.

Какие типы туризма возможны у нас? Наверное, экскурсионный, культурно-познавательный с эклектикой релакса, экологии, промышленности, этнографии, спорта, гастрономии. Работы много. Если есть заказ, то многие туроператоры справятся. А вот чтобы сдвинуть маховик востребованности, нужен сборный маршрут, который бы набирался достаточно регулярно. Необходимо качество и узнаваемость. Название, тематика, логотипы — все важно.

Какие маршруты хорошо брендированы? Обе столицы, Казань, Байкал, речные круизы, Сочи, Крым, Золотое кольцо. При слове «Тюмень» в сознании сразу же возникает слово «нефть». Наверное, эту связь можно как-то обыгрывать. Поездка по месторождениям, где добываются нефть и газ, — чем не тур? В прошлом году в Тюменской области уже был утвержден брендовый маршрут «Чайный путь — врата Сибири». В настоящее время пора создавать «нефтяной» брендовый маршрут.

Интересна заброшенная ракетная база в Богандинке. Местная этнография. Кладбище мамонтов. Поселения староверов. Тобольск и распутинские места. Ермак, Николай II, Ремезов, Менделеев, Алябьев, Ершов, декабристы. Охота и рыбалка. Горячие источники, о которых в Центральной России известно мало.

Кстати, люди едут в первую очередь туда, где вкусно. При этом блюда должны быть узнаваемыми. Важно подумать о брендировании местного гастропродукта, который бы вызвал в сознании туриста цепочку приятных ассоциаций. Пока что такого продукта у тюменцев нет. Пельмени? Они уже уральские. Строганина? Якутская. Орехи? Дальневосточные. Остается ишимское масло, которое наши маслоделы поставляли не только за пределы региона, но и в страны Европы. Выбор невелик, и тем не менее… Многие эксперты уверены, что гастрономический бренд можно создать искусственно. Привнести и закрепить за территорией. И об этом тоже стоит задуматься.

Руководитель ООО «Мастерская путешествий «Рыжий слон» Любовь Матиевская добавила:

— Глобальная проблема — это санитарные остановки по маршруту. Перекусывают туристы за двадцать минут, а проходимость санитарных комнат — час и более.

Актуальный вопрос — аттестация экскурсоводов. По закону, уже в этом году ее будут проводить регионы в лице работодателей, представителей органов власти, учреждений культуры и образования.

— Важно начать эту работу сейчас, чтобы не остаться без специалистов, — подтвердила Ольга Санаева.

Экскурсоводы должны продемонстрировать свои культурологические и исторические знания, умение организовать группу, оказать доврачебную помощь, иметь правильную речь, быть интересными и позитивными людьми.

Кроме того, нынче в столицах туристам во время экскурсии выдают наушники, и то, что экскурсовод рассказывает, слышно в радиусе 200 метров. Кричать в мегафон или, не дай бог, в рупор — это уже вчерашний день. Соответственно, стоит потратиться на современные средства связи — и экскурсионное обслуживание сразу выйдет на более качественный уровень.

— А самое главное в туризме — это улыбка, — подчеркнула эксперт. — Сегодня в гостинице Тюмени я проходила мимо ресепшн, там такие красивые девушки! Но по ним видно, что улыбались они очень давно.

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Ведь улыбка — это флаг корабля.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру