В Тюменской области идёт активная работа по развитию туристической отрасли

Создаём новые турмаршруты

Сибирское наследие, сибирский характер, сибирское здоровье — то, что интересно любому туристу, приезжающему в наш регион. Конечно, Сибирь — разная. Но самый близкий путь и самая легкая возможность прикоснуться к Сибири — это поехать в Тюменскую область. Не зря говорят: Тюмень — врата Сибири.

Создаём новые турмаршруты
Тюмень — врата Сибири. Фото VisitTyumen.ru.

Директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова в студии «Час Тюмени» ГТРК «Регион-Тюмень» отметила, что за последние два года в области наблюдается высокая деловая активность, в том числе в сфере туризма. Тут и пандемия коронавируса сформировала ряд трендов, и западные санкции помогли. Плюс федеральный центр подал четкие сигналы: развиваем внутренний туризм, инфраструктуру, придорожные сервисы, строим новые отели, объекты показа, ремонтируем дороги. При этом говорится о различных видах господдержки тех или иных видов бизнеса в сфере туризма.

— Не секрет, что мы в Тюменской области несколько лет назад определили приоритеты и векторы развития туротрасли. Основные — использование термальных и минеральных ресурсов, развитие культурно-познавательных маршрутов. В фокусе внимания — древняя столица Сибири — город Тобольск с его историческим наследием, экспозиции которого излагают всю историю края, — отметила руководитель.

Новые смыслы и бренды

Тобольск — это вообще очень мощный бренд с большим потенциалом развития, поскольку о Сибири слышали все. Но где она начиналась, где и как зарождалась, каковы ее природа и люди, чьи имена прославили Россию, знают немногие. Для некоторых становится потрясением, что великий химик Менделеев, композитор, автор всемирно известного романса «Соловей» Алябьев, художник Перов — сибиряки.

И таких смыслов, идей, направлений уже очень много. Они подхватываются главами муниципальных образований, общественными объединениями, такими, как Торгово-промышленная палата, ООО МСП «Опора России», ООО «Деловая Россия». В своей повестке предприниматели активно обсуждают новые проекты, в том числе в области туризма и гостеприимства. Уже сложились и на слуху такие понятия, как «сельский туризм», «промышленный туризм», «глэмпинг», и другие. И участников этого процесса становится все больше.

— В этом году новые инфраструктурные проекты получили грантовую поддержку, — сообщила Мария Трофимова. — В апреле–мае были подведены итоги конкурса, и мы надеемся, что в текущем и следующем году в различных муниципалитетах появятся новые точки развития туротрасли.

К слову, проекты нужны разные, не только большие и емкие. Придорожные сервисы, сувенирные магазины, кэмпинги — это реакция бизнеса на увеличение туристического потока. И государство старается поддержать такие инициативы.

— Главное, чтобы инициаторы шли до конца и формировали конечный, востребованный на рынке продукт. Для этого мы готовы подключаться и содействовать реализации проектов, — заявила руководитель.

Мария Трофимова отметила, что ранее созданная в регионе база отрасли помогла сделать новый рывок за последние пять–семь лет. Удвоены турпотоки, созданы новые востребованные турпродукты, консолидирована отрасль в целом. Но в настоящее время ставятся и решаются другие задачи. Если коротко, то это — качество, комфорт, доступность, создание новых турпродуктов, которые будут интересны и приезжим гостям, и местному населению.

— Отдых — это одна из основных социальных потребностей человека, мы все хотим отдыхать. И если под эту цель будут подстроены все бизнес-процессы, идеология, то будет рождаться то самое волшебство гостеприимства, которого ждут туристы. Другое дело, что нам все еще не хватает нужной информации, сервисов, средств размещения. В этом плане нам предстоит еще очень много работы. И здесь мы трудимся во взаимодействии с нашими соседними регионами, участвуем в отработке федеральной повестки, не упускаем из виду наши стратегические проекты. Это и термальные комплексы, и реализация мастер-плана по развитию Тобольска, — рассказала директор областного департамента потребительского рынка и туризма.

Новый облик Тобольска

Мария Трофимова напомнила, что создан стратегический документ — мастер-план туристического каркаса Тобольска и Тобольского района. В его разработке участвовали региональное правительство, администрация Тобольска и компания «СИБУР». Команда

СИБУРа вообще очень многое делает для того, чтобы город, в котором трудятся работники компании, становился лучше. Тому свидетельством служат многие социальные программы СИБУРа и намеченные планы.

В новом документе увязаны в единое целое вопросы развития верхней и нижней частей Тобольска с их пешеходными маршрутами, локациями, объектами культурно-исторического наследия, досуга и отдыха, променадными зонами. Над мастер-планом трудился большой экспертный консорциум, и этот документ впоследствии был презентован губернатору Тюменской области Александру Моору.

Недавно мастер-план был представлен министру экономического развития РФ Максиму Решетникову. Ныне администрация Тобольска ведет активные презентационные мероприятия для местного сообщества.

— Даже если двадцать или тридцать процентов из этого плана будет реализовано, то Тобольск сделает большой шаг вперед, — заявила Мария Трофимова.

Директор областного департамента потребительского рынка и туризма напомнила, что этот процесс начался в 2003 году, когда в Тобольск прилетал президент РФ Владимир Путин. Тогда им было дано поручение по развитию Тобольска как жемчужины Сибири. С тех пор в городе восстановлены десятки памятников культурного наследия, включая ансамбль Тобольского кремля, введены одиннадцать музейных комплексов, получила развитие дорожно-транспортная инфраструктура. И этот процесс продолжается. В 2018 году открыт музей императорской семьи в Нижнем Посаде. Затем реконструирована историческая Базарная площадь. Огромное число исторических памятников сосредоточены именно в Нижнем Посаде. Все они станут базой для создания новых объектов культуры, туризма, торговли, общепита, зон отдыха, гостевых домов. Уже ведутся работы по проектированию концертного зала, креативных пространств конгресс-центра, восстановлению Александровского сада. И каждый год в Тобольске будет появляться что-то новое и интересное.

Для Тобольска также важно создавать качественный номерной фонд. Специалисты прогнозировали, что к 2023 году появится дефицит номеров. И хорошо, что в апреле 2023 года в Тобольске на Малой Сибирской улице был открыт новый четырехзвездочный отель «Миррос». Там 46 номеров, и они не пустуют.

— Пока что мы не успеваем отвечать на этот спрос и, значит, упускаем экономические выгоды. Поэтому ведутся переговоры и обсуждения по запуску новых проектов в данной сфере, — сообщила руководитель.

В целом же гости, приезжающие в регион, достаточно высоко оценивают уровень сибирского гостеприимства и сервиса. Мониторинг различных интернет-площадок показывает, что туристы удовлетворены оказанным приемом. Систематизация работы с отраслью, экскурсоводами, туроператорами и персоналом принесла свои плоды.

Но, безусловно, успокаиваться рано. Точек для приложения усилий еще немало.

Мария Трофимова поблагодарила коллег из областного департамента культуры за организацию фестиваля «Лето в Тобольском кремле», за потрясающую программу праздника и яркий репертуар. Слияние всех составляющих: исторических декораций, Тюменского филармонического оркестра, приглашенных гостей — всегда производит колоссальное впечатление. При этом ряд процессов координируют тобольские коллеги, департамент потребительского рынка и туризма отвечает за гастрономическую составляющую, программу помогают сформировать коллеги из правительства Москвы. Предстоящий вояж Тюменского филармонического оркестра и Леонида Агутина в Москву — это еще один месседж для тех, кто интересуется Сибирью: пора там побывать и все увидеть своими глазами.

Кстати, отрадно, что в этом году после перерыва произошло возрождение фестиваля исторической реконструкции «Абалакское поле» с его играми, обрядами, ремеслами. По мнению очевидцев, на нем был весь Тобольск.

Безусловно, город будет развиваться и дальше. Однако, по мнению экспертов, важно соблюдать баланс. Объекты показа не могут создаваться сиюминутно, под запрос. А гости едут. И здесь важно определиться, сколько им нужно посадочных мест, номерного фонда, какова должна быть пропускная способность объектов. Эти вещи неспециалистам не видны. Но это как раз тема планирования и поступательного развития города и туротрасли, в частности.

Другие города региона также стараются максимально отвечать на запросы туристов, создать для них комфортные условия для пребывания, рассказать и показать все самое лучшее, подготовить променадные зоны, экскурсии, организовать фестивали и мастер-классы. Набирают обороты велнес-туризм, культура банных процедур и СПА.

Лучший отдых — термы

Уже несколько лет подряд в регионе открывается термальный сезон. Объектов с использованием термальных вод становится все больше. Многие действующие термальные комплексы проходят этап модернизации, там открываются новые плавательные бассейны, развивается инфраструктура. Рабочий процесс и экспертиза идей продолжаются. Формируется пул экспертов, которые предметно отрабатывают определенные кейсы по строительству новых термальных объектов с тем, чтобы они соответствовали стандартам, отвечали на запросы потенциальных потребителей и были доступны для разных целевых аудиторий.

— Мы ожидаем, что в Тобольском районе в конце года появится свой термальный комплекс, в непосредственной близости от города Тобольска. И нам хочется, чтобы это направление активно развивалось и к нам приходили новые инвесторы. А мы, соответственно, с командой департамента, Инвестиционным агентством Тюменской области будем сопровождать новые проекты, — уточнила Мария Трофимова.

Несмотря на то что в регионе в совокупности действует 21 обустроенный термальный источник, хочется большего. Просто чтобы утром встать и всей семьей отправиться на несколько часов на ближайший источник, без пробок и многочасовой езды. Понятно, что все существующие комплексы не могут одномоментно разместить большое количество гостей. Так, в прошлом году тюменские термы посетили 1,4 миллиона человек. Интерес к ним растет, гости круглогодично едут в Тюмень из других регионов.

Однако, что касается Черноморского побережья, то и там не хватает объектов инфраструктуры. На федеральном уровне ныне активно обсуждается тема строительства дополнительных морских комплексов. Заявлены такие новые проекты, как «Новая Анапа», строительство курорта «Каякент» в Дагестане. И над этими проектами трудятся серьезные команды.

Понятно, что отдых на море — это всего три–четыре месяца в году. А в течение года люди тоже ездят отдыхать. У Тюменской области в этом плане есть все возможности для организации различных видов отдыха.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру