Тюменская область отмечает 75-летие тюменской геологии

За туманом и за запахом тайги

Тюменские геологоразведчики, ветераны и действующие работники отрасли, и все, кто посвятил себя этой романтической профессии, отмечают 75-летие со дня создания первой в Тюменской области геологической организации. Напомним, что коллектив первой нефтеразведочной экспедиции был создан в 1948 году. Так зародилась уникальная и неповторимая по духу тюменская геология.

За туманом и за запахом тайги
Фестиваль геологической песни украсили выступления хоров Союза ветеранов Ямала. Фото Татьяны Долговой.

Ее работники положили начало созданию в СССР Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса. Газовые и нефтяные фонтаны свидетельствовали об огромных месторождениях углеводородов в регионе. Березово, Шаим, Усть-Балык, Тазовское, Самотлор, Уренгой, Заполярное, Федоровское — эти географические названия не сходили с газетных полос. Благодаря геологам, строителям, нефтяникам и газовикам Советский Союз подтвердил свой статус мировой энергодержавы. Для наращивания ресурсной базы советской экономики в управлении «Главтюменьгеология» трудился стотысячный коллектив, а в его рядах — Герои Социалистического Труда, лауреаты Ленинской и Государственной премий, заслуженные геологи-орденоносцы.

Многие помнят, что престиж этого дела был невероятно высок, в отрасли складывались целые династии. В учебные заведения на геологические специальности поступали только лучшие школьники, и это неудивительно, ведь профессия предполагала все, чем грезила молодежь: таежную романтику с ее знаменитыми песнями, подвиг освоения природных богатств на долгие годы, определяющих благосостояние страны, и, что уж душой кривить, неплохой заработок.

Стоит отметить, Тюменская область может похвастать перед целым миром многими громкими именами в геологической отрасли. Это — член-корреспондент РАН Иван Нестеров, профессор Николай Ростовцев, профессор Макс Рудкевич, профессор Владимир Матусевич и многие другие. Современной молодежи, выбравшей эту романтическую стезю, есть у кого перенимать богатейший опыт и знания, чьи труды изучать.

В настоящее время при поддержке правительства Тюменской области и Тюменской областной Думы в регионе в рамках празднования 75-й годовщины тюменской геологии проводятся различные мероприятия. Одним из первых стал фестиваль геологической песни, который состоялся 7 апреля в Тюменском технопарке. Участие в фестивале приняли известные в Тюмени исполнители бардовской и эстрадной песни, ветераны геологии. Фестиваль украсили выступления хоров «Северное сияние», «КаверСтиль» и «Серебряне», которые представили землячества Союза ветеранов Ямала. Со сцены прозвучали песни Визбора, Городницкого, Кукина, Пахмутовой и других известных композиторов. Свое вокальное мастерство продемонстрировали действующие сотрудники геологических организаций Юрий Васильев и Иван Нестеров, а также ветераны отрасли — Петр Сафронов, Рим Сафутдинов и Сергей Никитин. Подарком для гостей мероприятия стал выход известного исполнителя, автора неофициального гимна Тюмени Сергея Дьяконова-Дьяченкова. Мальчиком он жил по соседству с одним из первооткрывателей сибирской нефти Фарманом Салмановым, и светлые воспоминания о том времени нашли отражение в лирической песне «Во дворе».

Команда молодости нашей

Гостей, коллег, участников фестиваля геологической песни поприветствовал заслуженный геолог РФ, в прошлом заместитель начальника легендарной Главтюменьгеологии, почетный гражданин Тюменской области Анатолий Брехунцов.

Он отметил, что в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов прошлого века в Тюменской области стартовала новая историческая эпоха. Сельскохозяйственный регион находился под угрозой затопления: руководством страны рассматривался проект строительства сети гидроэлектростанций для обеспечения электроэнергией Урала и Кузбасса. Но появились геологи. Они открыли месторождения нефти и газа, и эти открытия золотыми буквами были вписаны в историю Тюменской области и всей страны. Только одно Самотлорское месторождение давало стране 150 млн тонн нефти в год, или четвертую часть всей нефтедобычи в СССР. Новый Уренгой принес стране 300 млрд кубометров газа в год, или 50% всей газодобычи в Советском Союзе.

Созданный Западно-Сибирский топливно-энергетический комплекс обеспечивал наполнение бюджета страны. В настоящее время доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ составляет порядка 40%.

— До сих пор открытия наших геологов востребованы в экономике. Накопленная добыча газа составляет 21 триллион кубометров, из них сто процентов добыто из месторождений, открытых в советское время тюменскими геологами, — сказал Анатолий Брехунцов.

Через тюменскую геологию прошли сотни тысяч человек. Бездорожье, порою скудное питание, тяжелые природные и климатические условия — геологи преодолели все эти испытания с честью и достоинством.

Напомним, что сам Анатолий Брехунцов принимал непосредственное участие в открытии десятков нефтяных месторождений, в том числе Мамонтовского, Новопортовского, Русского, Усть-Балыкского, газовых месторождений — Заполярного, Уренгойского и других. За открытие и ускоренную подготовку к промышленному освоению Ямбургского газоконденсатного месторождения А.М. Брехунцову в 1984 году была присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники. Ныне он непосредственно участвует в исследовательских работах, имеет более 150 публикаций, в том числе монографию «Развитие теории фильтрации жидкости и газа к горизонтальным стволам скважин». Ученый и практик обладает обширными знаниями в смежных областях: геофизике, бурении, минералогии, нефтегазодобыче, транспортировке и переработке нефтепродуктов.

Полвека в звании «геолог»

О песенных фестивалях, которые в советские годы проходили в экспедициях перед геологами, буровиками, вышкомонтажниками, вспомнил председатель Тюменского совета ветеранов войны и труда предприятий Главтюменьгеологии имени Ю.Г. Эрвье Станислав Гончаров.

— Как только были открыты нефть и газ, в Тюмень потянулись артисты. В 1966 году впервые в экспедициях появилась Алла Пугачева. Юрий Эрвье сказал ей: «Ты будущая звезда!». Так оно и вышло. Вскоре перед тюменскими первопроходцами выступали Ян Френкель, Лев Лещенко, Николай Сличенко, Александр Розенбаум. Прошло время, и у нас появились свои собственные поэты, композиторы, артисты. Появился наш геологический гимн. Слава о тюменских геологах разнеслась по всей стране. Поселки, где работали экспедиции, стали городами. Появились аэропорты, железные дороги, автомагистрали, школы, поликлиники, — рассказал Станислав Гончаров.

Станислав Васильевич порадовался, что традиция подобных музыкальных вечеров, заложенная еще Эрвье и Салмановым, продолжает жить.

Ветеран, кавалер ордена «Знак Почета», награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетный геологоразведчик России, почетный геолог Тюменской области, заслуженный геолог Ханты-Мансийского автономного округа, лауреат премии имени В.И. Муравленко Станислав Гончаров посвятил геологии более пятидесяти лет. Члены возглавляемой им организации принимают активное участие в районных, городских, областных мероприятиях, участвуют в общественной жизни, в меру сил стараются поддержать коллег и материально, и добрым словом.

В отрасль Станислав Гончаров пришел сразу же после школы, поступив на вечерне-очное отделение нефтяного института в городе Грозном.

— Все мы — геофизики, механики — днем работали на производстве, а вечером садились за парту. Такой формат обучения, скажу я вам, самый оптимальный. Будучи студентами, мы уже трудились на инженерных должностях! Лично я в 22 года стал инженером-технологом участка, самым молодым в объединении «Грознефть». Занимался процессами автоматизации буровых предприятий: замерами колонн бурильных труб, параметров глинистого раствора, следил за работой лебедок, редукторов. Профессия буровика — это всегда оценка самых разных данных, поскольку процесс бурения невидим для глаза, — рассказал ветеран.

— Станислав Васильевич, а какая была мотивация — уже в 22 года трудиться инженером на тяжелейшем производстве?

— Несмотря на молодость, мне всегда хотелось быть техническим руководителем. В школе я усиленно изучал физику, математику, это были мои любимые предметы. Что касается тяжелых условий на производстве, то это действительно так. Условия работы у геологов всегда были непростыми. После окончания института я приехал в Сургутскую нефтегазоразведочную экспедицию. Все агрегаты находились под открытым небом, и вышкомонтажные бригады старались как-то укрыть буровую, защитить ее от ветра, дождя, снега… В ходе поисковых работ у геологов не хватало вагончиков, строили что-то вроде сараев, между стенок набивали опил, мох, ставили печки-буржуйки. В Надымской экспедиции геологи и вовсе жили в заброшенных бараках, вросших в землю. Ни столовой, ни медпункта, ни, тем более, клуба.

— Наверное, в те годы у каждого был какой-то особый азарт?

— Скорее, ответственность за порученное дело. Каждый горел желанием достойно выполнить свою работу, получить планируемый результат, несмотря на отсутствие элементарных бытовых условий. В Сургуте я трудился инженером, старшим инженером, старшим инженером партии глубокого бурения. В Надымской экспедиции стал начальником отдела бурения. Распоряжением начальника главка Юрия Эрвье был направлен на работу в Тюменскую военизированную газоспасательную часть. Затем отправился в командировку в Афганистан. Там почти четыре года трудился главным техническим руководителем буровых работ. После Афганистана меня перевели на работу в аппарат главка. Работал старшим инженером в отделе Главтюменьгеологии, заместителем начальника отдела бурения, начальником отдела. В 1980 году Фарман Курбанович Салманов направил меня снова в Сургут, но уже в качестве главного инженера объединения «Обьнефтегазгеология».

— За плечами у вас огромный жизненный путь. С чем, на ваш взгляд, можно было бы сравнить этот трудовой подвиг на территории Западной Сибири?

— Когда закончилась Великая Отечественная война, нефти в Грозном уже не было. В Баку месторождений не хватало. Вот почему начались геологоразведочные работы в Тюменской области. Стране нужна была нефть! И не просто для того, чтобы ею торговать, но больше для внутренних нужд, для работы транспорта, авиации, армейских соединений. В СССР проживали 250 миллионов граждан. Их нужно было кормить, одевать, строить для них жилье. На все это нужны были деньги. И тюменская нефть стала для страны спасением.

В заключение отметим, что программа празднования 75-летия тюменской геологии обширна. 19 апреля в Тюменской облдуме состоится масштабная научно-практическая конференция, куда приглашены академик РАН Алексей Конторович, представители Роснедр, правительства Тюменской области. На торжественном собрании будут отмечены заслуги ветеранов и работников отрасли. В честь юбилея издан двухтомник «Люди и недра» — о ветеранах геологии. Планируется провести олимпиаду «Юный геолог». Анатолий Брехунцов также предложил проводить фестивали геологической песни ежегодно.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру