В Тюмени состоялся форум по развитию креативных индустрий

Задача, которую решать нам

Все мы в той или иной степени являемся потребителями продукции, произведенной в креативном секторе экономики. Это ИT-продукция, реклама, музыка, кино, архитектура, изобразительное искусство, мода, дизайн, ремесла.

Задача, которую решать нам
Форум креативных предпринимателей / КПД, Сергей Дадеев

Креативная экономика становится все более значимой для регионов России, и Тюменская область не является исключением. С богатым культурным наследием, активным населением и растущими инициативами в сфере искусства и технологий Тюмень активно развивает свой потенциал в этой области. Вышеперечисленные сферы деятельности не только способствуют культурному развитию, но и создают новые рабочие места, способствуя росту экономики.

При этом важна роль инфраструктуры для поддержки и реализации креативных инициатив. В последние годы в регионе построены новые центры творчества, появились пространства, предоставляю­щие молодым художникам, дизайнерам и предпринимателям необходимые ресурсы для реализации своих идей, проведения мастер-классов, выставок и лекций.

Учебные заведения Тюмени и региона также играют важную роль в развитии креативной экономики. В университетах и колледжах внедряются программы, направленные на обучение современным навыкам в области дизайна, медиа и технологий. На площадке Исторического парка «Россия — Моя история» в Тюмени открыта Школа креативных индустрий. В условиях стремительного изменения технологий и культурной среды такие образовательные инициативы становятся особенно актуальными. И это важный шаг по развитию креативной экономики, созданию уникальных проектов, связанных с культурой, историей, искусством, информационными технологиями. Школа позволит молодым тюменцам внимательнее взглянуть на взаимодействие различных дисциплин, расширить горизонты для творчества, создания и реализации креативных инициатив. Проект поддержали тюменские вузы.

Местные власти также стараются поддерживать креативные инициативы. В рамках различных грантовых программ и конкурсов выделяются средства на реализацию проектов в области культуры и искусства. Это создает мотивацию для активистов некоммерческих организаций и молодежи развивать свои таланты и участвовать в культурной жизни региона.

Областная столица стала площадкой для множества культурных и креативных мероприятий, которые привлекают внимание как местных жителей, так и туристов. Фестивали музыки, искусства и кино стали важной частью жизни города и региона, способствуя обмену идеями и культурному взаимодействию. Наибольшую известность получили музыкальный фестиваль «Лето в Тобольском кремле», фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле», этнофестиваль «Небо и Земля», кинофестиваль «Ноль Плюс».

Креативная экономика в Тюменской области не ограничивается только искусством. Бизнес-сектор активно сотрудничает с творческими индустриями. Компании понимают важность креативного подхода к маркетингу и продуктам, что приводит к появлению новых совместных проектов. Это взаимодействие способствует развитию инноваций и улучшению качества товаров и услуг.

Увеличить в два раза

По словам генерального директора Тюменского агентства по развитию креа­тивных индустрий Алексея Краева, в настоящее время вклад креативных индустрий в валовой внутренний продукт (ВВП) страны оценивается в чуть более три процента. Задача, которую поставил Президент РФ Владимир Путин, заключается в том, чтобы к 2030 году выйти на уровень в шесть процентов. То есть увеличить вклад креативного сектора в экономику в два раза. Региональная стратегия развития креативных индустрий содержит тот же самый план — увеличить их вклад в местную экономику в два раза.

На 2021–2022 годы вклад креативных индустрий в ВВП только по городу Тюмени составлял 14,1%. Эксперты выявили порядка восьми тысяч различных компаний, которые создают креативные продукты.

— Объемы серьезные. У нас развиты сфера архитектуры, разработка программных продуктов, рынок рекламы. Это наша сильная сторона, и на нее стоит ориентироваться, — отметил Алексей Краев.

Он также добавил, что в экономике есть определенные виды индустрий, которые пока не являются существенными производителями, однако они быстро развиваются. К ним можно отнести дизайн одежды, гастрономию, создание медиаконтента, включая кино и мультипликацию. Областная столица растет, стремясь стать миллионником. Соответственно, расширяется и рынок сбыта креативной продукции. Благодаря общему высокому уровню жизни в регионе его жители потребляют все больше и больше креативных продуктов.

В формате диалога

Региональная стратегия развития креативного сектора экономики обсуждалась на прошедшем в Тюмени 11–12 октября форуме креативных предпринимателей «КПД». Она подразумевает два основных направления. Это ставка на креативные индустрии, традиционно работаю­щие на промышленность и государство, и ставка на креативные индустрии, продукцию которых потребляют физические лица. Для двух этих разных групп производителей и креативных предпринимателей должны быть разработаны и разные формы поддержки. Первых важно свести с потребителями, вторых — поддержать грантами, дешевыми кредитами и другими механизмами развития.

Кстати, первый форум «КПД» в прошлом году собрал более полутора тысяч человек, что свидетельствует о высоком интересе к теме. В этом году форум посетили еще больше участников, включая около пятидесяти экспертов. Событие состоялось в Тюменском технопарке и объединило сотни начинающих и опытных бизнесменов, представителей органов власти, экспертов из разных уголков страны. Накануне организаторы провели переговоры с креативными предпринимателями от Калининграда до Владивостока. И многие согласились выступить перед тюменской аудиторией, поучаствовать в дискуссиях. Причем приехали в Тюмень за свой счет.

— Это говорит о том, что форум востребован и интересен людям, — пояснил программный директор форума, исполнительный директор ТРО ООО «Опора России» Наиль Хакимов.

Одним из ключевых нововведений форума стало объединение с проектом «Тюменская марка». Более семидесяти предпринимателей представили свою продукцию, что позволило участникам ознакомиться с локальными достижениями в сфере креативных индустрий. Это не только форма поддержки местных производителей, но и возможность продемонстрировать разнообразие и качество тюменских товаров.

На форуме два дня работал трек про инвестиции для креативных индустрий. На данной площадке встретились те, кто ищет инвестиции, и те, кто отбирает перспективные проекты для инвестирования. На этой же площадке были организованы учеба инвесторов и мастерская для соискателей инвестиций.

На треке «Кадры для бизнеса» получили пользу как работодатели, так и креа­тивные специалисты. Ведь экономический ландшафт региона постоянно меняется, обогащается, появляются новые направления развития, оригинальные бизнес-ниши. Безусловно, каждая компания хочет найти для себя самых талантливых, самых креативных сотрудников. И по этому поводу развернулась дискуссия: где их взять? Как подготовить? Чему учить и какие задачи перед ними ставить?

На треке об инструментах развития шла речь не только о мерах господдержки креа­тивного бизнеса, но и обо всех существующих формах и мерах поддержки.

Отдельный трек организаторы посвятили теме нового облика Тюмени. Безусловно, это весьма креативное направление — создать программы, инициативы, решения, которые будут полезны городу, изменят его облик и атмосферу в лучшую сторону.

В рамках форума несколько предпринимателей рассказали истории своих поисков, успехов и неудач. Своим вдохновением и лайфхаками поделились эксперт и продюсер, cоздатель школы стиля MODE school, основатель маркетингового агентства Fashion Sreda Карина Мальчихина, директор киношколы и генеральный продюсер кинокомпании «Пушка» Максим Габула, писатель-фантаст, создатель образовательной системы «РОБИ» Евгений Борисов, девелопер, основатель Форума недвижимости «Движение» Илья Пискулин. Сюзанна Иванова, основатель музыкального сообщества «Музсходка», рассказала, как она попала в издание «Форбс» и как образование пиарщика помогает ей создавать музыкальную среду в Тюмени.

Безусловно, форум «КПД» стал отличной возможностью для местных предпринимателей и творческих людей представить свои идеи и проекты, а также получить ценные рекомендации от экспертов.

Заинтересованы все

Отметим, что старт развитию креативного кластера в регионе был дан в прошлом году. Данный кластер строится по аналогии с успешными нефтегазовым и строительным кластерами, что подчеркивает важность креативной экономики для будущего регио­на. На его нынешней презентации выступили руководители различных сообществ и организаций, в частности руководитель ТРО ООО «Опора России» Эдуард Омаров, гендиректор фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Николай Пуртов, президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Ольга Езикеева и другие.

В последнее время много внимания участию в различных мероприятиях уделяют банковские структуры. Так, представители Альфа-Банка были спикерами в Школе креативных предпринимателей, на форуме женщин-предпринимательниц. Учреждение также приняло участие в форуме «КПД». На мероприятии речь шла о партнерстве бизнеса, власти и общества. И представители Альфа-Банка поделились своим видением того, как развивать партнерские отношения, входить в новые проекты и продвигать их. Участники площадки, посвященной партнерству, были вовлечены в деловую игру, в основу которой легла теория поколений. Работодатели узнали, как внутри компании выстраивать отношения между сотрудниками.

Форум «КПД» поддержала и компания «Газпромнефть — Ямал». Кстати, ее поддержкой пользуется кинофестиваль «Ноль Плюс». По словам заместителя генерального директора компании Евгения Захарова, корпорация заинтересована в том, чтобы креативные индустрии в Тюменском регионе развивались. Тем более что производственные коллективы компании «Газпромнефть — Ямал» являются потребителями креативной продукции.

Евгений Захаров сообщил, что компания проводит грантовые конкурсы для представителей креативных индустрий. Размер гранта может достигать 1,5 млн рублей. В конкурсах могут участвовать в том числе и физические лица. Очередной конкурс компании уже стартовал. У всех желающих есть возможность принять в нем участие.

— С каждым годом качество проектов растет. Если первые проекты были в немалой степени посвящены развитию материальной базы, то ныне их авторы делают упор на содержание, изменение жизни людей, поддержку детей с заболеваниями, детей-сирот, профориентацию и другие вопросы. Мы также поддерживаем проекты, которые затем становятся частью программы социальных инвестиций «Родные города», — уточнил руководитель.

Кстати, заявки на участие в программе социальных инвестиций «Родные города» от компании «Газпромнефть — Ямал» принимаются до 31 октября. Эксперты рассмотрят креативные проекты из областей культуры, спорта, экологии, образования, благоустройства, и лучшие из них получат поддержку.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру