Тюменцы развивают новые экспортные направления

Тюменцы развивают новые экспортные направления
Кооперационные связи России с Ираном укрепляются. Фото Вячеслава Девяткова

Тюменские предприятия поставляют продукцию в десятки стран мира. Специалистами разработана экспортная стратегия региона. В нее входят страны СНГ, Ближнего Востока, Африки, Монголия, Вьетнам и другие. О тенденциях, перспективных направлениях сотрудничества с Китаем и регионами Африки пойдет речь на предстоящем Тюменском экспортном форуме, который пройдет на площадке Тюменского технопарка 1 декабря.

Отметим, что сотрудничество с Китаем и Африкой играет важную роль в развитии экономики Тюменской области. Благодаря активному укреплению экономических связей с Китайской Народной Республикой товарооборот с этой страной значительно увеличился, вырос экспорт полимеров, полипропилена, фанеры, пиломатериалов и других товаров. Страна с ее огромным рынком открывает новые возможности для экспорта тюменской продукции. Важно лишь учитывать особенности китайского рынка и его требования к качеству и стандартам.

В целом экспорт тюменской продукции в Китай представляет собой весьма перспективное направление для развития регио­нальной экономики. С учетом динамичного развития двусторонних межгосударственных связей тюменские производители имеют все шансы успешно укрепить свои позиции на этом восточном направлении.

Объем тюменского экспорта в Африку вырос в 3,4 раза с 2021 года. Партнеров тюменских предприятий интересуют ГСМ, товары химической отрасли и дерево­обрабатывающей промышленности, оборудование. Открытие нового направления рынка в Алжире дает более широкие возможности для сотрудничества в области поставок строительных и пиломатериалов, а также пищевой промышленности.

Важным аспектом укрепления международных, социокультурных, образовательных связей является привлечение в Тюменскую область студентов из Африканского региона. Кстати, в связи с растущей потребностью в молодых кадрах университеты Тюменской области активно внедряют новые образовательные программы, ориентированные на сотрудничество именно с Азией и Африкой. На молодежной сессии «Поворот на Восток: развитие кадрового потенциала Тюменского региона» в рамках Экспортного форума будет обсуждаться подготовка специалистов по экспортным операциям.

Заметим, что одной из успешных практик является программа двойных дипломов, которая предполагает совместную образовательную траекторию, разработанную и реализуемую университетами-партнерами. Это позволяет выпускникам не только получить два диплома — местного и зарубежного вуза-партнера, но также пройти языковую и коммуникативную практику, что значительно повышает конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда, в том числе за рубежом.

Иран готов к сотрудничеству

Еще одно любопытное и перспективное направление для России и Тюменской области — это Иран. Страна обладает огромными запасами нефти и газа, а также имеет развитую промышленность и сельское хозяйство. Тюменская область, в свою очередь, имеет развитую нефтегазовую отрасль, сеть нефтесервисных и проектных организаций. Научное сотрудничество также имеет большой потенциал для развития. Обе стороны могут обмениваться опытом и знаниями в таких областях, как медицина, технологии, сельское хозяйство и экология. Таким образом, сотрудничество в области экономики может принести значительные выгоды обеим сторонам.

Кроме того, культурный обмен играет важную роль в укреплении отношений между странами и регионами. Если учесть, что в Иране проживают миллионы этнических азербайджанцев, то не такая уж это и terra incognita (лат. — неизвестная земля. — Ред.).

На днях политолог, востоковед, преподаватель РАНХиГС при президенте РФ Фархад Ибрагимов выступил перед тюменцами с лекцией «Стратегическое партнерство России и Ирана: текущее состояние отношений и перспективы».

По его словам, резкое обострение отношений России и Запада кардинально изменило международный геополитический ландшафт. Иран находится под западными санкциями уже порядка 45 лет. Но иранцам удалось сформировать свое видение будущего, свою национальную экономику, внешнеполитическую программу. И России этот опыт симпатичен.

Президент РФ Владимир Путин неоднократно посещал Иран, встречался с аятоллой Али Хаменеи, верховным лидером Ирана. Ему уже 84 года, и он правит страной порядка 35 лет, контролируя внешнюю политику, оборону, безопасность, основы внутренней политики. Прерогатива президента Ирана Ибрахима Раиси — гуманитарно-культурное сотрудничество, экономика.  

Благодаря этим лидерам Иран поддерживает позицию России на протяжении вот уже 25 лет. Когда в ноябре 2015 года Владимир Путин посетил Иран, это был самый разгар сирийской кампании, и Россия заявила о том, что она будет участвовать в уничтожении террористических радикальных ячеек в Сирии. Иран безоговорочно поддержал позицию Москвы по этому поводу. И дальнейшие переговоры прошли очень успешно.

— Это не значит, что мы будем вторым Ираном. Мы не можем им быть по определению, хотя бы потому, что масштабы, география нашей страны совершенно другие. И, соответственно, иные условия. Но нам интересно, как они пережили санкционное давление и к чему пришли, — уточнил Фархад Ибрагимов.

Военно-политический и экономический прессинг со стороны Запада не дает возможности Ирану перезагрузить эти отношения. Хотя Иран не единожды пытался это сделать при участии российских дипломатов.

В рамках курса разворота России на Восток связи со странами Ближнего Востока, которые не поддаются американскому доминированию, продолжают крепнуть. Складывающиеся геополитические реалии создают объективные предпосылки для дальнейшего сближения Москвы и Тегерана.

Помимо военно-технического сотрудничества, усиливается экономическая кооперация. Либерально-экономический блок правительства РФ был против развития отношений с Ираном. Впрочем, другие страны, включая Китай, старались лишний раз с Ираном не сотрудничать.

— Но, когда геополитические условия изменились и Запад сам развязал нам руки, мы поняли, что у нас есть возможность наращивать связи с Востоком. И это прагматичная позиция, она отвечает нашим национальным интересам. Мы объединяемся не просто в двустороннем формате, но еще и привлекаем других игроков, которые поняли, что появилась уникальная возможность сформировать новую архитектуру безопасности, новую геополитическую и геоэкономическую реальность. Было бы желание, — отметил востоковед.

Безусловно, есть огромное количество барьеров и препятствий, чтобы это сделать. Тем не менее Иран публично высказывает России слова поддержки в связи с проведением СВО. В то время как некоторые страны дистанцируются от оценки этого шага. И это очень показательно. У Ирана есть смелость позволить себе говорить то, что он считает нужным сказать.

Так, аятолла Али Хаменеи заявил следующее: «США и Запад в целом стремятся расширить зону своего доминирования и подорвать независимость и суверенитет других стран. Расширение НАТО на Восток преследует именно такие цели. И в этом причина кризиса на европейском континенте. Украина стала жертвой кризиса, созданного США».

Россия, в свою очередь, поддерживает Иран в недопустимости иностранного военного присутствия на Ближнем Востоке. Осуждает политику шантажа в отношении Ирана.

И эти заявления подкрепляются реальными делами: строится атомная электростанция «Бушер-2». По словам Фархада Ибрагимова, у этой АЭС интересная история. В свое время именно Запад начал строить в Иране АЭС и развивать там ядерную программу. В 1976 году компания «Сименс» стала возводить в Бушере первые энергоблоки. После иранской революции и свержения прозападного шаха эта программа была свернута.

Но Хаменеи понял, что в случае агрессии в отношении Ирана ему нужны современные вооружения. Желательно ядерные. Мирная ядерная программа нужна в любом случае. И тогда Росатом получил контракт на строи­тельство АЭС в Бушере. Россия достроила эту АЭС. Поэтому в 2014 году Иран попросил Россию построить еще одну АЭС. Строительство второго блока вскоре завершится, а сдача третьего блока состоится в 2026 году.

Кстати, затем с аналогичной просьбой к России обратилась Турция. И уже в мае 2023 года республика получила новую АЭС от России.

— Так Россия сформировала на Ближнем Востоке имидж страны, которая занимается осуществлением реальных серьезных, стратегически значимых проектов. Арабские Эмираты, Саудовская Аравия говорят: «А мы тоже хотим!». И это означает, что Россия оставалась, остается и будет оставаться сверхдержавой, — подчеркнул московский гость.

Фархад Ибрагимов также добавил, что в Иран уже давно инвестируют китайцы. КНР вложила в экономику страны 400 млрд долларов. Построила целую систему метрополитенов. И в этой связи у России с Китаем есть своя конкуренция. Другое дело, что иранские рынки мало освоены. И места там хватит всем.

Успех России заключается в том, что Иран видит в России самого главного военно-политического партнера. Такое партнерство — стратегическое, на десятилетия — вполне возможно. И мы к этому идем. Российские корпорации «ЛУКойл», «Газпром», «Роснефть» уже осваивают иранские месторождения. Таким образом, кооперационные связи с Ираном укрепляются.

По транспортному коридору

В настоящее время Иран и Россия реализуют главный экономический проект логистического характера — строят международный транспортный коридор «Север — Юг». Речь идет о том, что из России через Астрахань и Баку будет проложен железнодорожный путь в Иран. Москва, Ленинградская область, Татарстан, Астрахань — всего порядка 25 регионов России намерены поставлять в Иран свою продукцию. Пока что товары из Европы в Индию, Иран и обратно провозятся через Суэцкий канал. И этот путь занимает порядка 45 дней. Россия и Иран предлагают сократить этот маршрут вдвое.

Проект также предусматривает паромное, автомобильное сообщение. И Россия уже вложила в проект порядка двух миллиардов долларов. То есть Россия и Иран настроены на еще более основательные отношения.

— В Иране очень развитая экономика. Это страна, которая имеет высокие технологии, несмотря на санкции Запада. Иранцы создают собственное оборудование, медикаменты и поэтому ищут новые возможности и рынки. Так что кооперация в этих направлениях нам очень подходит, — уточнил Фархад Ибрагимов.

Он также сообщил, что в настоящее время в России очень много иранских студентов, причем в технических вузах. Изучают химию, физику, математику, медицину.

Все эти позиции говорят о том, что Россия и Иран выходят на уровень полноценного стратегического партнерства. И Тюменская область вполне может встроиться в данную повестку.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру