Тюменская область делает ставку на интеграцию науки, образования и производства

Не солдат, но всё равно универсальный

23.10.2019 в 09:00, просмотров: 485

Еще два–три года назад наличие образования и опыта работы с конкретными программами, технологиями, оборудованием было важнейшим требованием при найме в корпорации. Но «срок службы» таких компетенций быстро сокращается. Развитие цифровых технологий и глобализация меняют приоритеты в подборе сотрудников. Во главу угла становятся soft skills (универсальные навыки, не связанные с определенной профессией или специальностью. — Ред.).

Тюменская область делает ставку на интеграцию науки, образования и производства
Студенты ТюмГУ — участники тренинга в нетворкинге «Точка кипения». Фото автора

На минувшей неделе студенты тюменских вузов собрались в нетворкинге «Точка кипения» Тюменского технопарка, чтобы разобраться с тенденциями на рынке труда, инвестициями в самих себя, ценностью будущего диплома и набором образовательных программ, предлагаемых различными нетворкинг-площадками.

Кстати, согласно исследованию в LinkedIn, ныне 85% рабочих мест заполняется именно с помощью нетворкинга, и этот факт должен заставить каждого задуматься о своих нетворкинг-навыках. Проще говоря, социальный капитал, умение создавать и поддерживать социальные связи могут иметь для выпускника вуза решающее значение, когда речь о работе мечты. Связи помогут, когда придет время вступить на новый корабль, плывущий в будущее.

Бизнес-тренер Радислав Гандапас говорит: в начале карьеры нетворкинг — это обязательное условие. Трудно сказать, какой контакт «выстрелит». Не следует ждать от нетворкинга мгновенного результата. Плоды появятся потом. Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов считает, что случайные встречи повлияли на его судьбу гораздо больше, чем он мог себе представить. Настоящие нетворкеры думают, прежде всего, о том, что они могут отдать, и это становится основой их взаимодействия.

По словам бизнес-тренера Лилии Белоусовой, которая любезно приняла предложение Центра карьеры ТюмГУ пообщаться со студентами, наряду с образованием и дипломом работодатели рассматривают так называемые soft skills — мягкие компетенции, личностные данные, навыки общения, управления, гибкость мышления, креативность, целеустремленность.

Почему акцент в современном мире делается не на образовании, а на компетенциях? Потому что мир перенасыщен информацией, товарами, образами. Лучше всего продается и покупается лишь то, что ни на что не похоже. Потому на практике компетенции зачастую более эффективны, чем образование. Исследования показывают, что в будущем любой труд, который можно эффективно заменить роботами или алгоритмами, будет ими заменен физически или интеллектуально. Если компетенции и навыки человека таковы, что его могут заменить робот или алгоритм, то это повод задуматься об эффективности таких компетенций и навыков. Человек как работник будет востребован там, где роботы и алгоритмы окажутся слабее. Если специалист видит проблему и знает, как ее решить или исправить, умеет решать сложные нестандартные задачи, генерировать новые идеи, обмениваться результатами своего мыслительного процесса с носителями самых разнообразных знаний, его ценность для компании и работодателя значительно возрастает.

Справка МК Владимир Якушев, министр строительства и ЖКХ России:

— Считаю, что научно-образовательный центр должен стать своего рода интегратором, от которого регион получит синергетический эффект для экономического прорыва и достижения стратегических задач развития.

Лилия Белоусова объяснила студентам разницу между hard skills и soft skills. Первое — это жесткие профессиональные навыки, умение работать с машинами, оборудованием, технологиями. Второе — это особенности личности, которые также являются ценностью с экономической точки зрения, навыки работы с людьми. И если в первом случае их можно измерить, то навыки второго порядка измерению не поддаются. Это надпрофессиональные навыки.

По мнению ведущих экономистов и социологов, ключевыми компетенциями станут порядка десяти основных надпрофессиональных навыков: способность к быстрому принятию решений, критическое мышление, креативность, гибкость мышления, коллаборации с людьми, эмоциональный интеллект, клиентоориентированность, навык ведения переговоров и другие. И развивать их в себе нужно прямо сейчас, чтобы быть востребованным на рынке труда.

В ногу со временем

В советское время молодых и начинающих руководителей направляли на учебу в Высшую партийную, Высшую комсомольскую школы. В программу обучения входили теория социума, социология, психология, критическое мышление, теория управления. Выпускники этих заведений затем работали в горкомах, райкомах и обкомах партии и комсомола. Требование нынешнего дня в том, чтобы аналогичные знания могли получать не только будущие руководители-целевики, а все желающие. Доступ к знаниям управленческой значимости, к «царской информации» должен быть открыт для всех.

Это тем более необходимо, поскольку, по мнению экспертов, к 2030 году в мире из-за внедрения искусственного интеллекта, автоматизации и роботизации работы лишится почти один миллиард человек. Одна профессия на всю жизнь, один пакет навыков — это уже в прошлом.

Опять же в советские времена был популярен лозунг «Знания — сила!». Нынче его можно перефразировать и сказать, что в условиях умирания профессий сила — в надпрофессиональных навыках и компетенциях, в свободе, в творчестве, в умении создавать коллаборации и предлагать новые идеи. Мир уже давно переполнен старыми, отжившими идеями, то и дело приводящими жителей Земли к войнам, кризисам и катастрофам.

Правда и то, что самообразование и саморазвитие — это опасный путь. История свидетельствует: на пути научно-технического прогресса, на пути освоения знаний всегда стояли некие ограничения, некие социальные и религиозные запреты. Ученым объявляли анафему, требовали их порицания и отлучения от церкви. На Востоке многие века даже существовал религиозный запрет на использование колеса. Поэтому развитых, критически мыслящих, компетентных людей всегда меньше, чем всех остальных. Знания и навыки — это конкурентное преимущество. А в чужих преимуществах мало кто заинтересован.

Российский разведчик-нелегал Андрей Безруков однажды в рамках «Губернаторских чтений» привел такой образ: весь мир сегодня похож на небольшое озеро. Вокруг него столпились тигры, носороги, жирафы, антилопы. Воды в озере все меньше, а животных все больше. Каждый заинтересован в том, чтобы оттолкнуть другого и утолить свою жажду. Поэтому атмосфера в мире далека от гармонии.

К счастью, системно мыслящие люди делают ставку на новые технологии: ту же воду можно воспроизвести из морской воды, из дождя и снега. Но здесь важно уметь выходить за рамки своей культурной и ментальной парадигмы, создавать коллаборации, находить в себе смелость быть иным, первым, ни на кого не похожим.

Отрадно, что профильные департаменты правительства Тюменской области: образования и науки, информатизации, по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике, труда и занятости, спорта и дополнительного образования — делают ставку на новую модель образования, на всестороннее развитие детей и молодежи, при этом всецело поддерживая активнейшую позицию в этом процессе высших учебных заведений и ссузов.

Деятельность Школы перспективных исследований Тюменского госуниверситета, Школы инновационного мышления, Школы молодых нейроинженеров, нетворкинга «Точка кипения», детского технопарка «Кванториум», Высшей инженерной школы EG Тюменского индустриального университета, Регионального центра компетенций, Центра робототехники и автоматизированных систем управления, мультицентра «Моя территория» и множества других учреждений и организаций как раз направлена на то, чтобы исправить ситуацию, когда людям нужно догонять свои изобретения, которые ушли уже далеко вперед.

Все это позволяет с уверенностью смотреть в будущее, планировать реализацию новых прорывных технологий, актуальных социальных инициатив, планомерно решать задачи по достижению целевых показателей, обозначенных национальными проектами «Образование», «Наука», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости» и другими.

Преодолевая стереотипы

Ярчайший пример создания коллаборации — формирование и развитие в ТюмГУ регионального Центра выявления и поддержки одаренных детей «Новое поколение», работающего по модели Образовательного центра «Сириус». Региональный центр учрежден правительством Тюменской области, фондом «Талант и успех» и ТюмГУ. Выпускники «Сириуса» получили возможность участвовать в дополнительных образовательных программах, курсах, семинарах и конференциях на площадках ТюмГУ, а «Сириус» предоставил выпускникам университета возможность пройти практику на собственной базе в Сочи.

— В новом центре образовательная программа будет включать в себя не только занятия по предметам, но и встречи с признанными в своих областях профессионалами. Образование и наука будут идти рука об руку в деле формирования поколения будущего, — рассказал ректор ТюмГУ ­Валерий Фальков.

Отметим, что правительством Тюменской области выделено здание в исторической части областной столицы, которое станет многофункциональным домом для центра «Новое поколение». В нем разместятся классы экспериментальной и занимательной физики, зоны 3D-печати, цифрового производства и электроники, робототехники, лаборатории дополненной реальности и нейротехнологий, аудитории с профессиональными микроскопами и возможностью компьютерной обработки данных.

В основу образовательной модели центра ляжет как раз междисциплинарный подход, когда в совместной проектной деятельности будут участвовать биологи, физики, химики, филологи, инженеры, дизайнеры, программисты. И здесь воспитанникам и выпускникам центра, безусловно, понадобятся те самые soft skills — эмоциональный интеллект, надпрофессиональные навыки коммуницирования, креативности, быстрого принятия решений, ведения переговоров, мультикультурности и мультиязычности.

— Для нас главное — консолидировать в рамках создающегося центра работу с талантливыми и одаренными детьми. Мы должны выстроить сотрудничество и заручиться поддержкой крупных индустриальных партнеров и корпораций, сделать центр экспертной и ресурсной базой, в том числе по переобучению педагогов. Нужно понимать, что, в конечном счете, мы готовим кадры будущего для инновационной экономики России, — подчеркнул губернатор Тюменской области Александр Моор.

В настоящее время в центре внимания федеральной и региональной власти — создание Межрегионального научно-образовательного центра Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО, формирование которого является одной из главных целей нацпроекта «Наука». Основная задача НОЦ — интеграция научных достижений в реальный сектор экономики, монетизация идей и знаний российских ученых на глобальном рынке, развитие научно-производственной кооперации, участие в решении комплексных научно-технологических задач. В рамках НОЦ будет осуществлена интеграция всех уровней образования. И замечательно, что региональный центр ТюмГУ по выявлению и поддержке талантливых детей «Новое поколение» будет встроен в деятельность большого и современного НОЦ.