Через Туру — с ветерком

21 октября в Тюмени открыли сразу два моста

Уникальное событие — 21 октября 2015 года на реке Туре были открыты сразу два мостовых сооружения: дублирующий мост в створе улицы Челюскинцев и первый пус­ковой комплекс восточного участка окружной автомобильной дороги на улице Дамбовской.

21 октября в Тюмени открыли сразу два моста
Открытие моста-гиганта через реку Туру по улице Дамбовской в г. Тюмени. Фото Александра Аксенова

Несколько лет назад областная столица вошла в число лидеров в стране по количеству автомобилей на тысячу человек. Тюмень, стремительно меняющая облик, стала прирастать новыми микрорайонами, производственными площадками, школами, поликлиниками, спорткомплексами, торговыми центрами, превратилась в центр притяжения для свежих идей и необычных проектов. Значительно выросли демографические показатели. Различные события межрегионального и международного масштаба стали регулярными.

Со временем дорожно-транспортная инфраструктура некогда провинциального города превратилась в фактор сдерживания стремительно развивающейся областной столицы. Она перестала отвечать современным требованиям. Специалисты приступили к разработке и реализации масштабного проекта по строительству в областном центре окружной автомобильной дороги, крупных развязок и магистралей. В эту работу включилось огромное количество людей. Они сформировали план строительства и реконструкции дорожной сети на ближайшие годы.

Замыслы неуклонно воплощаются в жизнь. 21 октября — тому подтверждение. Тюменцы уже ощутили первые плоды этой работы: построен юго-западный автомобильный обход, открыты удобные развязки на улицах Московский тракт, Мориса Тореза, Монтажников, Мельникайте. Одновременно идут расширение и пробивка прилегающих дорог. Все это позволяет существенно переформатировать схему перемещения по городу грузовых и пассажиропотоков, сократить на городских улицах количество транзитного автотранспорта.

Здравствуй, Зарека!

Связь между Заречными микрорайонами и центральной частью города обеспечивает мостовой переход через реку Туру. С центральной части Тюмени к мосту подходит улица Челюскинцев, с Заречной части — улица 2-я Луговая. Основной проблемой существующего моста являлась его малая ширина. Специалисты приняли решение построить еще один переход параллельно старому и отвести две полосы для выезда из Заречных микрорайонов и столько же для въезда в них из центра. В июне прошлого года компания ООО «Мосто­строй-12» приступила к строительно-монтажным работам по возведению нового моста длиной 340 метров. Мостовое сооружение потребовало привлечения большого количества проектировщиков, строителей, техники, участия многочисленных субподрядных организаций по переустройству сетей связи, электроснабжения, возведению насыпи земляного полотна.

Параллельно шла работа над моделированием движения транспорта в квадрате улиц Челюскинцев — Орджоникидзе — Осипенко. Сотрудники института транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета несколько месяцев трудились над схемой организации дорожного движения на этом участке. Ими было смоделировано десять возможных сценариев. Один выбрали.

В 2015 году начались работы по пробивке улицы Первомайской, переустройству инженерных сетей, устройству тротуаров и дорожного покрытия. До недавнего времени улица Первомайская была тупиковой. Новый мост через Туру в районе ДК «Нефтяник» кардинально изменил схему движения в этом районе. Первомайскую удлинили на полкилометра, и теперь она соединяет железнодорожный вокзал с улицей Осипенко, берегом Туры и выходит на обновленную 2-ю Луговую улицу, на которой кольцо заменили перекрестком. Теперь остановка «Филармония» на улице Республики упразднена. Общественный транспорт будет проходить через новый остановочный пункт в районе дома №7 по улице Первомайской. Остановке присвоено название «Улица Первомайская».

Два десятка маршрутов городского транспорта в минувшую среду начали движение по новому участку улицы. На ней появились автобусные остановки и два новых светофора: на перекрестках Первомайская — Советская и Первомайская — Осипенко. Движение по улице Первомайской на участке от улицы Хохрякова в направлении улицы Осипенко с выходом на мост через Туру решено сделать односторонним. В обратном направлении движение по улице Челюскинцев осуществляется по прежней схеме. Левые повороты с улицы Челюскинцев на улицу Хохрякова и улицу Володарского теперь запрещены. Ограничены стоянка и остановка транспорта по улице Первомайской на участке от Володарского до Хохрякова. Это обеспечит высокую пропускную способность дороги.

Ученые-дорожники обещают, что благодаря новой транспортной артерии и новой схеме организации движения на данном участке города время в пути в часы пик для автомобилистов сократится на 30%.
Будет ли проводиться реконструкция старого «заречного» моста? Оказывается, его со временем разберут и построят новый. Разработка проектно-сметной документации уже началась.

Мост-гигант

Решение о начале работ по строительству Восточного обхода вокруг Тюмени было принято в 2006 году. Участники координационного совета по выработке единой земельной и градостроительной политики в Тюменской области выбрали оптимальный вариант строительства автотрассы, включающий в себя пять этапов. В октябре прошлого года силами генподрядной организации ОАО «Мостострой-11» началось строительство первого этапа Восточного обхода с возведением уникального моста через Туру и транспортной развязки по улице Дамбовской.

Новое сооружение, сданное в эксплуатацию в рекордные сроки, поражает своими размерами. По словам заместителя генерального директора компании «Мостострой-11» Евгения Горбунова, на его возведение ушло 8667 тонн металлоконструкций, 17 900 кубометров монолитного железобетона, 1240 кубометров сборного железобетона.

Мост через реку Туру длиной 719 метров представляет собой два отдельно стоящих сооружения — для прямого и обратного направлений. Его спроектировали в Санкт-Петербурге. Автомобильная дорога включает в себя пять съездов общей длиной 3,5 км. Для сокращения сроков строительства работы по сооружению пролетного строения моста велись параллельно двумя подразделениями ОАО «Мосто­строй-11». Кроме того, монтаж пролетных строений производился с двух сторон: с левого берега производилась надвижка, с правого берега металл монтировался на временных опорах.
Опоры пролетного строения сооружались с применением буровых установок фирмы «Бауэр». Восемь опор моста общим объемом 18 тыс. кубометров были сооружены за шесть месяцев. При этом буровые сваи имеют диаметр 1,5 метра и длину до 30 м.

Само пролетное строение представляет собой неразрезное сооружение, на котором всего два деформационных шва — в начале и конце моста, что обеспечивает плавность проезда автомобильного транспорта на всем протяжении мостового перехода. При строительстве центрального пролета длиной 147 м применены гасители колебаний от ветровой нагрузки, чтобы мост не раскачивался.

Вдоль бордюров установлено порядка трех километров лотков. По системе водосброса вода, перед тем как попасть на рельеф, будет уходить с проезжей части на водоочистку. Весной вокруг объекта будет посажено около 120 деревьев сибирской лиственницы и 14 тыс. кустарников.

Стоимость сооружения — более 5 млрд рублей. Строили объект Мостострой-11, Мосто­отряд-15 из Нефтеюганска, Мостоотряд-87 из Тобольска, Мостоотряд-36, дорожно-строительное управление Тюмени и другие суб­подрядные организации. Общая численность работников, которые были задействованы в строительстве, — более 1300 человек. На стройке было задействовано порядка 300 единиц различной строительной техники.

В открытии новых городских инфраструктурных объектов приняли участие члены областного правительства, представители городской администрации, депутатского корпуса, сотрудники мостостроительных компаний, горожане.

Почетное право разрезать красную ленточку и открыть движение транспорта через Туру было предоставлено губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву, председателю Тюменской областной Думы Сергею Корепанову, заместителю губернатора Евгению Заболотному, главе администрации г. Тюмени Александру Моору.

— Такого в истории города еще не было, чтобы два моста через Туру вводили в один день. Эти объекты очень важны для областного центра. Но планов у нас — громадье. Инфраструктура требует серьезных изменений, реконструкции. Город это уже давно заслужил, — отметил Владимир Якушев, обращаясь к горожанам.

По словам главы региона, проектировщики, мостостроители, дорожники в очередной раз подтвердили свой профессионализм. Губернатор обратил внимание на то, что сетевики из компании «Тюменские распределительные сети» и других предприятий провели огромную работу. Любой объект, который строится внутри города, очень сложен в инженерном исполнении. Как правило, вокруг проходит множество различных коммуникаций. Их нужно перенести аккуратно и быстро, так, чтобы жители не ощутили на себе ни отсутствия газа, ни отсутствия электричества или тепла. Все эти организации сработали в унисон и заслуживают благодарности.

— Буквально в понедельник я летал в командировку в Тобольск, смотрел на Тюмень сверху. И могу сказать, что за город не стыдно. Объекты, которые мы возводим, имеют историческое значение. Они востребованы, и люди их ждут. Они делают нашу областную столицу еще более комфортной для проживания, — добавил Владимир Якушев.

Председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов отметил, что подобные объекты в Тюмени сдаются не только с высоким качеством, но и досрочно.

Генеральный директор ОАО «Мостострой-11» Николай Руссу сообщил:

— Члены правительства, заказчики, проектировщики, сетевики сработали очень слаженно и за короткий период провели колоссальную работу. При строительстве сооружения были перенесены километры высоковольтных линий электропередачи, два магистральных газопровода.

Руководитель поблагодарил за участие в работах компании «Курганстальмост», «Тюменьстальмост», «Пышмаавтодор», «ТОДЭП», «Ремдормаш», омское предприятие «Мостовик». По его словам, для увеличения скорости производства монтаж конструкций осуществлялся с трех сторон. До 20 сентября, как и планировалось, главный пролет был опущен на опоры. Затем начались работы по окраске, укладке асфальта. Если учесть работников заводов и различных предприятий, то в общей сложности над объектом трудились около пяти тысяч человек.

Николай Руссу пошутил:

— Я уже заметил — как мы сдаем объект, так наступают холода. Наверное, мы возьмем на себя обязательство сдавать будущие объекты до 1 октября, чтобы на торжественной церемонии их открытия на ветру никто не заболел.

За значительный вклад в развитие строительной отрасли Тюменской области, высокий профессионализм и в связи с открытием мостового перехода через реку Туру почетной грамотой губернатора Тюменской области были награждены десятки работников компаний «Мостострой-11», «Мостострой-36», «Мостоотряд-87»: инженеры, машинисты, ремонтники, крановщики, монтажники, мастера.

— Мосты на улицах Челюскинцев и Мельникайте строились в 1960-х. И они уже не соответствуют современным требованиям. Новый мост на Челюскинцев связывает Заречные микрорайоны с центром города. И уже в эти минуты жители Тюмени ощущают эффект от введения в эксплуатацию этого моста, — подчеркнул Владимир Якушев. — Что касается моста на улице Дамбовской, первого пускового комплекса Восточного обхода, то значимость этого объекта переоценить тоже очень сложно. Это еще один мост через реку с высокой пропускной способностью. Главное, что, построив Восточный обход, мы полностью завершим строительство объездной дороги. Тогда весь транзитный транспорт пойдет вокруг Тюмени, что значительно разгрузит городскую дорожную инфраструктуру.

Заре навстречу

Что и говорить, мост через Туру в районе Лесобазы имеет стратегическое значение — это первый этап Восточного обхода Тюмени. Пуск данного объекта сразу разгрузил все тюменские мосты — в створах улиц Челюскинцев, Профсоюзной, Мельникайте. Для завершения всего Восточного обхода в дальнейшем будут построены второй, третий, четвертый пусковые комплексы. С завершением строительства Восточного обхода данная ветка соединит автомобильные дороги Ханты-Мансийск — Тюмень и Тюмень — Омск, Северный и Южный обходы города.

По словам губернатора, следующий этап развития дорожно-транспортной инфраструктуры Тюмени — это продолжение работ по строительству развязок в районе улиц Запольной, Мельникайте — Федюнинского, Монтажников — Федюнинского и по улице Тополиной. Они также значительно уменьшат загрузку центральных улиц города. В последующем улица Мельникайте должна стать магистральной, без остановок на светофорах. Для этого на всех перекрестках будут построены развязки, которые позволят основному потоку машин двигаться без остановок. Магистраль через улицу Республики пройдет под землей.

Следующие этапы: строительство развязок Мельникайте — 50 лет Октября и перед совмещенным мостом через Туру. Опять же возведение параллельного моста и продолжение дороги до пересечения с Тобольским трактом. Проектировщики уже ведут работы по этому объекту. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру