Ректор ТюмГУ Валерий Фальков считает, что университет обладает рядом существенных преимуществ. Вот как он развил свою мысль:
— Во-первых, в силу географического расположения мы лучше других способны максимально приблизить профессиональное образование к реальному производству. Территориально предприятия ближе всего расположены именно к нам. Более сильные инженерные вузы расположены за тысячи километров. Вряд ли студенты этих вузов поедут из Москвы, Санкт-Петербурга на практику в Тобольск, Сургут или Ноябрьск.
Во-вторых, базовое техническое и естественно-научное образование в университете дается в лучших традициях советской школы. Так, в учебном процессе доминирует фундаментальная теоретическая подготовка по математике, физике, химии, биологии и производным от них дисциплинам, что формирует хорошую основу для последующей широкой специализации.
Однако такой подход, как отметил ректор, имеет очевидные минусы. Самый главный — содержание учебных планов формируется профессорско-преподавательским составом, в большинстве случаев отстраненным от решения актуальных проблем современного производства. В дополнение к этому есть некий разрыв между темпами изменения технологических процессов и сроками разработки учебных программ и образовательных методик. Проще говоря, грамотный специалист нужен быстро, а готовят его медленно.
Наконец, еще одна принципиальная проблема, озвученная ректором ТюмГУ, — это разрыв между идеологией индивидуальной подготовки в вузе и коллективным характером реальной деятельности, требующей от человека знаний в смежных областях и умения встраиваться в работу сформированной команды.
Политехническая школа ТюмГУ будет создана на нескольких базовых принципах. Первый из них — конкурсный отбор слушателей. На первом этапе предстоит реализовать несколько программ дополнительного образования, в последующем — магистратуру и прикладной бакалавриат.
Безусловный плюс учебного процесса — взаимодействие в ходе обучения студентов с предприятиями — заказчиками на подготовку специалистов по конкретным направлениям деятельности. Обучение максимально приближено к производству: каждая программа формируется под конкретного заказчика при непосредственном участии его представителей. Важно, что в процессе обучения студент будет принимать участие в решении реальных производственных задач.
Особые требования предъявляются и к преподавательскому составу, все кандидатуры согласуются с заказчиком. В число преподавателей обязательно войдут практики, в том числе из-за рубежа.
Валерий Фальков подчеркнул, что опыт подобного обучения у ТюмГУ имеется.
В частности, технопарк университета совместно с ОАО «ГМС Нефтемаш» выполняет проект по созданию высокотехнологичного производства измерительных установок. Объем финансирования проекта — 300 млн рублей, из которых 150 млн — средства предприятия, вторые 150 млн рублей — средства федерального бюджета. В проекте задействовано тридцать студентов — физиков и математиков, десять аспирантов и пять преподавателей. В результате реализации проекта, начиная с 2015 года, на предприятия нефтегазового комплекса будет ежегодно поставляться не менее тридцати новых измерительных установок.
Ректор Тюменского госуниверситета добавил, что вуз давно готовит специалистов по таким уникальным инженерным специальностям и направлениям, как техническая физика, биотехнология и биоинженерия. С 2014 года открыт набор по специальности «Нанотехнологии и микросистемная техника».
ТюмГУ — единственный вуз в Тюменской области, получивший грант в рамках постановления Правительства РФ «О кооперации вузов и промышленных предприятий».
Среди потенциальных партнеров политехнической школы — УГМК-Сталь, Газпромнефть, Сибур, Шлюмберже и другие. С некоторыми из них уже проведены переговоры, получена поддержка данного проекта. В частности, компания «Фортум» предлагает университету кооперацию с вузами из Скандинавии и Израиля в целях подготовки специалистов по альтернативной энергетике и теплотехнике.
По мнению Фалькова, еще одной серьезной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие региона, является дефицит не только квалифицированных инженерных, но и управленческих кадров. «Перспективы Западно-Сибирского региона: новые индустрии и кадровый потенциал» — так называется еще один проект университета, разработанный в сотрудничестве с одной из лучших российских бизнес-школ — Московской школой управления «Сколково».
Для начала предлагается отобрать 65 действующих управленцев — представителей органов государственной власти, местного самоуправления, вузов и крупных корпораций. Участники программы должны пройти обучение по образовательным модулям. Из числа выпускников программ можно сформировать кадровые резервы на ведущие управленческие должности, считает Валерий Фальков.