МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тюмень

Как в Тюмени Сабантуй празднуют

Сибирские татары не забывают о народных традициях

Сабантуй, один из древних языческих тюркских народных праздников, дошедших до наших дней, был изначально посвящен окончанию весенних полевых работ. Однако в последнее время татарский «праздник плуга» стал площадкой для межнационального общения и дружеских встреч. 

Вторая по численности нация региона традиционно подарила на день рождения любимой Тюмени одиннадцатый городской Сабантуй, прошедший 26 июля в зоне отдыха Заречных микрорайонов.

Для гостей мероприятия было предложено вкусное в прямом и переносном смысле «меню»: насыщенная концертная программа с участием популярной группы из Татарстана «Казан Егетляре» и артистов из Башкортостана, национальные спортивные состязания, выставка-ярмарка изделий народного промысла, выставка-конкурс «Городские цветы», возможность отведать блюда татарской кухни и кулинарный конкурс «Именинный бавырсак».

Участницы конкурса, хлебосольные хозяюшки из Казарово и Больших Акияр поведали, что бавырсак является непременным атрибутом праздничного стола сибирских татар. Он готовится из пшеничной муки высших сортов. Тесто замешивается на яйцах с добавлением небольшого количества воды или молока, сахарного песка, соли и чайной соды. Его разделывают на мелкие кусочки, которые затем погружают в котел с кипящим жиром или маслом и обжаривают, помешивая ложкой, до румяной корочки. Бавырсак подается к чаю холодным. У сибирских татар бытуют такие его разновидности: косык бавырсак (мелкий, как кедровый орех), копэц бавырсак (в форме тюбетейки), уйма бавырсак (в виде мелких квадратиков).

Центр сибирско-татарской культуры Тобольска привез на торжество двух умельцев: мастер-классы провели Нурия Маметова, знаменитый специалист гончарного дела, и сапожник Шайдулла Хамидуллин.

— Уже года четыре шью национальную татарскую обувь, — рассказывает мастер кожевенного ремесла. — Технологию придумал сам, предварительно изучив теорию по печатным изданиям. Узор золотистой вышивки сердце подсказало. Смотрите, как он сочетается с мягкой, как шелк, кожей!

Сапожки — на любой вкус: белые, красные, бирюзовые. Шить их — дело непростое, до десяти дней работы на одну пару тратится.

Ассортимент в основном праздничный, как говорится, на выход. Сапоги охотно покупают творческие коллективы и люди «золотого возраста», чтобы в мечеть надевать. Молодежи обувь тоже пришлась по душе. Так что заказов хватает.

Пророк Мухаммед сказал: «Бог красив и видит все красивое». Этому правилу следую всю жизнь: построил дом, весь в орнаментах: от наличников до дверей. Выпиливал самостоятельно — на станке и вручную, лобзиком. Печи и камины строю. Люди радуются, а значит, и я на свете живу не зря.

На главной сцене праздника блистали известные далеко за пределами области творческие коллективы и исполнители — народный ансамбль русской песни «Сударушка», коллектив украинской песни «Дзвони души» и другие.

Лауреат областного фестиваля национальных культур «Мост дружбы» — фольклорный ансамбль «Умай» выступал в этот раз не в полном составе. Как объяснил его руководитель Абузар Миннебаев, солистки ансамбля, победительницы регионального конкурса на лучшее исполнение баитов — Клара Кучковская и Фатыма Ибрагимова отправились недавно на Всероссийский фольклорный фестиваль в Казань.

— Идею создания фольклорного ансамбля подали «Бурановские бабушки», — с улыбкой рассказывает Миннебаев. — И я решил найти энергичных, веселых женщин, которые каждое выступление превращают в национальное шоу. Артистки сами поют, танцуют, играют на курае, кубызе, сурнае и других народных инструментах. У каждой своя партия соло в музыкальных произведениях. Концертные номера в исполнении ансамбля «Умай» — это своеобразный маленький спектакль, в котором ярко и эмоционально представлены сцены из жизни народа: его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое прошлое.

Из года в год жемчужиной Сабантуя становятся соревнования по национальной борьбе на поясах — корэш.

— Это вид спортивного единоборства, в котором перед борцом стоит цель положить соперника на спину с применением какого-либо из разрешенных приемов после принятия положения стойки, — объяснил главный судья турнира Абдулхак Минибаев. — В борьбе корэш под приемом понимается законченное техническое действие борца, при проведении которого соперник отрывается от ковра и затем в результате этого действия оказывается в определенном положении на ковре.

К корэшу допускаются представители всех национальностей: татары, армяне, башкиры, азербайджанцы. Они борются в четырех весовых категориях: до 65 кг, до 75 кг, до 85 кг и свыше 85 кг.

На Сабантуй съехались 42 взрослых борца и 30 малышей. Побеждает спортсмен, когда зарабатывает преимущество перед соперником в 5 очков или укладывает противника на спину. Это чистая победа. В награду, по традиции, самый сильный батыр получает барана.

Добавим, организатором городского Сабантуя выступил Центр татарской культуры Тюмени. По словам его директора Лилии Каримовой, этот праздник вобрал в себя все самое лучшее и красивое из культуры и творчества татарского народа.

По традиции, самому юному участнику торжества вручается подарок. Временно исполняющий обязанности губернатора Владимир Якушев наградил Залину Минибаеву, которой 23 июля исполнился один месяц.

— Каждый год, готовясь к Сабантую, стараемся придумать что-то новое и интересное, — отметила Лилия Каримова. — Так, в этот раз пригласили популярную молодежную группу из Татарстана. Впервые у нас в гостях профессиональные артисты из Башкирии. Сабантуй требует много физических и материальных затрат, но он того стоит. Наш любимый праздник никого не оставляет равнодушным! 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах