Поликлиники региона успешно переходят на электронный документооборот

Поликлиники региона успешно переходят на электронный документооборот

Информатизация здравоохранения — один из крупнейших и наиболее заметных государственных проектов в сфере IT. Каких результатов уже удалось достичь на сегодняшний день и как будет развиваться электронное здравоохранение в регионе в ближайшие годы?

Поликлиники региона успешно переходят на электронный документооборот
Алексей Немков.

Об этом рассказал начальник управления лицензирования, лекарственного обеспечения и информатизации здравоохранения департамента здравоохранения Тюменской области Алексей Немков.

Талончик к врачу — уже в воспоминаниях

— Программа информатизации здравоохранения, насколько мне известно, имеет определенные сроки реализации и немалый бюджет на свое осуществление. Алексей Геннадьевич, расскажите, в какой стадии сейчас находится проект?

— Процесс внедрения информационных технологий в здравоохранение — длительный. В нашем регионе он осуществляется поэтапно. Первый этап информатизации коснулся поликлиник. Именно здесь были впервые внедрены информационные технологии. И не без причины — главные нарекания со стороны пациентов сосредотачивались именно в поликлиническом звене. Мы все помним очереди в поликлиниках. Пациенту, чтобы попасть к специалисту, приходилось приходить рано утром и брать талончик к врачу. Существовала и проблема утери бумажных карт. Ситуация на тот момент требовала внедрения информационных технологий, которые были призваны изменить ее в лучшую сторону.

В настоящий момент основные направления в информатизации поликлинического звена реализованы. Здесь есть определенные результаты. У нас практически нет очередей в регистратурах. Исчезла проблема утери карт. В Тюмени и нескольких крупных городах области поликлиники практически полностью перешли на электронную медицинскую карту. В 95 процентах случаев бумажная карта пациента на прием к врачу не доставляется. Таким образом, можно сказать, что амбулаторно-поликлиническое звено охвачено информационными технологиями. По ряду параметров мы опережаем большинство субъектов нашей страны. В таком масштабе, как в Тюменской области, на электронную медицинскую карту пока не перешел ни один регион.

— Первый этап электронного здравоохранения благополучно подходит к завершению. Что ждет пациентов на следующей ступеньке информатизации?

— Следующим этапом планируем охватить стационарные учреждения региона, где пациенты пребывают круглосуточно. Там информатизация будет осуществляться на базе платформы 1С. У нас определены два пилотных учреждения, где внедряется программа, — областная больница №1 и областная больница №2. В ОКБ №1 большинство отделений на сегодняшний день уже работают в системе. ОКБ №2 постепенно включается в этот процесс.

— В стационар, как правило, попадают по направлению лечащего врача либо экстренно на «скорой помощи». Значит, электронная запись здесь не столь востребована. Какие направления в сфере информационных технологий будут реализованы в условиях стационара?

— Сводить внедрение информационных технологий только к записи на прием к врачу — неправильно. Даже если говорить о поликлиническом звене, это не только запись к специалисту. Самая главная задача функционала программы — это возможность получения информации доктором на его рабочем месте обо всех предшествующих этапах оказания помощи пациенту. Сейчас врач на экране монитора видит все исследования и назначения, сделанные любыми специалистами. Чтобы выписать рецепт, доктору нужно нажать несколько клавиш, и он будет напечатан. Проблема нечитаемого «врачебного» почерка решена. То же самое касается листка нетрудоспособности.

Внедрение IT-технологий в стационаре — это, прежде всего, оперативный и удобный способ обмена информацией. В программе пользователи среди докторов могут создать консилиум и провести обсуждение того или иного врачебного случая, при этом находясь далеко друг от друга в разных клиниках. С бумажной картой такой подход невозможен. Во-вторых, при помощи информационных технологий при выписке пациента сохраняется связь с поликлиникой, где он проходит дальнейшую реабилитацию и наблюдение. Кроме того, программа позволяет учитывать, анализировать и планировать расходы на обеспечение медицинской помощью пациентов.

— Куда направится электронное здравоохранение после стационаров?

— В сторону специализированных медицинских учреждений. Параллельно с этим направлением разрабатываем телемедицинские технологии, которые позволяют врачу анализировать и понимать состояние здоровья человека на расстоянии. Сюда входит измерение артериального давления, запись ЭКГ, оценка уровня сахара в крови и многое другое. Внедрение этих технологий и интеграция их в единую систему — это тоже одно из современных перспективных направлений, которые пока у нас не реализованы.

Бумажные карты ушли в архив

— Алексей Геннадьевич, вы заметили, что Тюменская область — одна из лидеров в информатизации здравоохранения. Есть ли регионы, успешно шагающие в ногу со временем, у которых можно чему-то поучиться?

— Безусловно, есть субъекты РФ, которые достигли неплохих результатов в этом процессе. И в каких-то направлениях они даже опережают нас. Мы понимаем, что информатизация — многогранный процесс, который имеет немало составляющих, поэтому здесь сложно конкурировать. Есть регионы, в которых информационная система более удобна для доктора либо сразу создавалась единой для поликлиники и стационара. Функционируют системы, преимущество которых — в осуществлении поддержки принятия врачебных решений, когда врачу предлагаются программой наиболее частые и предпочтительные действия при конкретном диагнозе, как, допустим, в Кирове. В каждом субъекте есть свои особенности информатизации. Мы двигаемся, исходя из задач, которые стоят перед тюменским здравоохранением.

— Значительную часть времени врачи тратили прежде не на общение с пациентом, а на заполнение всевозможных отчетных форм. Насколько электронные карты упростили взаимодействие между пациентами и врачами? Сократилось ли для доктора количество бумажной рутины?

— Бумажная карта, а вместе с ней и бумажная рутина ушли на второй план. Но сказать, что доктору совершенно ничего не надо сейчас писать, тоже нельзя. В программе у каждого доктора есть шаблоны, в которые он вносит изменения. Они облегчают работу и сокращают время заполнения карты. Помимо прочего, система имеет удобную навигацию. Если нужно найти анализ крови, который человек сдавал, предположим, три года назад, то это можно сделать достаточно быстро. Ну и самое главное — электронная карта не теряется, когда пациент направляется на консультацию из одного лечебного учреждения в другое.

— Чем нужным и полезным наполнена электронная карта еще?

— Самое главное преимущество и особенность электронной карты в том, что в ней хранится вся информация о процессе лечения, все рецепты, листки нетрудоспособности. Информацией, сосредоточенной в электронной карте, врачу удобно руководствоваться при постановке правильного диагноза. Очевидно, что это важно и для самого пациента.

— Я правильно понимаю, что электронные карты сейчас функционируют во всех лечебных учреждениях региона?

— Во всех муниципальных и бюджетных учреждениях здравоохранения области. Другое дело, что медицинские организации перешли на них в разном объеме. В Тюмени 95 процентов всех клинических случаев ведется в электронном варианте. Сельские клиники к этому процессу еще только подходят. У нас есть дорожная карта, по которой этот процесс постепенно внедряется в разных медицинских организациях. Конечно, в сельских больницах бумажная карта еще «в почете».

— Когда шла речь о внедрении электронных карт, предполагалось, что бумажные аналоги будут еще в ходу. Так ли это на самом деле?

— Конечно, бумажные карты никто не уничтожил. В связи с тем, что они не столь часто востребованы, бумажные картотеки, которые размещались в холлах регистратур, переместились в архивные хранилища. Тем самым освободилось место в поликлиниках для комфортной работы с пациентами.

— Будут ли отображаться в программе электронной карты данные страхового медицинского полиса, чтобы пациентам не приходилось иметь его при себе на приеме у врача?

— Есть виды помощи, которые оказываются пациенту бесплатно вне зависимости от того, есть у него страховой полис или нет. Это все виды неотложной экстренной помощи. Что касается поликлиник, то там есть два вида оказания услуг. В первом случае, когда пациент приходит сам, допустим, с каким-то болевым синдромом и обращается в кабинет неотложной помощи. Там ему помогут даже при отсутствии полиса.

Но если говорить о плановой помощи, то здесь пациент должен предъявить страховой полис. Это связано с тем, что этот документ пациент может поменять в любой момент, поэтому данные полиса постоянно требуют актуализации. В поликлиниках мы пытаемся доработать инфокиоски, чтобы можно было идентифицироваться через считывание штрих-кода по страховому полису и выбрать удобное для себя время записи на прием к врачу. Такая же система работает в Москве. Похожую ситуацию мы хотим выстроить с льготным лекарственным обеспечением, когда в аптеке по идентификации с помощью страхового полиса фармацевт будет выдавать пациенту те препараты, которые ему выписал врач, без предъявления бумажного рецепта.

«Излишества» российского здравоохранения

— Электронной картой пользуется исключительно доктор. Какие ресурсы доступны пациенту?

— Есть сервис «Личный кабинет пациента». В нем несколько удобных функционалов, которые постоянно наполняются и совершенствуются. В личном кабинете можно записаться на прием к врачу, посмотреть информацию о стоимости оказанных медицинских услуг, узнать результаты лабораторных исследований.

— Информацию о диагнозе заболевания и его течении можно проследить в личном кабинете?

— Пока полная информация о состоянии здоровья пациента не отображается в личном кабинете, но уже можно видеть диагноз и информацию о посещении. Также совсем недавно появился функционал, когда родители могут видеть результаты обследования своих детей.

— Любой желающий может создать свой личный кабинет?

— Да, это не составит труда. На региональном портале госуслуг можно, зарегистрировавшись, его создать.

— Россияне, проживающие в европейских странах, сетуют на то, что получить там медицинскую помощь дорого и проблематично даже для местных жителей. Получается, что в России медицинские услуги на порядок доступнее?

— Если говорить о доступности медицинской помощи и сравнивать с той, которая есть в странах Европы, практически ни в одной из них не ставится задача сделать так, чтобы пациент попал к узкому специалисту в течение недели или десяти дней. Такого вообще не бывает. Нонсенс, когда там пациент сам определяет, к какому узкому специалисту ему идти. В Европе маршрутизацию пациента определяет доктор первичного звена — семейный врач, врач общей врачебной практики, педиатр или терапевт. Насколько мне известно, ни в одной стране мира не обеспечивается доступность плановой помощи к терапевту в течение суток. Это правило не распространяется на неотложную экстренную помощь.

Мы в Тюменской области обеспечиваем плановый прием пациента терапевтом в течение суток во всех поликлиниках. Исключение составляют ситуации, когда врач находится на больничном листе либо в отпуске. Тем не менее случается, что пациенты пишут жалобы, что не могут попасть к конкретному «полюбившемуся» им доктору в течение нескольких недель. Поэтому, когда мы говорим о доступности приема терапевтом, речь не идет об определенном специалисте. Если анализировать опыт других стран, то мы понимаем, что сейчас в нашем здравоохранении есть «излишества», и доступность получения плановой помощи у терапевта в течение суток — тому подтверждение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 26 июля 2017

Заголовок в газете: Была карта простая, а стала цифровая

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру