Об этом рассказала главный внештатный специалист по медицинской психологии департамента здравоохранения Тюменской области Татьяна Гаврилина на радио «Вести FM» ГТРК «Регион-Тюмень».
По ее словам, переход из детского сада, из дошкольной организации в общеобразовательную, начальную школу действительно является стрессом для ребенка. Почему детям в первой и второй четверти первого класса перестали ставить оценки? Затем, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе без лишних волнений. Ведь наши познавательная и эмоциональная сферы взаимосвязаны. Первоклассник, идя в школу, испытывает эмоции более яркие, сильные и глубокие, чем невеста, которая выходит замуж, чем новоиспеченный папа, который встречает свою супругу из роддома. У первоклассника целый коктейль эмоций, который ему нужно принять, переварить и усвоить. Только после этого он сможет спокойно включиться в школьный образовательный процесс.
Накануне 1 сентября будущие первоклашки все чаще слышат от своих родителей: «Ты уже большой, детский сад закончился, в школе все серьезно». И так складывается странный парадокс: с одной стороны, ребенок понимает, что он взрослый, с другой стороны, он испытывает растерянность, он не знает, что значит быть большим и взрослым и как вести себя достойно. У него нет опыта общения с ребятами, учителями, и здесь многое зависит от родителей и того, как они настроены.
Чего не нужно делать? Сравнивать ребенка с другими детьми. Отбирать у него игрушки, сажать и заставлять учить цифры и буквы, если он сопротивляется. Таким образом любовь ребенка к школе не сформировать. Лучше рассказывать ребенку о своих школьных годах, о том, как там интересно, с чем ему предстоит познакомиться, — и делать это в эмоционально положительном, позитивном ключе.
Ребенок в таком возрасте больше ориентируется на свои чувства, эмоции и ощущения. И если начало школьной жизни будет для него связано с какими-то приятными образами, то и адаптация к школе пройдет легче. Он легче вольется в школьный коллектив и быстрее усвоит те правила, которые в нем существуют.
От игр к познанию
В трехлетнем возрасте ребенок переживает период «самости»: «Я сам!». И все стремится делать сам и поступать самостоятельно. Кризис семи лет — другой. Все кризисы, которые мы переживаем в течение молодости, имеют задачу сепарации — отделения от родителей. И семилетний возраст не исключение. Он совпадает с поступлением ребенка в школу. И это для него двойная нагрузка. В этом возрасте у него происходят изменения психологические, физиологические, его игровая мотивация постепенно преобразуется в познавательную.
И в это время родители могут помочь ребенку преодолеть раздражительность, конфликтность, замкнутость, рассеянность, повышенные тревожность и робость. Плюс у ребенка порой происходит обесценивание тех людей и вещей, которые ему были дороги. Все это проявления кризиса семилетнего возраста. Ребенок может сломать любимую игрушку, сказать маме: «Я тебя не люблю». Он хочет самоутвердиться, показать, что он главный и значимый. В такой ситуации нужно разговаривать с ребенком на равных. Если выстраивать отношения по схеме «Я здесь главный, я родитель, а ты маленький и ничего не понимаешь!», то у ребенка включится характерное для этого возраста упрямство. И он будет все делать родителю назло.
Если же вести себя с ним на равных, он действительно почувствует себя взрослым и большим, сможет высказывать свою точку зрения или мнение. Нужно не только запрещать что-то ребенку, но и объяснять, почему вы это делаете. Не только требовать, но и внушать, почему ребенок должен сделать то или иное. Показать, какие плюсы, или «плюшки», он может в этом случае получить.
Если ребенок хочет самостоятельности, нужно ее дать ему, и так, чтобы всем была польза. Например, стоит поручить ему пропылесосить комнату. Насыпать корм коту. А все остальное время «можешь быть свободен».
Если ребенок не хочет делать уроки (многие родители с этим сталкиваются), можно уговорить его делать их по схеме: тридцать минут занимаемся, десять–пятнадцать минут отдыхаем, затем возвращаемся. И в результате все будут довольны. То есть важно говорить ребенку о своих чувствах, спрашивать его о том, что чувствует он.
Общение как наука
Как родителю сформировать адекватную оценку ребенка, его поведения, его поступков? Ведь он может кого-то обидеть, причинить кому-то боль. Важно задумываться об этом раньше, чем ребенку исполнится семь лет. Уже к двум годам он должен иметь начальные представления о том, что можно, а что нельзя. Это один из основных показателей социализации ребенка. Не зря и школьные психологи, и учителя говорят, что им не столько важно, чтобы ребенок, придя в первый класс, знал все материки, умел читать и писать. Важнее, чтобы он умел общаться с другими детьми, разговаривать с ними. А также, чтобы умел ухаживать за собой: завязывать шнурки, застегивать пуговицы. То есть социальные навыки на уровне бытовых взаимоотношений важнее. Остальному научат на уроках.
Если ребенок растет в семье, где папа и мама любят и уважают друг друга, относятся к ребенку как к личности, данную модель поведения он будет использовать и в своей жизни. Ведь дети впитывают не слова, что говорят взрослые, а то, как они себя ведут, как относятся к людям и вещам.
Если ребенок проявляет агрессию или сам становится объектом агрессии, важно выяснить все обстоятельства происходящего. И это должен быть доверительный разговор, а не форма допроса. При этом выслушаны должны быть обе стороны. И в итоге должно быть найдено некое конструктивное решение. Проявление агрессии — это как раз свидетельство недостаточной социализации ребенка, и, если она проявляется регулярно, важно обратиться к специалисту, психологу, психотерапевту, а иногда даже к неврологу или психиатру.
Многие родители пытаются манипулировать ребенком, используя доступ к смартфону. Телефон стал мощным орудием шантажа. Впрочем, все мы, будучи детьми, сталкиваемся с подобными «воспитательными» мерами: «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь то-то и то-то». Времена изменились, инструменты воздействия тоже. Однако гулять полезнее, чем все время «сидеть в телефоне». Поэтому ребенка стоит ограничивать в занятиях интернет-играми. Чем больше времени он проводит в виртуальном мире, тем менее он социализирован, тем труднее ему устанавливать межличностные отношения, общаться со сверстниками, разбираться в реальной жизни. Уход в гаджеты и планшеты говорит о том, что ребенку там комфортнее. И это тревожный звоночек. Значит, есть нечто такое, что в реальности его не устраивает. И на это родителям стоит обратить внимание. И более детально пообсуждать с ним его проблемы, страхи, тревоги. Чаще хвалить его. И разделять: вот это ты, и я тебя люблю, а вот это твое поведение, которое меня расстраивает. То есть не столько ругать его, а говорить ему, насколько вам стало больно и горько.
Педагоги и дети
Отношения педагогов и детей — еще одна тема для обсуждения, в родительских чатах она порою муссируется довольно активно. И у педагогов есть свои претензии к родителям, и у родителей — к педагогам.
Здесь родителям важно полностью исключить критику учителей в присутствии ребенка. Даже если родители чем-то недовольны, лучше обсудить это с самим учителем. Ведь порою конфликты между учителем и ребенком возникают не потому, что есть какая-то серьезная причина, а потому, что ребенок изначально настроен к учителю негативно. При этом ребенок может оказаться прилежным и успешным учеником.
Родителям стоит поделиться подробностями из жизни ребенка, чтобы учитель мог понять его особенности, если они есть.
Часто ребенок не отвечает на вопросы учителя не потому, что он упрямый. А по причине повышенной тревожности, болезненной реакции на резкую интонацию или воздействие других детей.
Робкий, неуверенный, с тонкой душевной организацией ребенок, к которому обращаются чересчур повелительно, категорично, командирским голосом, может растеряться. И даже если он прекрасно знает материал, то промолчит. И учитель об этом может просто не знать.
— Сама я в свое время сталкивалась с ситуацией, когда родители жаловались на учительницу за то, что она кричит на детей. Когда этот конфликт стали разбирать, выяснилось, что у нее просто громкий голос, к тому же имеется проблема глуховатости. Детям и родителям объяснили, что учительница разговаривает не на повышенных тонах, а это просто ее особенность, — подчеркнула Татьяна Гаврилина.
При возникновении конфликтных ситуаций между учителем и ребенком, между детьми родителям лучше приводить в пример не себя или знакомых, а говорить с ребенком на его языке. Можно привести примеры из сказок, книг, прочитанных ему, или из мультфильмов. Вообще, детские книги и фильмы — большое подспорье в воспитании детей.
Двойки и пятёрки
Еще одна тема — оценки и отношение к ним. Порою не все родители согласны с тем, какие отметки учитель ставит их ребенку. Не всегда папа и мама готовы принять ребенка таким, какой он есть, в плане успеваемости и усвоения каких-то учебных дисциплин.
Однако есть расхожая истина: лучше всего в этой жизни адаптируются троечники. И это отчасти справедливо. Просто потому, что требовать от ребенка учиться на «отлично» — это своего рода проблема родителей. Некий страх за будущее ребенка. Возможно, тщеславие. При этом на второй план уходит реальная картина, которая заключается в том, что у ребенка есть сильные и слабые стороны, он живой человек, у него есть свои склонности и способности. По одному предмету он станет успевать и успешно его осваивать, а по другому предмету — нет.
В любом случае оценка — это всего лишь условный показатель знаний ребенка по тому или иному предмету в конкретный период времени. Как мы знаем, великий изобретатель Эдисон в школе считался двоечником. Эйнштейн примерно до пяти лет с трудом разговаривал. Циолковского в школе оставляли на второй год. Слабые отметки имел Менделеев, однако в старших классах, что называется, взялся за голову.
Школа для ребенка — второй дом. И пусть нашим детям в нем будет комфортно.