В Тюменской области отмечают День ветеранов боевых действий

В Тюменской области отмечают День ветеранов боевых действий
Наш земляк, воин-афганец Владимир Щербаков. Фото из личного архива.

По прозвищу «Суфий».

На долю офицеров Главного разведуправления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР всегда выпадали самые опасные и ответственные задания. Непреодолимых преград перед ними не существовало. Прошедшие специальную и боевую подготовку, спецназовцы сами по себе представляют собой супероружие, способное нанести противнику непоправимый ущерб. И за этим супероружием зачастую ведется охота. Так, за голову нашего земляка подполковника ГРУ Владимира Щербакова душманы обещали выплатить миллион «афгани».

Большую закалку он получил в Свердловском суворовском училище. Затем закончил общевойсковое командное училище в Омске. А в 1969 году выпуск в полном составе направили на Дальний Восток, где на Даманском полуострове как раз произошли известные события. Владимир Щербаков попал в так называемую «могучую» десантно-штурмовую бригаду и был назначен командиром взвода разведки.

Уже тогда краем уха Владимир слышал, что в Москве есть некое учебное заведение, где готовят элиту разведки — военно-дипломатическая академия Министерства обороны  СССР.  Отбирали лучших. И в зависимости от человеческих и боевых качеств направляли на тот или иной факультет. Владимиру  Щербакову повезло: он был направлен на факультет внешней разведки, «первый» — так он в то время назывался. Структура академии была секретной до той поры, пока в ГРУ не появился предатель Виктор Суворов, написавший книгу «Ледокол». Его настоящая фамилия Резун. Он выдал то, что когда-то составляло гостайну.

В академии бывший десантник проучился три года. Изучил два языка. Должен был ехать в одну из стран, где государственный язык английский или арабский. Но был направлен на Дальний Восток, откуда в 1980 году в составе разведгруппы ГРУ, Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС СССР, убыл в Афганистан. Экономикой страны занимались действующие дипломаты при посольстве СССР в Кабуле, а в ведении разведчиков были военно-политические вопросы плюс агентурно-диверсионная деятельность.

Группа базировалась в Файзабаде – столице провинции Бадахшан, граничащей с Россией, Китаем и Пакистаном. Официально сотрудники ГРУ занимали должности советников при посольстве СССР в Кабуле, ходили в гражданской одежде и делали все, чтобы в них нельзя было узнать офицеров-разведчиков. Владимир тогда опустил бороду, и среди местных афганцев у него было прозвище «суфий».

Главная задача, которую решали офицеры – ликвидация бандформирований и их главарей, нападавших на советские воинские части и подразделения, уничтожение караванов, шедших на помощь боевикам из Пакистана, а также лагерей и складов с боеприпасами.

Агентура у советских разведчиков была самая разнообразная. Щербаков был в хороших отношениях с губернатором Бадахшана, с некоторыми членами его правительства, встречался с первым секретарем правящей афганской партии.

Боевики тоже вели разведку, и перед тем, как нашему герою уехать из Афганистана, на него была организована охота. Душманы даже объявили за голову Щербакова награду – миллион «афгани». В Афганистан он приехал в тридцать три года, а уехал – было уже тридцать пять.

Службу продолжил в Тбилиси. Тогда как раз начался процесс отделения Грузии от Союза. Обстановка была напряженной. Мировая мафия поставила на грузинских националистов, и они стали выдавливать из Грузии русских, азербайджанцев, греков, армян. После Тбилиси Владимир снова перевелся на Дальний Восток. Там-то в 1994 году он и закончил свою армейскую службу.

— Владимир Георгиевич, говорят, бывших офицеров не бывает…

— Это точно. Если что, Родина всегда может на нас положиться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру