В Санкт-Петербурге состоялся XVIII саммит психологов. Его основная тема: «Кризис мировой цивилизации — слово российским психологам». В рамках саммита прошла торжественная церемония награждения победителей и лауреатов XXV Национального конкурса «Золотая Психея».
Отметим, что финалисты определяются по результатам трех независимых голосований: экспертного, читательского и редакционного. Победителя в каждой номинации выбирало большое жюри, в его составе — пятьдесят наиболее авторитетных и известных представителей психологического сообщества. И тут нужно пояснить, что конкурс «Золотая Психея» для психологов России — это примерно то же самое, что «Оскар» для кинематографистов.
Церемонию награждения провела главный редактор профессионального интернет-издания «Психологическая газета» Анна Губанова. Награды победителям вручали члены большого жюри, доктора психологических наук из Санкт-Петербурга Светлана Костромина, Наталия Гришина, Вячеслав Аверин.
Решением большого жюри XXV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2023 года в номинации «Психологический инструмент года» победила компьютерная игра-тренажер «Классные джунгли». Ее авторы — тюменцы Евгений Доценко, Сергей Потемкин и Александра Волкова. Евгений Леонидович — профессор ТюмГУ, доктор психологических наук, Сергей Александрович — практикующий психолог, Александра — студентка, пишущая магистерскую диссертацию у Евгения Доценко.
— В финал нашей номинации «Золотой Психеи» вышли пять очень сильных проектов, и интрига держалась буквально до последней минуты! Уже стоя на сцене саммита, мы не знали, чей проект признают лучшим. И вот объявляют, что победили мы! Я полагаю, не последнюю роль здесь сыграла актуальность темы, а тема эта — буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство, травля). Мы создали компьютерную игру-тренажер для школьников по профилактике буллинга — «Классные джунгли». По данным на ноябрь 2023 года, жертвами буллинга в России стали 57 процентов детей школьного возраста и 70 процентов учителей. Факт номер два: каждый второй ребенок сталкивается с агрессией, и каждый третий — с ее физическими проявлениями. А вот третий факт: около трети учеников, которых травили в школе, в будущем сталкиваются с серьезными психическими расстройствами, возникшими на фоне пережитого, — рассказал Сергей Потемкин.
Идея создать компьютерную игру как тренажер по профилактике буллинга, возникла в марте 2023 года. Сценарий написали в апреле, а первая альфа-версия игры с временными персонажами из другого проекта появилась в мае прошлого года. Целевая аудитория игры — школьники с 5-го по 8-й классы. Травля в этом возрасте проявляется особенно ярко, а ее действующие лица уже отлично понимают происходящее и его последствия. В игре — шесть ролевых моделей поведения игрока, шесть концовок.
В основу теоретической базы игры положен треугольник Карпмана, с его Жертвой, Спасателем (Защитником), Преследователем (Агрессором/Вожаком). Этот список в игре дополняют еще три персонажа: Член стаи, Наблюдатель, Попрыгунчик.
Член стаи — это не лидер, а подручный, ведомый, тот, кто без агрессивной стаи не будет нападать из-за страха и других сдерживающих факторов. Наблюдатель — человек, отказывающийся от активных ролей и участия в конфликте. Он просто смотрит за происходящим и не вмешивается. Попрыгунчик — смешанный/индифферентный тип. В игре есть 27 ситуаций выбора, а прошедший ее игрок оценивается по разного рода параметрам.
— Хочу выразить консолидированное мнение моих коллег-психологов, которые познакомились с игрой «Классные джунгли» и прошли ее. Эта игра дает возможность потренироваться в безопасных домашних условиях, чтобы подготовиться к «спаррингу» в классе, к ситуациям травли в реальной жизни. Каждый играющий тренирует свою моральную «мышцу» — кто-то в агрессивности, кто-то — в жертвенности. В конце играющий получает выводы о себе «Ты такой-то!», то есть подросток имеет инструмент обратной связи, который помогает ему самоопределиться. Он понимает: «Я сделал такие-то выборы и получил определенный результат». И у него есть возможность пройти игру снова, переиграть, — прокомментировал идею игры Евгений Доценко.
Отметим, что статуэтка «Золотая Психея» отныне поселилась в Тюмени. И теперь в течение пяти лет авторы проекта будут входить в группу экспертов при определении победителей ежегодного национального конкурса «Золотая Психея».
Национальный конкурс «Золотая Психея» стартовал в 2000 году с подведения профессиональных итогов XX столетия. С тех пор конкурс проводится ежегодно, его цель — интеграция и развитие единого профессионального сообщества психологов России. За эти годы в конкурсе приняли участие более двух тысяч авторов, представляя свои исследовательские проекты, книги, методики, мастер-классы.
Остается добавить, что сразу же после Петербургского саммита психологов профессор Доценко отправился в Москву, где Евгений Леонидович выступил модератором панельной дискуссии по адаптивному интеллекту.