Тюменских автоводителей призвали быть внимательнее на дорогах

Чтобы не испортить ребёнку жизнь

Началась школьная пора. Для тысяч учащихся это новые яркие эмоции, новые друзья, необычная атмосфера. А еще это новые маршруты движения от дома к школе и обратно. О том, как обеспечить безопасность детей и подростков, накануне состоялся серьезный разговор в студии «Вести FM» ГТРК «Регион-Тюмень» в радиопередаче «Час Тюмени».

Чтобы не испортить ребёнку жизнь
Сотрудники Госавтоинспекции обеспечивают дорожную безопасность школьников. ГИБДД Тюменской области.

В беседе приняли участие начальник ГИБДД УМВД РФ по Тюменской области Андрей Миллер и уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов.

По их мнению, проблема детского дорожно-транспортного травматизма актуальна всегда. И в летний период особенно. В августе и начале сентября вопросы безопасности детей и вовсе выходят на первый план — ребята возвращаются с родителями с дач, из отпусков, собираются и идут в школу.

— В это время мы активизируем свою деятельность, так как фиксируется увеличение числа автоаварий. С начала года в Тюменской области зарегистрировано более трехсот ДТП с участием детей. К несчастью, девять детей погибли, из них один пешеход, остальные были пассажирами. Кроме того, более 380 детей были травмированы. Это весьма тревожный показатель за последние годы. Текущий год вновь характеризуется увеличением числа автоаварий. В ежедневном режиме сотрудники ГИБДД фиксируют ДТП, в том числе с участием детей, — рассказал начальник областной ГИБДД.

По его словам, родителям следует не один раз пройти или проехать с ребенком по маршруту от дома к школе и обратно, чтобы сформировать у него механическую память: где остановиться, где осмотреться, где замедлить шаг, где обратить внимание на светофор.

Многие дети стали нынче добираться в школу и из школы на средствах индивидуальной мобильности — электросамокатах. И число аварийных ситуаций здесь также увеличилось. К сожалению, нормативные требования по использованию данных средств, принятые на законодательном уровне, зачастую не соблюдаются не только подростками, но и взрослыми.

И по этому направлению инспекторы ГИБДД работают с представителями каршеринговых компаний. Проблематика постоянно изучается, чтобы упорядочить размещение и использование электросамокатов на городских улицах, в том числе с учетом возрастных ограничений.

Андрей Миллер отметил, что иногда подростки идут на хитрость и используют чужой аккаунт, чужую учетную запись, чтобы воспользоваться электросамокатом. И эта практика должна быть сведена к минимуму. Когда двое несовершеннолетних едут на электросамокате и он петляет по дороге, потому что не по росту детям и не по возрасту, это вопрос к взрослым, точнее, к родителям: почему они допускают бесконтрольность в отношении своих детей?

Осмотрительность и осторожность

Андрей Миллер указал, что весь первый месяц осени — это период привыкания всех участников дорожного движения — и водителей, и пешеходов, и пассажиров — к новым условиям на дорогах. В связи с началом 1 сентября учебного года необязательно быть родителем, чтобы понимать: вокруг будет много школьников. Они появятся там, где летом их было мало или не было вовсе. Поэтому важно предполагать, что где-то неподалеку может находиться образовательное учреждение и детей на улицах станет больше. Нужно быть осмотрительнее, обращать внимание на знаки «Осторожно, дети!». В любое время слева или справа может появиться ребенок. Даже в спальных районах Тюмени, где также открывается много образовательных учреждений — и детсадов, и школ. Любой транспортный наезд на пешеходов, детей будет расцениваться ГИБДД как чрезвычайное происшествие, со всеми вытекающими последствиями.

Начиная с 1 сентября экипажи ГИБДД несут службу в усиленном режиме, сосредоточившись именно на образовательных учреждениях и принимая меры к обеспечению безопасности детей, особенно там, где вблизи имеется выход на проезжую часть и на улицы с активным движением. Особое внимание — начальной школе. Причем в первые дни занятий у школ работают родительские патрули. Они уже показали свою эффективность в предыдущие годы.

— Затем в течение всего учебного года мы планируем посещать образовательные учреждения, участвовать в родительских собраниях, проводить встречи с детьми и приводить примеры, когда ученики становились участниками ДТП. Такая работа будет вестись по всей Тюменской области, — сказал Андрей Миллер.

Начальник областной ГИБДД добавил, что необходимый инструментарий воспитательной работы с детьми создан. Он активно используется. Идет постоянный информационный поток, направленный на профилактику ДТП и формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Где нужно, устанавливаются ограждения. И эти меры эффективны. Но по-прежнему актуальной остается работа со взрослыми, с родителями.

— Я, например, находясь в гражданской одежде, не стесняюсь делать детям замечания, когда они нарушают элементарные правила. Мы немного забыли о нашей ответственности за детей, неважно, своих ли, чужих ли, может быть, опасаясь их агрессии. Но делать замечания нужно, чтобы ситуация не усугублялась дальше, — подчеркнул Андрей Миллер.

Он также сообщил, что сразу же после окончания учебного года ГИБДД начинает заниматься обследованием состояния общедорожной сети вокруг школ — с мая и в течение всего лета, чтобы и с точки зрения инженерных коммуникаций, и с точки зрения организации дорожного движения обеспечить условия для безопасного нахождения детей на пришкольных территориях. Андрей Миллер прокомментировал ситуацию по улице Жукова в поселке Березняки. Местные автоводители не реагируют на ограничение скорости — 40 км/час. «Лежачие полицейские» отсутствуют. Кроме того, на участке нет тротуаров. Руководитель отметил, что вопрос взят на контроль — на место будет отправлена группа инспекторов дорожного надзора, которая примет меры реагирования.

— Если это дорога общего пользования, рядом жилые дома, недалеко школа, туда и обратно ходят дети, естественно, должен быть тротуар. Рассмотрим эту проблематику комплексно, вместе с собственником дороги, — пообещал он.

Еще одно важное направление работы — техническое состояние школьных автобусов и уровень подготовленности их водителей.

— Мы же понимаем, что длительное время этот водитель будет для детей авторитетным человеком. Он будет отвечать за их жизнь и безопасность, — подчеркнул начальник областной ГИБДД.

Найти общий язык

Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов указал: за любой бедой ребенка стоит взрослый. В силу отсутствия жизненного опыта ребенок зачастую не знает, как поступать правильно. Этот навык безопасного самосохранительного поведения у него просто еще не сформирован. За его формирование, конечно, несут ответственность взрослые. При этом первые и главные защитники детей, их главные наставники — это родители. А также все, кто окружает ребенка в семье, его близкие. Свою долю в формирование навыков безопасного поведения вносят и педагоги, и должностные лица, которые занимаются вопросами жизнедеятельности населения.

— Я не сбрасывал бы со счетов и наше гражданское общество. Мы, взрослые люди, видим, как ведут себя дети, и в наших силах иногда просто остановить их в шаге от какой-то беды или несчастья, — уточнил Андрей Степанов.

Он также заметил, что зачастую достаточно строгого учительского слова «Та-ак!», чтобы ребенок поостерегся перебегать дорогу на красный свет или допускать иные опасные действия.

— Я не думаю, что взрослый, который промолчит, а ребенок при этом попадет в беду, затем будет жить спокойно. А если он хотя бы попытался остановить ребенка, то эффект будет в любом случае, — отметил гость студии.

Стоит ли ребенка пугать? И последствия­ми, и родительским гневом? На этот счет Андрей Степанов дал несколько рекомендаций и советов. Поскольку дети все разные и ситуации очень разные, то и методы воспитательной работы должны быть индивидуальными. Пугать последствиями, конечно, можно. Но на страхе удержать ребенка долго не получится. Поэтому нужно искать другие подходы и ключи. Тем более, несмотря на возраст, дети становятся все более и более разумными. И лучше всего находить с ними общий язык. Это будет эффективнее. Страх работает, пока взрослый рядом, а дальше на ребенка обрушиваются новые эмоции, и он может про все забыть: и про родительский гнев, и про наказания. Одно из крылатых школьных выражений: «Повторенье — мать ученья». И о нем не следует забывать. Важно постоянно говорить одни и те же вещи, закрепляя модели поведения и навыки безопасности у ребенка: как переходить дорогу, как вести себя возле дороги.

— А самое главное, важно помнить: ребенок будет поступать так, как поступаете вы, взрослые. Есть такое высказывание: не пытайтесь воспитывать детей, они все равно вырастут похожими на вас, воспитывайте себя. И если бабушка с дедушкой, старший брат с сестрой не позволяют себе вольностей на дороге, то и малыш «на автомате» будет делать то, что делают взрослые. Если же родитель будет перебегать дорогу в неположенном месте, волоча за собой ребенка, у него это отложится на уровне механической памяти. И в дальнейшем это может сыграть негативную роль, — сказал Андрей Степанов.

По его мнению, в ДТП чаще всего винов­ны взрослые, те, кто находится за рулем транспортного средства. А также те, кто на электросамокате несется по пешеходной дорожке, лавируя между пешеходами. Примеры, когда на тротуарах при этом страдали дети, — есть. Поэтому люди, которые берутся управлять транспортным средством, должны вести себя в отношении детей очень осторожно и крайне ответственно. Крайне медленно нужно двигаться во дворах, чтобы успеть среагировать на неожиданно выбегаю­щего из-за угла ребенка.

Если дети находятся где-то рядом с проезжей частью — это еще один момент для того, чтобы снизить скорость. Ребенок непредсказуем, мальчишки могут заиграться и выскочить на траекторию движения автомобиля.

— Школьник живет в своем мире, у него свои мысли, проблемы, страхи. Если он боится опоздать на урок, боится строгой учительницы, будет ли он выбирать дорогу? Он пойдет напрямик. В этой его непредсказуемости и таятся различные риски, в том числе для автоводителя. Поэтому глазами и головой ему нужно крутить на все 360 градусов, — подчеркнул Андрей Степанов.

Школа многое делает для воспитания и привития детям культуры безопасного поведения. ГИБДД в своей части также много времени уделяет просветительской работе. И если к этой работе присовокупить еще активность и требовательность родителей, тогда у ребенка сформируется более полная картина по поводу правильности или неправильности своего поведения, своих поступков.

— В комплексной и совместной деятельности всех институтов гражданского общества и кроется ответ на вопрос по поводу того, как повысить эффективность профилактической работы. Эта деятельность должна вестись комплексно, — заключил уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру