Пространство «Точка кипения — Тюмень» отпраздновало свой день рождения

Кипит наш разум беспокойный

Четыре года назад в Тюменском технопарке впервые распахнулись двери пространства коллективной работы «Точка кипения — Тюмень». С тех пор здесь побывали более ста тысяч человек, они посетили около двух тысяч мероприятий, дискуссий, бизнес-семинаров, обу­чающих встреч.

Кипит наш разум беспокойный
Директор департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов рассказал о достижениях пространства коллективной работы «Точка кипения — Тюмень». Фото автора

Тема развития цифровой экономики объединила людей разных профессий, взглядов, сфер деятельности. «Точка кипения — Тюмень» стала площадкой для появления новых деловых союзов, участники которых находят эффективные решения для социально-экономического и цифрового развития Тюменской области.

По этому случаю 31 марта в коллективном пространстве прошли образовательная и игровая программы. Перед участниками торжества выступил директор департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов. По его словам, на площадке достигнуты хорошие результаты, разработаны интересные идеи, которые реализуются в Тюменской области.

— Периодически замечаю, что многие публичные слушания, обсуждения, курсы по цифровой экономике, кадровой политике, развитию компетенций проходят на площадке «Точки кипения — Тюмень». Это, безусловно, радует и является заслугой лидеров треков, и руководства, и команды данного коллективного пространства, — отметил руководитель.

Станислав Логинов сообщил, что 2022 год стал рекордным для «Точки кипения — Тюмень» по числу проведенных мероприятий. Их было организовано на 22% больше, чем годом ранее. И каждый год эта динамика шла вверх.

Поскольку пространство «Точка кипения — Тюмень» создавалось в рамках проекта «Цифровая экономика» и в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики», то это наиболее популярный трек. Мероприятия, связанные с данной тематикой, посетили 43 тысячи человек, а всего таких мероприятий было 289.

Весьма активными являются представители бизнес-сообщества, и в рамках трека «Новый бизнес» в «Точке кипения — Тюмень» прошло 229 мероприятий, которые посетили более 5300 человек.

Тюменцы активно интересуются социальными проектами. И для них на площадке состоялось 76 встреч с участием более 1200 человек.

— Социальному направлению мы также уделяем много внимания, и спасибо его лидерам, поскольку оно имеет большое значение, идет рука об руку с органами власти и общественными организациями, — подчеркнул Станислав Логинов.

В результате этой работы площадка «Точка кипения — Тюмень» заняла третье место в стране по количеству посетителей. По итогам 2022 года на площадке побывали более 50 тысяч человек. А по количеству проведенных мероприятий тюменская «Точка кипения» получила двенадцатое место.

Руководитель наградил почетной грамотой лидера трека «Социальные проекты» Михаила Мельцера, выразил благодарность организаторам проведенных мероприятий, всей команде, которая курирует деятельность пространства, и пригласил к совместной работе новых участников.

Как предсказывать будущее?

Участников торжества также поприветствовал федеральный спикер Алексей Андреев, сотрудник Лаборатории Касперского, автор первого в России учебного курса по футурологии, преподаватель РАНХиГС и эксперт по технологическому маркетингу. Он прочитал лекцию «Футурология: как устроена наука о будущем».

По словам Алексея Андреева, на самом деле, такой науки не существует, и это парадокс. С одной стороны, все люди думают о будущем, строят планы, при этом этот предмет нигде не преподают. Отметим, что предсказывать будущее люди стремились еще в древности. Так, одним из наиболее почитаемых пророков Древней Греции считался Дельфийский оракул, пифии которого проводили сеансы «погружения в будущее» в храме Аполлона в Дельфах.

Алексей Андреев попытался собрать воедино существующие методы прогнозирования и предсказывания будущего и даже написал книгу, которая так и называется «Футурология: краткий курс».

В новейшее время первым человеком, который начал громко говорить о предсказании будущего, был британский писатель-фантаст Герберт Уэллс. В 1901 году он написал статью, где изложил прогноз основных событий на сто лет вперед и упомянул, что многие профессора занимаются прошлым, анализируя найденные артефакты, но нет профессоров, которые бы занимались будущим, анализируя артефакты настоящего. И даже ввел термин «форсайт», который нынче можно часто услышать в различных прогностических проектах.

Хотя, конечно, еще ранее предсказаниями занимался Нострадамус, над катренами которого размышляли многие люди.

Что касается понятия «футуризм», то существовало такое движение в искусстве. Его представителями в России были Маяковский и Бурлюк. А вот футуристом в экономике стал русский ученый Николай Кондратьев. Он написал научный труд «Большие циклы конъюктуры», где указал, что экономика развивается цикличным образом, имеет подъемы и спады. Затем приступил к развитию теории предвидения, но был репрессирован.

В 1960-х годах в СССР была любопытная попытка создать инструмент прогнозирования социальных процессов, этим занимался историк Игорь Бестужев-Лада. А в 1970-е годы американский центр «Рэнд Корпорейшн» начал готовить различные прогнозы-форсайты по разным направлениям.

Ученые все чаще стали говорить не столько о футурологии, сколько о прогнозировании, моделировании, использовании математических и иных методов, предсказательных моделях.

Безусловно, прогнозировать события можно и нужно. Играя в теннис, каждый игрок автоматически прогнозирует последствия того или иного движения партнера и соответствующим образом реагирует. Человеческий мозг делает при этом предсказание — куда полетит мяч.

Различные календари, мифы, традиции — это также результат прогнозирования. В них заложен опыт поколений, который рекомендует поступать тем или иным образом.

Каждый метод, включая хиромантию, цыганские гадания, карты Таро, позволяет предсказывать будущее, но каждый имеет огромное число недочетов. Ни один из методов не позволяет увидеть всей картины будущего.

Зачастую системы прогнозирования воюют друг с другом. Упомянутый пример с теннисистами именно об этом. Кто кого перепрогнозирует. И здесь речь идет о моделировании личности, прогнозировании поведения. Так криминалисты исследуют поведение преступника, чтобы его обнаружить и задержать. Социальная инженерия — та же история моделирования личности, и ею нередко пользуются разного рода мошенники, в том числе телефонные или компьютерные.

В сети Интернет сейчас много систем, которые анализируют пристрастия, вкусы, интересы, потребительское поведение пользователей на основе собранных данных и предлагают те или иные товары и услуги. Это не футурология в чистом виде, но при этом используются предсказательные технологии. И они позволяют строить групповые, социальные прогнозы.

Прогнозирование как наука

Еще один метод предсказания — научная фантастика. Жюль Верн предсказал десятки различных механизмов, технологий, устройств. Еще ранее этим занимался Леонардо да Винчи, создавая или описывая те или иные модели. В 1835 году, когда Пушкин писал свои замечательные сказки, а Гоголь — «Тараса Бульбу», русский писатель Владимир Одоевский в одном из своих произведений описал работу метро, полеты аэропланов, будущий Интернет, персональные дневники, которые люди ведут при помощи электрического телеграфа, по сути, нынешние блоги, и указал, что переписка заменится электрическим разговором.

Безусловно, все эти замечательные люди делали это на определенном этапе технологического развития общества, проецируя в будущее ход событий.

В XVI–XVII веках, а это период морских завоеваний и открытий, ученые Томас Мор, Фрэнсис Бэкон начали прогнозировать социальное будущее, памятуя о своем предшественнике Платоне. Появились произведения о неких далеких землях, где все устроено правильно, идеальным образом.

Начало XIX века — появление ученых, интересующихся роботизацией и новыми технологиями. А дальше были Александр Беляев — «Человек-амфибия», Михаил Булгаков и его повесть «Собачье сердце» и другие.

XX век — родились мощные антиутопии: роман Замятина «Мы», Хаксли — «О дивный новый мир». Появилась космическая фантастика, советская и западноамериканская. Александр Чижевский написал о влиянии солнечной активности на земные и социальные процессы, возникновение войн, катастроф, эпидемий.

Если говорить о демографически-социологических доктринах, то, безусловно, нельзя не вспомнить священника Томаса Мальтуса. Он создал труд, где предостерегал человечество от роста народонаселения, дескать, на всех еды и ресурсов Земли не хватит. И впоследствии на этом предсказании было построено множество экономических прогнозов и теорий, в частности «Пределы роста» от Римского клуба.

Однако впоследствии другой автор доказал, что рост народонаселения — это не прямая линия, а некая кривая, которая в один прекрасный момент стабилизируется на одном уровне. Этот же закон действует и для других популяций — жуков, лисиц, слонов. И еды, таким образом, хватит всем. В этом же русле размышляли Маркс и Энгельс.

В СССР инженер-полковник Анатолий Китов разработал проект русского Интернета «Красная книга» и предложил связать все институты Советского Союза единой информационной системой для расчетов развития народного хозяйства. В 1960-е годы эту идею подхватил профессор кибернетики Виктор Глушков и предложил создать общегосударственную систему прогнозирования — ОГАС.

Возникло отдельное направление прогнозирования — вычисление циклов или этапов развития общества. Об этом можно почитать у питерского футуролога Сергея Переслегина или академика РАН Сергея Глазьева. Кстати, Глазьев — один из немногих, кто выступает за возрождение Госплана — организации, которая бы планировала развитие экономики и поддерживала модель межотраслевого баланса, помогая стране избегать кризисов.

По словам Алексея Андреева, прогнозы стали многосценарными, в зависимости от входящих данных. В СССР в 1991 году даже появилось министерство экономики и прогнозирования. Но оно просуществовало менее года.

«Ему на смену пришла Госдума», — пошутил спикер, проводя мысль о том, что грандиозные прогностические проекты могут быть похоронены, несмотря на их передовой и полезный характер. То есть многое зависит от психологии элит, управленческих практик, принятых в обществе. Об этом можно почитать в романах «Час Быка» и «Туманность Андромеды» советского писателя-фантаста Ивана Ефремова.

Комплексных программ развития страны, планирования и прогнозирования со всеми расчетами в настоящее время в стране нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру