Тюменская область делает шаг в большое кино

Андрей Зубов: «То, что «Вахтовый метод» случился, — это чудо!»

Основатель Центра развития регио­нальных медиа и кино «Медиа­полис», продюсер студии Baza Media Андрей Зубов побывал на площадке «Точка кипения — Тюмень», где реализуется региональный проект «#Россия читает».

Андрей Зубов: «То, что «Вахтовый метод» случился, — это чудо!»
Рабочие моменты съемок кинокартины «Вахтовый метод». «Точка кипения — Тюмень».

Талантливые и неординарные тюменцы рассказывают о том, чем они занимаются, как добиваются в жизни успеха и какие книги читают. По словам автора и руководителя проекта «#Россия читает» Алексея Нелаева, гостями площадки становятся предприниматели и педагоги, врачи и общественные деятели, госслужащие и студенты.

Андрей Зубов рассказал, что, прежде чем войти в большой кинопроект, вместе со своими друзьями, коллегами проделал большой путь. С 2016 по 2022 год это был период обучения. Конечно, случались и разочарования, моменты неудовлетворенности собой и окружающей средой, уровнем профессионализма, с которым готовились и выпускались те или иные кинопродукты. В настоящее время профессионалы в сфере кино появились. Их трудолюбие не может не заслуживать уважения. Помимо развития гибких навыков, они успешно освоили и так называемые hard skills — профессиональные, технические компетенции.

— Я надеюсь, что тюменские ребята продолжат работать в киноиндустрии, оттачивать свои навыки и делать профессиональное кино, — отметил кинопродюсер.

Андрей Зубов считает, что все эти годы Центр развития региональных медиа и кино «Медиаполис» пользовался поддержкой департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области. Благодаря этой поддержке в Тюмени побывали более двухсот экспертов в сфере кино. Одни вдохновляли, другие учили, третьи становились для молодых, начинающих кинематографистов Тюмени наставниками.

— Вместо сдачи курсовых работ мы снимали новогодние ролики. Вместо лекций смотрели многочисленные видео, читали книги и с их помощью пытались сформировать свой вкус, ходили в кинотеатры. То есть пытались разобраться в том, как делается кино и что для этого нужно, какие ресурсы потребуются, — пояснил продюсер.

Андрей Зубов также отметил, что производство кино — это весьма длительный процесс. Он значительно отличается от производства видеороликов, которые тюменцы, кстати, научились делать очень и очень хорошо. Кино — это совсем другой темпоритм. Он предлагает отключиться от всех других процессов. При этом участники кинопроизводства долгое время, годами не видят результата. И что будет в итоге, никому не известно.

Поэтому для того, чтобы перейти от видеороликов к съемкам кино, нужна перестройка сознания.

— И то, что кинофильм «Вахтовый метод» случился, — это просто чудо! Безусловно, это итог тех усилий и трудов, которые мы все в него вкладывали, и все же я не уверен, что мы можем повторить этот уникальный и самобытный опыт, — рассказал продюсер.

По его мнению, профессионализм сформируется, когда кинокоманда реализует не один проект, а как минимум три–четыре.

Начало пути

Прежде чем приступить к реализации данного кинопроекта, а это, напомним, полнометражный художественный фильм с участием известных актеров, Андрей отказался от всех коммерческих заказов на производство видеороликов и сконцентрировался только на кинопроцессе. Иначе большое кино так и осталось бы мечтою, темой для обсуждения, размышлений, философствования, и не более. Продюсерами кинокартины также выступили Анна Румянцева и Маргарита Посадских. Киносценарий написал Алексей Южаков.

Многие поверили в проект, когда Министерство культуры РФ рассмотрело заявку на финансирование проекта и в 2021 году выделило 25 миллионов рублей. Плюсом был начат сбор средств из других источников. Поддержку проекту оказали также Президентский фонд культурных инициатив, частные лица.

Фильм «Вахтовый метод» — это история про вахтовика, у которого вот-вот родится ребенок, и он боится этой ответственности. Переживает, что жизнь может резко измениться, и поэтому резко уезжает на вахту. По сути, бежит от страха перемен. В поезде судьба сталкивает Анатолия с беспризорником. Сначала мальчишка крадет у него часы. А затем выстраивает ситуацию так, что мужчину обвиняют в домогательствах и нездоровых наклонностях. А в итоге обоим приходится покинуть поезд и бежать по тайге. Через некоторое время оба добираются до маленького северного города. Так беспризорный мальчишка обретает доверие к взрослым. А вахтовик Анатолий обретает в себе силы заботиться о ком-то, брать на себя ответственность за окружающих его людей. И возвращается к любимой жене.

По словам Андрея Зубова, он и сам когда-то не успел приехать на рождение своего сына — был на съемках в Ханты-Мансийске. Хотел заработать и приехать к семье с хорошим гонораром. Узнав о родовых схватках у супруги, срочно выехал домой, и все же новость о рождении ребенка застала его в пути.

— Для меня долгое время это был такой незакрытый гештальт, — признался продюсер.

Переживания киногероя Анатолия ему, в общем-то, были понятны. Чтобы растить ребенка, нужны средства, моральные и физические ресурсы.

Дело всей жизни

Собственное детство Андрей Зубов помнит примерно лет с одиннадцати, когда он пришел в секцию хоккея. И это было серьезное увлечение — тренировки проходили двенадцать раз в неделю. Появилась мечта — стать хоккеистом-профессионалом, играть в КХЛ.

— Когда родилась любовь к кино, я не помню. Сначала я получил два театральных образования, одно полное. Занимался хореографией. Увы, после десятого показа спектакля у меня пропадал к нему интерес. Репетиции, подготовка, премьера, первые показы — все супер. Но затем становилось скучно. А параллельно я увлекался съемками видео. Постепенно стал снимать «документалки». А потом появилась мечта сделать большое игровое кино, реализоваться в качестве режиссера или актера. Очень много смотрю разного кино, думаю о нем, анализирую. Уверен, что кино нужно уделять еще больше времени, чтобы делать те фильмы, какие хочется, — поделился мнением о кинопроизводстве Андрей Зубов.

При этом семья и дети, безусловно, в жизни главный приоритет. А еще важно уделять время здоровью. Увы, когда появляется новый кинопроект, то работу над ним трудно совместить с чем-то еще, поскольку рабочий график растягивается на 12–16 часов в сутки. И приходится просить прощения у родных и близких, потому что не получается уделить им должного внимания. И от этого на душе дискомфорт.

Тем не менее от творческого начала никуда не уйти. Хоккей, сцена, актерство и хореография смешались в нечто единое, в одну творческую энергию. И в итоге кино для Андрея Зубова стало делом жизни.

Работа с хаосом

Как выглядит рабочий день кинопродюсера? Все зависит от того, на каком этапе реализации находится тот или иной кинопроект. Стадий кинопроцесса пять — от девелопмента, разработки проекта до постпродакшн. Заканчивается монтаж материала, и продукт передается заказчику.

— Если говорить о других стадиях процесса, то недавно я встречался с молодым кинорежиссером, который имеет свои собственные взгляды, классно снимает клипы, и у него есть интересная история, которую можно превратить в кино. Он сам пишет сценарий для картины. Мы с ним обсудили его, определились с планом дальнейших действий на ближайшие два месяца. А завтра будет монтажная сборка в рамках другого кинопроекта. То есть все рабочие дни выглядят по-разному, — рассказал гость студии.

Что касается команды кинокартины «Вахтовый метод», то это люди, которые в разное время приходили на те или иные мастер-классы, лекции и порою совместно участвовали в различных проектах Центра развития региональных медиа и кино «Медиа­полис». Многие другие ребята, которые не участвуют в данном проекте, также прошли через «Медиаполис», и ныне их фамилии указываются в титрах тех или иных кинолент.

Большие надежды подает руководитель продюсерского центра Никита Криницкий, который когда-то, как и все, ходил на лекции, тянул руку, чтобы задать спикерам вопрос, а ныне может управлять командами узкопрофильных специалистов, участвует в федеральных кинопроектах.

Кстати, ныне «Медиаполисом» руководит талантливая Маргарита Посадских, которая вместе с командой реализует очень интересные инициативы. В прошлом году это был «Сценарный кэмп» — участники обучались искусству написания киносценариев. А в арт-кластере «Таврида» тюменцы ведут площадку, посвященную развитию в регионах кино и медиа.

…И книга в рюкзаке

Андрей Зубов также рассказал о том, что любит читать, какие книги недавно прочитаны и какое чтение помогает развить киномышление, повысить творческую эффективность.

— Я полагаю, что ныне многие люди практикуют два вида чтения. Это традиционная книга в руках, а второй — аудиокниги с наушниками. У меня чаще случается аудиальный способ потребления информации, поскольку я часто занимаюсь утренними пробежками. Если читаю обычную книгу, то не более двадцати минут в день. Сейчас у меня в рюкзаке лежит книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Почему она? Потому что каждый день нужно заводить мотор, не прокрастинировать, а делать работу. А в целом литературу и авторов чередую. Прочитал книги Фила Найта «Продавец обу­ви», Марка Эко «Я — бренд». Очень люблю художественную литературу. Прочитаны роман «Пост» Дмитрия Глуховского, несколько пьес Михаила Булгакова, «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина. Такое несколько хаотичное чтение, — сообщил Андрей Зубов.

Безусловно, один из приоритетов — специальная литература о кино. И это такие авторы, как Сид Филд или Блейк Снайдер, рассказывающие об искусстве создания сценариев. По словам продюсера, если кто-то ставит перед собой задачу написать хороший киносценарий, то эти два автора могут быть очень полезны с практической точки зрения.

В заключение беседы Андрей Зубов поделился своим мнением о том, что для кино важнее: финансы или энтузиазм? Продюсер уверен: наличие финансов без энтузиазма никакой задачи не решает. Поэтому для кино важнее энтузиазм, сколько бы лет жизни ни посвятил кинематографу.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру