История Тюменской филармонии

История Тюменской филармонии
Директор Тюменской филармонии Леонид Згерский с артистами эстрады Мироновым и Новицким. Фото из личного архива Леонида Згерского.

Вряд ли кто-то не помнит фразы: «Искусство должно принадлежать народу». Воплощению этой идеи в жизнь на протяжении почти пятидесяти лет все свои силы отдавал почетный гражданин Тюмени, заслуженный работник культуры РФ, основатель и директор Тюменской филармонии Леонид Мечиславович Згерский.

Кто-то из великих сказал: «Хорошему человеку везде хорошо». Наверное, в этом есть своя логика. Если человек удовлетворен результатами своего труда, все плохое отходит на второй план. Для Згерского труд на благо людей всегда был на первом месте, и поэтому многим и многим жителям городов и сел Тюменской области от южных до северных границ в свое время несказанно повезло: на пиршество духа приглашались все желающие.

— Такое было время, – подчеркнул Леонид Мечиславович, когда мы расположились у него в домашнем кабинете за чашкой чая. Я тогда мысленно его поправил: «Такие были люди!».

В 1947 году Леонид Згерский, будучи музыкантом-виолончелистом, пришел на работу в Тюменское концертно-эстрадное бюро. А через шесть лет был назначен его директором. Хозяйство ему досталось, прямо скажем, небогатое. На плечах повисли огромные долги, оставшиеся от прежнего руководства. Никто из именитых артистов, мастеров сцены, музыкантов работать с должниками не хотел. Чтобы поднять культурную жизнь послевоенной Тюмени на должный уровень, оркестр, в котором Леонид Згерский играл на духовых, «пахал» без выходных и отпусков. С долгами рассчитались. В Тюмени снова начали выступать творческие коллективы, стала складываться определенная публика. В 1959 году энергичный директор и его коллеги, Вениамин Владимирович Проскуряков и Михаил Маркович Бирман, решили: надо расширяться, тем более что бюро наконец-то получило статус филармонии. Областному центру нужен был современный концертный зал.

По словам Леонида Мечиславовича, хорошее, нужное дело «наверху» понимания не нашло. Против строительства нового здания филармонии выступил Госстрой. Для Згерского наступили тяжелые времена: бесконечные поездки в Москву отнимали силы, выматывали нервы. Однажды Згерский провел в Москве двадцать дней, чтобы согласовать документацию, убедить чиновников дать добро. Наконец чиновники высочайшим повелением разрешили начать… реконструкцию. Отступать было некуда. В Тюмени же эту самую «реконструкцию» решили провести на свой лад. Рассказывая об этом, Леонид Мечиславович пошутил: «К пуговицам стали пришивать кафтан». Из-за непредусмотренных расходов стройка растянулась на целых восемь лет. К эпопее подключились тогдашние руководители города Петр Потапов, Виталий Зайченко, первый секретарь обкома партии Борис Щербина.

В начале начал

Тюмень к тому времени уже гремела открытием нефтяных и газовых месторождений, и руководители города и области понимали: культура не должна плестись в хвосте. И вот 5 ноября 1967 года в новом зале Тюменской филармонии был дан первый концерт для строителей, 6 ноября состоялось торжественное заседание областного и городского актива в честь юбилея СССР, а 19 декабря зал на 1100 мест был сдан в эксплуатацию окончательно.

Леонид Згерский и его коллеги ликовали: теперь в Тюмень можно приглашать звезд любой величины! В Тюмень потянулись самые выдающиеся музыкальные и танцевальные коллективы страны, певцы, актеры. Директор филармонии лично с ними обо всем договаривался, решал организационные вопросы, составлял графики обслуживания самых дальних точек области. Нужно было поддерживать трудовой энтузиазм строителей, геологов, буровиков, и артисты, вначале выступив на сцене филармонии, затем отправлялись на буровые, в сейсмопартии, леспромхозы, на нефтегазопромыслы. Иной раз учет велся даже по колхозам: где выступали столичные гости, а где – нет.

- Людмила Зыкина не хотела к нам ехать, - вспоминал Леонид Мечиславович, - боюсь, говорит. Молодая еще была. И все-таки я ее уговорил. В итоге свои самые первые в жизни сольные концерты будущая народная артистка СССР дала не в столице, а в Тюмени. И даже не в самой Тюмени, а в Сорокинском районе.

Оплата лично в руки

Однажды, чтобы заполучить для выступления в Тюмени эстрадно-симфонический оркестр под управлением Юрия Силантьева, Згерский буквально заявился на планерку Всесоюзного радио, которую проводил брат актера Николая Черкасова. Неожиданно по ходу планерки Згерский взял слово и, развеселив своим появлением собравшихся, выступил с предложением о сотрудничестве. Так или иначе, но вскоре в Тюмень приехали знаменитый дирижер Юрий Силантьев со своим оркестром и стремительно набирающий популярность певец Лев Лещенко. На сцене Тюменской филармонии затем побывали ансамбль народного танца Игоря Моисеева, академический ансамбль «Березка», ВИА «Орэра», Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Ян Френкель, коллективы многих столичных театров и даже актеры БДТ. Как-то Згерскому удалось осуществить и свою мечту: пригласить с концертами в Тюмень руководителя Союза композиторов СССР Тихона Хренникова.

- Леонид Мечиславович, как вам это удавалось?

- Такой же вопрос однажды задал мне директор Сочинской филармонии, - ответил собеседник. – Ему было удивительно, что ведущие советские артисты едут не в Сочи, а на Тюменский Север, где 30-, 50-градусные морозы. Конечно, прежде чем их туда зазывать, я сам облетел весь Север, посмотрел, где какие условия. Это ведь сейчас там дворцы стоят, а тогда кругом одни болота были. Так вот, у всех артистов в те времена существовала квартальная норма, которая оплачивалась по месту их постоянной работы. Что делать? Ведь все концерты столичных и других звезд проходили с аншлагом, артистов хотели видеть и в вахтовых поселках, и в сельской глубинке. По согласованию с руководством области решил сборы от сверхплановых концертов накапливать у себя в фонде филармонии, а оплату за сверхнормативный труд, не предусмотренный правилами, выдавать каждому артисту лично в руки. Вот и весь секрет.

- А ревизии? А ОБХСС? Неужели все было так гладко?

- Не все, - помнится, рассмеялся Леонид Мечиславович. – В 1976 году три директора филармоний, и я в их числе, были вызваны в Министерство культуры СССР на коллегию. Проще говоря, на ковер. Я подсуетился, прибыл в Москву на день раньше, чтобы выяснить, что да как. Читаю проект решения: «Особые претензии предъявить товарищу Згерскому за то-то и то-то…». Ночь провел без сна. Утром приехал в Министерство культуры СССР. Коллегию проводила сама Екатерина Фурцева. Дала мне слово. Объясняю, мол, облисполком своим распоряжением обязал «управление культуры и лично Л.М. Згерского организовывать дополнительные концерты для первопроходцев Тюменского Севера за счет фонда зарплаты областной филармонии». Сослался на постановление ЦК партии об освоении Западной Сибири, рассказал о том, что территория нашей области – полтора миллиона квадратных километров, на которых разворачиваются важнейшие для государства события. Так раздухарился, что даже попросил у министра лектора-музыковеда, импортный рояль, катер и автобус. В перерыве чиновники рангом пониже подходили ко мне и жали руку, дескать, ну ты, брат, даешь! Короче, в итоге Екатерина Алексеевна сменила гнев на милость…

- Получается, в стране развитого социализма Тюменская филармония стала одним из первых коммерческих предприятий?

- А иначе мы никак не добились бы таких результатов.

Простота в общении

Цифры, который привел мне Леонид Мечиславович, действительно впечатляли. Так, созданные на базе филармонии коллективы только за 1986 год провели в Абатском районе 76 концертов, в Армизонском – 51, Заводоуковском – 101, Ишимском – 156, в городе Тюмени – 389, а всего по области – 2718 концертов.

Пик концертной деятельности Тюменской филармонии – 5303 выступления на сценических площадках области, Урала и Дальнего Востока! Слава ансамбля «Скрипачи Сибири», ВИА «Зодчие», певца Юрия Гуляева перешагнула далеко за границы области и стала всесоюзной.

- Гуляев выходил на сцену как бог! А «Скрипачи Сибири»? Мы почти месяц гастролировали в ГДР, побывали в Югославии, Марокко. Выпустили десять пластинок с концертами – вот какой был уровень! – вспоминал Згерский.

С помощью заработанных средств филармония открыла свои филиалы в пяти северных городах: Нижневартовске, Нефтеюганске, Сургуте, Ноябрьске, Надыме. Доброй традицией стало ежегодное проведение Дней советской музыки в Тюмени. Впечатляющими концертными программами начали сопровождаться организуемые в области Дни Украины, Азербайджана, Узбекистана, Всесоюзный фестиваль «Тюменский меридиан». Затем появились «Алябьевская осень», «Самотлорские ночи», Всероссийский конкурс вокалистов имени Юрия Гуляева, Дни органной музыки. Ну как тут было не позавидовать директору филармонии Згерскому, в памяти и душе которого запечатлелась целая россыпь блистательных имен, сотни незабываемых встреч, тонны цветов и бесконечная череда оваций?

Когда я попросил Леонида Мечиславовича рассказать о каких-нибудь пикантных подробностях из жизни великих артистов и музыкантов – Владислава Стржельчика, Аркадия Райкина, Леонида Утесова, Тихона Хренникова, Юрия Силантьева, Геннадия Заволокина и других, то в ответ услышал лишь одно:

- Общаться с ними было неописуемым удовольствием. Простота в общении – вот что их всех отличало. Чем выше – тем проще, такой у них был принцип.

Леонид Мечиславович с удовольствием вспоминал о поздравлениях, которые получал от всенародных любимцев в связи со своими юбилеями. Однажды бывший худрук ВИА «Зодчие» Юрий Давыдов даже прислал из Москвы бывшему шефу бандероль с лекарствами.

Кстати, на заслуженный отдых отличник Министерства культуры СССР Леонид Згерский вышел только в 1996 году, отдав служению искусству 49 лет. Среди наград Родины – ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», звание заслуженного работника культуры РФ. А всех почетных грамот и благодарностей от руководителей города Тюмени, Тюменской области и государства у него было просто не перечесть. Главное для него, конечно, заключалось в другом. В конце нашей беседы он признался, что больше всего ему нравится слушать «Радио России». Особенно, когда звучат концерты для виолончели с оркестром.

  Леонид Згерский – почетный гражданин города Тюмени.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2022

Заголовок в газете: Леонид Згерский попросил у министра культуры автобус, катер и рояль

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру