В тюменских школах сделают акцент на воспитании и трудолюбии

Специальный выпуск радиопрограммы Общественной палаты Тюменской области «Палата 72» в эфире «Радио-7» был посвящен вопросам образования и тем переменам, которые произошли и происходят в отрасли. Тематику происходящего осветил заместитель губернатора, директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.

В тюменских школах сделают акцент на воспитании и трудолюбии
vk.com/oprf_72.

В Закон об образовании от 2010 года регулярно вносятся новые серьезные поправки, изменения либо дополнения. По словам заместителя губернатора, внесенные летом поправки в закон очень существенные. Алексей Райдер привел фразу министра просвещения России Сергея Кравцова: «Настало время собирать камни». Многие изменения в законе носят значимый характер и были поддержаны Госдумой, Советом Федерации РФ, президентом РФ.

Одна из поправок указывает на то, что реализация образовательных программ — это не сервис. Это обоюдный труд не только учителя, но и ребенка.

Еще одна поправка касается возвращения в отрасль учебно-производственных комбинатов или школ. Дети должны иметь возможность реализовать себя в части получения первой профессии. Вскоре такая возможность «переплетется» со стандартами обучения. Они уже утверждены и вступят в силу с сентября 2023 года.

— Как администраторы мы понимаем, что это звенья одной цепи. Потому что взросление подразумевает первые пробы: детишки хотят научиться какому-то делу. Некоторые родители считают, что школа — это просто детство. На самом деле, дети хотят повзрослеть, пока учатся в школе, и даже получить то или иное свидетельство государственного образца. Как раз для этой цели и будет возрождаться система учебно-производственных комбинатов. Этому процессу будет способствовать сокращение бюрократической нагрузки. Возможно, для обучающихся и их родителей перемены будут неощутимы, но педагоги почувствуют это совершенно точно. На законодательном уровне впервые приняты пять документов, которые касаются непосредственно сферы деятельности учителя. А все остальное закрепляется за администрациями школ, техникумов, колледжей. Учитель был перегружен бумажной работой, подготовкой документов, которые у него запрашивали те или иные ведомства или учреждения. Теперь этот процесс упорядочивается. Снять с педагогов нагрузку — это дорогого стоит. Благо, электронный документооборот, электронные дневники у нас в регионе уже стали нормой. И данные поправки теперь нас уже не касаются, поскольку они реализованы, — рассказал Алексей Райдер.

Спикер подчеркнул, что в нынешних реалиях, безусловно, очень трудно вернуть в школы трудовую деятельность. Очень разные родители, очень разные дети. Одни против принуждения к труду, другие настаивают на этом. Но в целом без привития детям культуры труда как задачи, обозначенной президентом России, не обойтись.

— Нам важно договориться с родителями о том, что среднее общеобразовательное учебное заведение имеет право, не используя труд детей в корыстных целях, приобщать их к трудовой деятельности, — уточнил заместитель губернатора.

Камень преткновения

В ходе радиопрограммы возникла тема использования учениками на уроках мобильных телефонов и их изъятия. У прежнего министра просвещения Ольги Васильевой был конкретный запрет: никаких телефонов на уроке. По мнению директора департамента образования и науки Тюменской области, в нынешних реалиях ничего такого запретить уже нельзя, так как смартфон стал для детей привычкой. Поэтому Минпросвещения просто рекомендует минимизировать использование гаджетов, чтобы повысить внимательность учащихся на уроке. В этой связи нет и планов заводить ящички для хранения смартфонов на время уроков.

Алексей Райдер сделал акцент на том, что если урок интересен и педагог удерживает внимание учеников в течение 45 минут, то соблазн зависнуть в телефоне сводится к нулю.

— Если педагог интересный, если его уроки увлекательны, то ребята выполняют задания без подглядывания в смартфон. А на сдаче ЕГЭ использование смартфона — обстоятельство, которое позволяет удалить учащегося с экзамена без права пересдачи. Поэтому в учениках нужно взращивать уверенность в себе и понимание того, что знания нужно брать из головы. И тогда не будет необходимости что-то где-то подсмотреть. В школьной программе нет ничего такого, что не мог бы воспроизвести прилежно занимающийся ребенок, — подчеркнул руководитель.

Если педагог готов признать, что его подача материала детям неинтересна, то нужно менять формат. Для этого в любую школу может прийти бригада лекторов и в целях повышения квалификации прочесть серию лекций. Важно, чтобы этот запрос был снизу, тогда предложенный материал будет усвоен оптимальным образом.

Алексей Райдер обратил внимание на то, что некоторые мамы полагают, будто имеют право позвонить своему ребенку в любое время дня и ночи, невзирая на школьное расписание. Понятно, что от этого страдают все: и педагог, и дети. Необязательно звонить ребенку каждые пять минут, лучше дать ему возможность осваивать школьную программу.

Случается ли, что к школьному психологу обращаются не ученики, а, допустим, педагог? По словам спикера, если и случается, то это показатель того, что данный специалист — профессионал в своем деле. Правда, стоит признать, что не все психологи работают на таком уровне. Некоторые даже не могут обработать результаты теста Люшера. Это произошло, когда школа вбирала в себя всех уволенных в 1990-е годы, придумывала для них ставки, должности. В настоящее время это явление изживается.

Разговоры о важном

«Разговоры о важном» — название нового учебного предмета в России, введенного в 2022 году. Для чего нужны такие уроки? Какая цель преследуется при этом? Алексей Райдер отметил, что это именно разговоры. Обсуждаемые с учащимися темы выглядят очень просто. Например, зачем нашей стране нужен День отца? В ноябре будет обсуждаться тема Дня матери. Ранее обсуждались темы, посвященные пионеру теоретической космонавтики Константину Циолковскому, Дню пожилого человека. После каникул состоится разговор о Дне народного единства. Всего в течение учебного года будут обсуждены 34 темы.

Поводов подключиться к «Разговорам о важном» — миллионы. Это и духовно-нравственные ценности, и памятные даты и события, и выдающиеся исторические личности любой эпохи.

— Существуют специальные конспекты, и они написаны для разных категорий ребят. Но учителя не должны пользоваться только конспектами, потому что манера подачи, распаковывания материала у каждого своя. Нашим детям не хватало обратной связи, педагогов, которые бы прививали им культуру дискуссии. И «Разговоры о важном» — это не передача детям каких-либо знаний за 45 минут. Это приглашение детей к разговору. Например, в плане лингвистики — «отец — Отчизна — Отечество — отцовство», с детьми можно беседовать бесконечно, в том числе отвечая на их вопросы, — пояснил суть нового учебного предмета Алексей Райдер.

Акцент на патриотизме

В студии обсудили также тему патриотизма и поднятия в школах государственного флага РФ. Алексей Райдер отметил, что чувство патриотизма важно прививать не только на военном или историческом материале, но и на любом примере доблести и гордости за страну.

— Поводов для гордости и патриотических чувств — громадье! Наука, техника, искусство, спорт. Сегодня большинство граждан России формулируют запрос на право гордиться своей страной. И это никак не связано с системой образования. Этого хотят граждане России. Если у людей есть такой запрос, то данная работа должна стать функцией государства, и не нужно этого стесняться. И тогда в школе должна выстраиваться система, рассказывающая о поводах для гордости. Патриотизм можно воспитывать путем создания тимуровских команд, помогая старушкам по соседству, путем приобщения к труду. Это нормально. Если дети ничего не слышали об академике Королеве, о подвигах партизан-подростков, то это проблема взрослых, — прокомментировал методы патриотического воспитания заместитель губернатора.

Строим и развиваемся

Алексей Владимирович рассказал о реализации национального проекта «Образование» в Тюменской области. По его мнению, здесь также немало поводов гордиться, в том числе тем, что регион лидирует по многим позициям. В частности, по строительству школ и детсадов, по направлению создания современных лабораторий в колледжах и техникумах. При этом доля федерального финансирования этих строек не превышает 30%. На эти средства можно возвести лишь один–два объекта в год. А Тюменская область строит ежегодно по 6–8 школьных объектов. В таком же объеме в строй вводятся и детские сады. И эта работа ведется не только в рамках нацпроекта «Образование». Таковы приоритеты деятельности правительства Тюменской области.

Отрасль ежегодно получает зеленый свет на развитие образовательной инфраструктуры. Примерно 28% областного бюджета тратится на образование. Все потому, что таковы демография и намерения тюменских семей, им важно быть родителями, рожать и воспитывать детей, у них есть вера в будущее свое и будущее Тюменской области.

В этом году в Тюмени на базе физико-математической школы открыт центр по работе с талантливыми детьми по модели федерального образовательного центра «Сириус». В регионе вырос престиж рабочих профессий.

— У нас конкурс при поступлении в средние специальные учебные заведения — восемь человек на место. Потому что жизнь и атмосфера в наших колледжах и техникумах давно поменялись. В том числе в связи с пересмотром программ подготовки и востребованности специалистов. Если вычесть из общего числа категорию ребят, уходящих в армию на срочную службу, то мы увидим, что у нас в регионе трудоустраиваются по специальности 68 процентов выпускников ссузов, — подчеркнул заместитель губернатора.

Уберечь от беды

В заключение беседы речь зашла об обеспечении безопасности в средних общеобразовательных учреждениях. По словам руководителя, данная система в регионе отлажена с учетом произошедших резонансных событий. И на обеспечение безопасности в школах предусмотрены соответствующие средства — на освещение территории, установку видеонаблюдения, охрану. Безусловно, большую роль в этом вопросе играет бдительность школьных администраций.

— Однако школа — это не режимный объект, с половины восьмого до половины девятого дети идут в школу сплошным потоком. После звонка на урок мы, конечно, можем закрыться на все замки. Но тогда школа превращается в режимный объект. И это оставит определенный и, скорее всего, негативный отпечаток в психике детей, — отметил Алексей Райдер.

Добавим, что с полной версией радиопрограммы «Палата 72» в эфире «Радио-7» можно ознакомиться по ссылке

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 9 ноября 2022

Заголовок в газете: Большие перемены

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру