Сам министр, также являющийся председателем оргкомитета конкурса «Учитель года России», выступил на торжественном открытии заключительного этапа во Дворце культуры «Нефтяник» в Тюмени. Сергей Кравцов сообщил, что впервые за 33-летнюю историю мероприятия оно проходит за Уралом. Министр поблагодарил губернатора Тюменской области Александра Моора за гостеприимство и организацию конкурсных мероприятий.
— Вы делаете все для того, чтобы конкурс прошел на самом высоком уровне, — подчеркнул Сергей Кравцов.
— Право принимать заключительный этап Тюмень получила благодаря нашей «звездочке» — абсолютной победительнице конкурса «Учитель года России» в 2021 году Екатерине Костылевой, — напомнил Александр Моор.
Глава региона добавил, что конкурс является как состязанием, так и праздником единомышленников.
В рамках программы финалисты конкурса посетили школы, детские сады, техникумы и высшие учебные заведения Тюмени, а также побывали в Тобольске. Участники конкурса поделились секретами профессионального мастерства и познакомились с методической и управленческой работой в наших образовательных организациях. Отдельными темами стали обзор системы дополнительного образования в Тюменской области и реализация в регионе программ ранней профориентации.
— Конкурс — это огромная жизнь, сотни событий в течение года, тысячи прекрасных учителей по всей стране, миллионы открытий и идей, — считает победитель педагогического конкурса 2021 года Екатерина Костылева.
Учитель как ориентир в многополярном мире
С 21 сентября по 1 октября 88 педагогов из всех регионов России состязались в профессиональном мастерстве на заключительном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2022 года, который прошел в Тюмени.
— Уверена, в нашей стране очень много талантливых преподавателей, — сказала Екатерина Костылева, ныне заместитель директора и учитель физики гимназии №16 г. Тюмени. — Каждый раз, когда я в этом убеждаюсь, я чувствую большую радость за страну и наших детей.
Впервые в состязании участвовали учителя школ из Донецкой и Луганской народных республик.
Заместитель губернатора Тюменской области, директор регионального департамента образования и науки Алексей Райдер отметил безукоризненную работу жюри первого этапа.
— Это титанический труд — выбрать лучшего из равных, — признал замгубернатора.
Конкурсные испытания начались с открытых уроков в тюменской гимназии №16. Кроме учеников, на занятиях присутствовали члены жюри — после окончания урока они задавали вопросы педагогу. Кстати, на этом этапе испытаний к оценке профессионализма учителей подключилось и ученическое жюри, состоящее из десяти ребят — победителей Всероссийского конкурса «Большая перемена».
Тюменскую область в этом году на конкурсе представляла 29-летняя учитель иностранного языка средней общеобразовательной школы №15 Вероника Таут. Она работает в школе уже восьмой год и преподает четыре иностранных языка: английский, немецкий, французский и китайский. Причем Вероника Александровна считает, что изучать сразу несколько иностранных языков — эффективнее, чем по отдельности.
— Моя задача — показать детям взаимосвязь между иностранными языками, помочь увидеть их сходство и различие, и в чем заключается преимущество изучения нескольких иностранных языков одновременно, — рассказала о своей методике Вероника Таут. — Например, есть прием «чинглиш», позволяющий выстраивать диалог с детьми сразу на нескольких иностранных языках: английском, французском, немецком и китайском. Этот прием появился еще в XVII веке, когда из Китая через наш Тобольск проходил Великий шелковый путь. Именно чинглиш объединил несколько языков и позволил людям выйти на новый уровень коммуникации.
Вероника Александровна считает, что учитель должен не только преподавать свой предмет, а быть наставником, помогающим ребенку адаптироваться в динамичном и многополярном мире.
— Язык — это основа культуры, самая живая и прочная связь, соединяющая прошлые, нынешнее и будущие поколения разных народов в одно великое историческое целое, — подчеркнула Вероника Таут, напомнив слова выдающегося педагога К.Д. Ушинского. — Сегодня, опираясь на богатое наследие, с помощью как родного, так и иностранных языков я и мои коллеги-учителя формируем будущее региона и будущее России.
Время памяти…
Пока в Тюмени проходил заключительный этап конкурса «Учитель года России», в возрасте 105 лет ушла из жизни старейшая в России участница Великой Отечественной войны Александра Чебаненко, всю жизнь проработавшая в Тюменской области. Александра Васильевна родилась в 1917 году, с первых дней войны попала на фронт, стала медсестрой и была ранена. Награждена орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги» и «За отвагу».
Поэтому второй день конкурсного испытания «Урок» финалисты посвятили памяти людей, чьи героизм и самопожертвование сделали возможной нашу сегодняшнюю жизнь. Учителя обсудили с ребятами события и героизм участников Великой Отечественной войны.
После уроков — театр и картины
После испытания «Урок» для педагогов настало время показать свое мастерство во внеклассной работе со школьниками. Тюменская учительница иностранного языка СОШ №15 Вероника Таут с учениками проводят литературные вечера, ставят дидактические спектакли на иностранных языках. На конкурсном испытании «Воспитательное событие» она сообщила, что постановка школьных спектаклей стала хорошей традицией в образовательных учреждениях, это важное событие для всех — учеников, их родителей и педагогов.
На занятии ученики вспомнили историю Тюменского драматического театра, которая насчитывает уже 165 лет, и поговорили о его уникальности — это самый большой храм Мельпомены в России. Ребята посмотрели и обсудили отрывок из классической постановки спектакля «Ромео и Джульетта» (пьесе Шекспира в этом году исполняется 425 лет), а также получили билеты на современную постановку в Тюменском Большом драматическом театре. Поход на спектакль станет темой обсуждения с ребятами на следующем уроке. Кстати, в планах Вероники Таут — поставить пьесу «Ромео и Джульетта» с учениками на английском языке.
Учитель русского языка и литературы Светлана Булгакова из г. Благовещенска Амурской области провела со школьниками беседу об искусстве и творчестве в жизни человека, обратившись к примерам тюменских талантов. Светлана Владимировна показала картину тюменского художника Игоря Рязанцева, заметив, что ему удалось создать новую технику в живописи и благодаря этому попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
— При подготовке к уроку меня поразило, насколько богата тюменская земля культурными и историческими достопримечательностями, — поделилась впечатлениями о нашем регионе Светлана Булгакова. — Один лишь реестр культурного наследия Тюменской области насчитывает более шестисот объектов.
Педагоги из разных регионов страны, народных республик Донбасса знакомились с Тюменской областью не только по статьям и видеозаписям. Им очень понравилась образовательная поездка в Тобольск с осмотром уникальных исторических достопримечательностей этой жемчужины Сибири.
Смартфон не конкурент учителю
Лауреатами заключительного этапа конкурса были объявлены пятнадцать из 88 педагогов. Они поделились секретами своего профессионального мастерства с коллегами на площадке музейного комплекса имени И.Я. Словцова в Тюмени перед членами жюри второго тура, ученического и родительского жюри. Темами презентаций, например, стали способы увлечь и заинтересовать ребенка школьным предметом. Учителя наглядно продемонстрировали, как эффективны в мотивации детей приемы из классического маркетинга. Они рассказали о важности применения в жизни знаний, полученных в классе, обсудили вопросы целеполагания для учеников. Многие педагоги отметили, что им приходится не только конкурировать с гаджетами за внимание учеников, но и использовать высокие технологии в процессе обучения.
К примеру, учитель английского языка гимназии №1 г. Ноябрьска (ЯНАО) Зильфира Батырова владеет шестью языками. С помощью коллеги-помощника она наглядно показала: онлайн-переводчик успешно решает проблему коммуникации между людьми, говорящими на разных языках.
— Дети спрашивают меня, зачем учить иностранный язык, если можно общаться с помощью переводчика в гаджетах, — пояснила Зильфира Батырова. — Это педагогическая проблема. Кто сталкивался с этим, коллеги? Вижу, в зале есть такие. Учителям критически важно оставаться конкурентоспособными по сравнению с искусственным интеллектом.
На вопрос жюри, не пора ли использовать искусственный интеллект на уроках, Зильфира Батырова ответила, что он никогда не заменит коммуникацию между педагогом и учеником.
— Конечно, можно включить «Марусю», — согласилась она. — Но для меня важнее, когда дети обращаются к учителю.
С несомненной важностью доверия со стороны детей согласился учитель истории из гимназии №16 г. Орехово-Зуево Московской области Дмитрий Лутовинов, уточнив, что сегодня педагог перестал быть главным источником информации, но его роль по-прежнему очень значима.
— Говорят, преподаватель не может поспорить с Гуглом, — сказал он. — Но порой учителя остаются единственными ретрансляторами эмоций.
Финальным испытанием в Тюмени стал «Вопрос учителю года»: конкурсанты общались с коллегами, школьниками и их родителями. А завершилась насыщенная тюменская программа панельной дискуссией «Ренессанс отечественной педагогики: современные педагогические технологии на многолетнем фундаменте».
— Конкурс «Учитель года» — это не просто просмотр педагогических талантов, — сказал полномочный представитель президента России в Уральском федеральном округе Владимир Якушев. — Самый видимый эффект конкурса — это повышение престижа профессии. Неслучайно с победителями конкурса встречается президент РФ, так будет и в этот раз.
Торжественное награждение победителей конкурса пройдет сегодня, 5 октября в Государственном Кремлевском дворце.