ПОРА развивать беспилотную авиацию

Экспертный совет ПОРА провел заседание «Проблемы эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) в Российской Арктике». По словам координатора экспертного совета Александра Воротникова, использование беспилотников – это вопрос жизненной необходимости для развития АЗРФ.

Он убежден, что необходимо выработать специальные стандарты и организовать обучение операторов, а также распространить практику контрактов жизненного цикла. Контракты жизненного цикла, при которых оплачивается услуга – доставка, эксплуатация, ремонт и утилизация оборудования, а не сама техника, должны способствовать эффективному сотрудничеству между государством и бизнесом в этой области.

«Необходимо переработать правила использования посадочных площадок гражданской авиации и аэродромов совместного базирования с учетом интересов и потребностей БПЛА, тем более, что они могут иметь двойное назначение», – подчеркнул Воротников.

Как рассказал начальник управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Чукотского АО Олег Рябко, в их регионе уже имеется опыт использования беспилотников Почтой России. Проблема в том, что БПЛА нельзя пользоваться на территории аэропортов, поскольку это не регламентировано в нормативных документах. Решением может стать развитие инфраструктуры отдельно от аэропортов.

Хорошо знакомы с беспилотниками и в Республике Саха, где их использовали для тушения лесных пожаров. Представитель ВНИИ ГО ЧС в Якутии Николай Находкин рассказал, что они способны летать в дыму, тепловизорами отмечать перемещение линии огня, также БПЛА позволяют корректировать проведение взрывных работ на льду. Благодаря использованию такой техники на авиаработах за несколько лет сэкономили 90 млн рублей. Специалист также подчеркнул несовершенство законодательства: порядок заблаговременной подачи заявок на полеты мешает ликвидации ЧС, ведь они происходят не по расписанию.

Использование беспилотников многогранно, именно так считает заместитель ректора Северо-восточного федерального университета Александр Кугаевский. Он предлагает их применять в оленеводстве, для мониторинга северных речных путей, которые связаны с большими расстояниями, а также для срочной доставки лекарств.

Президент Международной академии транспорта Виктор Досенко отметил актуальность обеспечения транспортной доступности территорий, особенно арктических, в этом процессе беспилотники могут играть важную роль. При этом нельзя упускать из вида наличие систем связи, навигации и требования к развитию инфраструктуры.

Что касается вопросов обучения управлению БПЛА, то преподаватель Московского государственного образовательного комплекса по направлению эксплуатации беспилотных авиационных систем Александр Залецкий уверен, что специалистам необходима практика в компаниях-эксплуатантах беспилотников. Поэтому для подготовки пилотов нужно обеспечить тесное взаимодействие с компаниями, ведущими хозяйственную деятельность в АЗРФ, чтобы они могли работать в арктических условиях.

Мыслями на счет перспектив в использовании беспилотников поделился заместитель директора центра исследования экономических проблем развития Арктики Александр Кривичев. Он полагает, что в будущем они могут видоизменить концепцию северного завоза и перевалки грузов по устьям сибирских рек с помощью ледоколов типа «Помор», нуждающихся в точной навигации с учетом береговой линии и ледовой обстановки. Беспилотник мог бы за счет энергии корабля неограниченное время барражировать в воздухе и сканировать ледовую обстановку. Также беспилотники могли бы упростить доставку некрупнотоннажных грузов во время проходки караванов грузов по сибирским рекам.

О возможностях беспилотников рассказал директор филиала ГК «Беспилотные системы» Александр Лазутин. По результатам эксперимента в районе Северного полюса стали ясны преимущества беспилотника самолетного типа для задач по поиску площадок для ледовых аэродромов, трещин дрейфующих льдин, торосов, отслеживанию местонахождения людей и опасных хищников. А директор ООО «Геомир» Алексей Флоров отметил, что продолжаются исследования для увеличения длительности полета БВС в арктических условиях, ведется работа по приведению характеристик аппаратов под конкретные требования заказчиков.

Директор Центра инициатив направления «Молодые профессионалы» Жанна Кадылева обратила внимание участников заседания на необходимость коллаборации бизнеса и образования для подготовки специалистов по БПЛА. Это интеграция организаций в экспертную сеть и инфраструктуру Кружкового движения НТИ и движения «Worldskills Россия».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру