Тюменские предприниматели побывали на Дне знаний

То, что рождает эмоции

Форуму «День знаний для предпринимателей» уже девять лет. На минувшей неделе он прошел в онлайн-формате и, тем не менее, привлек огромное количество участников, спикеров, экспертов, предпринимателей. На этот раз основной стала тема «Бренд региона, компании, личности».

То, что рождает эмоции
Фото: admtyumen.ru

Участников форума поприветствовала член генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», ресторатор Лариса Невидайло.

По ее словам, раньше считалось, что если предприниматель нашел привлекательную локацию, то это 20% успеха. А сейчас в руках смартфон — и это наилучшая локация для бизнеса. И все явственнее ощущение, что все мы живем в эпоху брендинга, маркетинга, цифровизации.

Что работает, а что нет? Какие тренды в бизнесе станут базовыми, а какие не доживут и до завтра? Почему бренд региона невозможно строить без бренда компании и личности? Как данный процесс идет в масштабах территории, в масштабах предприятия? И как эти векторы пересекаются?

Своими взглядами на процесс брендирования с аудиторией поделился губернатор Тюменской области Александр Моор. Он отметил, что тема нынешнего форума как никогда актуальна. Во времена нестабильности как раз самое время строить долгосрочные планы, думать о будущем. И в этом смысле разработка бренда — это форма долгосрочного планирования. Даже если не будет разработан хороший бренд, сама работа над брендом позволяет многое осмыслить и систематизировать.

— Безусловно, жизнь ныне такая, что все мы продаем и покупаем эмоции, играем на эмоциях. История брендирования в Тюменской области имеет давние корни. Сибирское масло поставлялось на стол британской королеве! В настоящее время бренд региона — тюменская нефть. Хотя никто специально в советское время бренды не разрабатывал, это выражение постоянно мелькало в большинстве советских газет и на телеэкране. Оно родилось само собой и уже много лет работает на узнаваемость региона. В настоящее время тема брендирования также важна. Большая конкуренция, большой объем информации, товаров и услуг усложняют путь к сердцу потребителя, делают его непростым. Не могу сказать, что Тюменская область имеет богатый опыт брендирования. Мы в этом смысле еще учимся. Но уже прошли немалый путь в разработке туристических брендов. Наша цель — бренды, которые хорошо работают, дорого стоят, поэтому каждый из нас надеется такой бренд разработать, — рассказал Александр Моор.

Губернатор также отметил, что знает массу попыток разработать тот или иной успешный бренд. И убежден в том, что и органы власти, и предприниматели должны работать вместе, создавая бренды, которые бы усиливали друг друга.

— Если мы сможем создать взаимоусиливающие бренды, это поможет нам продвигать на российские и международные рынки и продукты, и услуги, и регион в целом, — подчеркнул глава региона.

Сибирский дух

Александр Моор отметил, что выражение, ставшее слоганом: «Тюмень — лучший город Земли» — это не констатация факта, а цель, к которой мы все идем. И на этом пути у нас есть успехи. Тюмень — один из самых быстро растущих городов России и Европы. Соответствующие цифры были опуб­ликованы совсем недавно. За двадцать лет рост города Тюмени составил 60%. И город растет не потому, что он столичный город, и не потому, что вокруг морской и теплый климат, а потому, что в городе комфортно жить и в нем развивается бизнес.

— Кстати, когда мы обсуждали, какой слоган придумать для продвижения Тобольска, наши московские коллеги отметили, что три слова — это уже очень длинно. Бренд должен быть коротким. Поэтому от себя предлагаю бренд из двух слов: «Сибирский Дубай». И в Сибири, и в Дубае есть нефть. И у них, и у нас есть море. Просто у них оно наверху и теплое, а у нас под землей и очень горячее, — поделился губернатор.

И добавил, что в общении с разными людьми, неважно, знакомыми, туристами, бизнесменами, ему всегда есть что рассказать — и об истории края, и о перспективах, которые есть у региона. Поэтому очень важно те эмоции, которые тюменцы носят в себе, выразить в нескольких коротких, но интересных брендах. А еще человеку нужно любить тот регион, в котором он работает. И все делать, как для себя самого. То есть качественно, с душой. Любя людей и землю, на которой живешь и растишь своих детей.

К сожалению, в общей массе мы редко гордимся какими-то достижениями в нашей стране. Мало о них знаем. Один из экспертов отметил, что самые сильные бренды уже созданы. И сейчас важно не бежать за уходящим поездом, а думать о том, как его опередить. Сделать это можно, отстраивая то, что будет актуальным завтра. Это сложно. В условиях неопределенности особенно. Поэтому стоит спросить себя, а что точно останется неизменным? Семья. Дети. Любовь. Красота. Молодость. Романтика. Каждый в своем бизнесе найдет для себя свой ответ.

Известный предприниматель, председатель совета директоров компании «Сибинтел-холдинг» Владимир Шевчик подчеркнул: чтобы добиться успеха в собственном продвижении, нужно очень серьезно вкладываться в развитие собственного бизнеса. А когда посмотришь на свой бизнес со всех сторон, то поймешь, что его невозможно развивать без развития всей отрасли. И нужно проделать большую работу, чтобы твои конкуренты стали твоими партнерами. Тогда вся отрасль будет развиваться. Собравшись вместе, все отраслевики увидят, что без развития всего региона невозможно развить ни себя, ни бизнес, ни свою отрасль. И в этом смысле бренд — это только четверть успеха любого предпринимателя. Все, кто достиг какого-то успеха, также развивались в параллельных сферах: в общественной деятельности, в своих отраслевых организациях, в сфере благотворительности. Только такая логика поведения может привести к успеху.

— Что касается развития и продвижения территории, то нашу Тюмень можно считать преемницей Сибирского ханства. Мы единственный город, который может называться древней столицей Сибири. А с Сибирью у нас связано множество ассоциаций. И этим можно пользоваться. О Сибири слышали все! — заявил Владимир Шевчик.

И тепло души

На теме брендинга остановился и заместитель губернатора Андрей Пантелеев. Он сообщил, что в этом году перед командой специалистов была поставлена задача по созданию единого инвестиционного бренда — бренда, который тюменское бизнес-сообщество сможет продвигать за пределами региона. В этой части был проведен ряд исследований, посвященных специфике региона, образу сибирского предпринимателя, тому, как на территории региона формировалась предпринимательская среда. Изучен мировой опыт и опыт других регионов по созданию действующих брендов. Экспертом в ходе данных исследований выступал профессор Тюменского госуниверситета Евгений Доценко. Более тысячи тюменских предпринимателей приняли участие в работе фокус-групп. А в результате был создан первый брендбук, дорабатывается соответствующий сайт, по сути, он станет инвестиционным порталом Тюменской области.

Андрей Пантелеев рассказал, как воспринимают Тюменскую область действующие и потенциальные инвесторы, сами жители региона, какие факторы сказываются на инвестиционной привлекательности Тюменской области, какие направления бизнеса могут быть самыми результативными.

— Сибирский характер формирует поведение людей на нашей территории. Но есть две противоречивые вещи: с одной стороны, мы прогрессивные, что-то изобретаем и придумываем, а с другой стороны — сибирякам присуща некая медлительность. Или консерватизм. То, что позволяет нам держаться своих корней. Сама природа заставляет нас системно из года в год выполнять одни и те же вещи, готовить сани летом. Если этого не делать, природа нам этого не простит, — пояснил он.

Часть исследования была посвящена менталитету сибирских предпринимателей. Оказалось, что в его основе — любовь к своему краю, приверженность к оседлости, ориентация на невысокий горизонт планирования и некое нежелание проявлять инициативу.

Как наш регион воспринимают другие? Все понимают, что у нас достаточно высокий уровень жизни, благополучная территория. При этом у самих жителей есть запрос на новые достижения, они сравнивают себя с другими крупными городами, и даже столицами и странами. И задаются вопросом: а почему у нас не так? И тогда возникают новые проекты, которые могут выйти на мировой уровень.

Наряду с этим респонденты отмечали низкую культурно-деловую и событийную привлекательность региона. Говорили о том, что региону постоянно нужны новые мероприятия, чтобы разгонять экономику, общаться с коллегами.

Эксперты выделили три основных ресурса в предпринимательской деятельности тюменцев: наличие больших амбициозных целей, которые подвигают тюменцев к объединению; развитие культурной среды; создание условий для развития молодежного предпринимательства.

Хорошая новость в том, что исторически предприниматели Тюменского края всегда заботились о своих сотрудниках, партнерах, держали купеческое слово, руководствовались некой бережливостью, жертвовали на благие дела и в пользу нуждающихся.

В разное время на территорию приезжали разные люди, с разными целями. А оставались сильные люди, которые решали большие задачи. Благодаря сильным и предприимчивым людям в Тюмени были построены театры, учебные заведения, больницы, промышленные предприятия, железная дорога. Имена многих из них золотыми буквами вписаны в историю Тюмени: Андрей Текутьев, Савва Мамонтов, Дмитрий Менделеев, Виктор Муравленко, Юрий Эрвье и другие.

Это наши корни, о которых знают все. А значит, будут и кроны, и добрые плоды.

Андрей Пантелеев добавил, что в рамках проведенной в 2021 году работы было осмыслено порядка пятидесяти различных концепций и более пятисот вариантов различных логотипов. Но специалисты уверены, что нужен один бренд, позиционирующий территорию. В ходе экспертных сессий в качестве образа, связанного с Тюменской областью, остался наш сибирский соболь, который, кстати, изображен на гербе города Тюмени. Как символ богатства нашей территории, символ благополучия и успеха.

На этом образе и будет строиться узнаваемость Тюменского края — для продвижения товаров и услуг, привлечения туристов, инвестиций, новых идей и проектов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру