Проректор ТюмГУ Андрей Латышев рассказал о кадрах для индустрии, игрофикации в образовании и чтении

Лидерство — это сумма прочитанного

Проректор Тюменского госуниверситета, руководитель проекта «Центр развития компетенций Западно-Сибирского научно-образовательного центра (НОЦ)» Андрей Латышев побывал на площадке коворкинга «Точка кипения — Тюмень», где реализуется региональный проект «#Россия читает».

Лидерство — это сумма прочитанного

Отметим, что в рамках проекта талантливые и неординарные тюменцы рассказывают о том, чем они занимаются, как добиваются в жизни успехов и какие книги читают. По словам автора и руководителя проекта Алексея Нелаева, гостями площадки становятся предприниматели и педагоги, врачи и общественные деятели, госслужащие и студенты.

Андрей Латышев рассказал, что всегда заметна разница между людьми, получившими хорошее фундаментальное образование, естественно-научное или гуманитарное, и теми, кто такого образования не имеет. Поэтому получить высшее образование очень важно для жизненного успеха, но гораздо важнее способность и желание учиться на протяжении всей своей жизни, постоянно развиваться. При правильном выборе вуза и факультета это умение можно в себя инсталлировать.

С учётом новых трендов и вызовов

Андрей Латышев назвал также несколько ключевых трендов, с которыми, по его мнению, столкнулись российские вузы. Один из них — существенное ускорение всех процессов, связанное с цифровизацией, и серьезная конкуренция в сфере дополнительного образования со стороны коммерческих цифровых платформ. Из-за определенного традиционализма, академической неспешности университетов такие платформы сегодня зачастую выигрывают у университетов за счет быстроты реакции, запуска новых онлайн-курсов, охвата аудитории агрессивным маркетингом, рекламой. И следующие три–четыре года покажут, смогут ли университеты перехватить инициативу, например, в сфере дополнительного онлайн-образования. ТюмГУ такую задачу себе поставил.

— В десятилетней перспективе мы намерены вовлечь в сферу дополнительного образования в десятки раз больше людей, чем вовлекаем сейчас. И это потому, что вуз трансформируется из места географического, организационного в драйвер развития экономики региона присутствия. Становится все очевиднее, что ты не можешь развивать экономику, если не охватываешь его жителей зонтиком знаний. Проще всего это сделать при помощи технологий дополнительного образования. Все более понятно, что знания быстро устаревают и людям реально нужно постоянно учиться. А где можно получить новые знания? Либо на цифровых платформах, либо в университетах, — уточнил Андрей Латышев.

Следующий вызов или тренд, возможно, не все его чувствуют или спорят по этому поводу, но это определенное сращивание индустрий и университетов. Иллюзии о том, что университет сам по себе подготовит отличных специалистов, они придут в те или иные отрасли и сразу начнут работать, уже рассеялись. Перейти полностью на корпоративные университеты индустриям по разным причинам тоже тяжело. И начинает появляться все больше программ, где представители индустрий становятся частью учебного и проектного процессов. Так рождается мультипликативный эффект: студент получает лучшие практики, узнает, что значит работать в конкретной компании.

Отвечая на вопрос Алексея Нелаева, изжила ли себя печальная традиция, когда многим выпускникам вузов на реальных предприятиях говорили: «Забудьте все, чему вас учили», Андрей Латышев пояснил, что в реальном секторе экономики довольно высок уровень удовлетворенности фундаментальностью образования молодых специалистов. Однако и внутри предприятий приходится учить и переучивать очень многих людей, потому что обновление технологий происходит постоянно. Поэтому тот, кто говорит студенту — «забудь обо всем», не совсем понимает, как работает университет. Задача вуза — подготовить специалиста думающего, умеющего ставить самому себе задачи и быстро обучающегося. А если требуется специалист под конкретное рабочее место, то тут нужна совместная образовательная программа. И по-другому здесь никак. Университет просто не успеет за теми изменениями, которые происходят на производстве.

— В ТюмГУ мы наблюдаем следующее. Наша Политехническая школа очень плотно работает с нефтяными компаниями, в частности с «Газпром нефтью». Там есть магистратура по концептуальному инжинирингу, и это исключительно практико-ориентированная вещь. Помимо получения фундаментальных знаний, ребята работают над реальными проектами. Им уже никто не может сказать: «Забудьте все, чему вас учили», — пояснил Андрей Латышев.

По его словам, существует ряд навыков, которыми студенту совершенно точно нужно вооружаться, чтобы через 10–20 лет быть востребованным. Это упомянутое умение постоянно учиться. Это критическое мышление, которое позволит отсекать гигантский объем пустой, зачастую вредной информации, льющейся со всех сторон. И третий очень важный навык — умение выстраивать комплексные коммуникации. Мир стал мультидисциплинарным, более того, во многих областях он стал еще и интернациональным, поэтому важно знать английский язык.

— Если ты вкладываешься в свое обу­чение, укрепление социальных связей, то с высокой степенью вероятности твоя карьера будет развиваться, — отметил гость проекта.

Играй, или проиграешь

В числе постепенно закрепляющихся в высшем образовании трендов Андрей Латышев назвал также повышение роли игрофикации при подготовке кадров.

— Несколько лет назад мы сделали ставку на развитие у наших преподавателей умений проектировать и внедрять в учебный процесс образовательные игры. И очень сильно масштабировались: нашим опытом воспользовались порядка тридцати университетов от Владивостока до Калининграда. Через ТюмГУ прошли около четырехсот человек, и они создали порядка восьмидесяти образовательных игр. На поток поставлена и разработка игровых решений для тех или иных дисциплин. Это не игры для развлечений, а отдельное большое направление, куда во всем мире вкладываются миллиарды долларов, — рассказал гость проекта «#Россия читает».

Проректор ТюмГУ сообщил, что в Центре развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ также сделана ставка на развитие игровых решений. И в мире, и в России, в частности, за игровыми технологиями в образовании большое будущее. VR, дополненная реальность, различные игровые элементы будут становиться все более важными. Зачем это нужно? Исследования показывают, что такие технологии на 30–40% повышают усвоение знаний, а также скорость их освоения. Если будущий оператор, например, на атомной станции раз за разом играет в какие-то критические ситуации, то, безусловно, в реальности он будет действовать привычным уверенным образом, видеть и детали происходящего, и картину в целом. Игровые технологии уже давно внедрены, например, в обучении пилотов. В бизнесе игровые симуляционные решения также играют большую роль, удешевляют либо ускоряют бизнес-процессы.

Андрей Латышев напомнил, что Центр развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ изначально был создан в двухъ­ядерном формате — с центром в Тюмени и центром в Сургуте. С участием правительства Тюменской области, правительства ХМАО-Югры, коллег с Ямала, представителей восьми университетов его удалось спроектировать таким образом, что в нем уравновешены интересы всех акторов научно-образовательного процесса. За неполные два года учреждением подготовлены более двух с половиной тысяч человек. Речь идет не просто о выдаче удостоверений о повышении квалификации, а о реальной проектной работе, после которой в экономику региона поступают исследовательские, научно-технологические проекты. При этом команды составлены смешанным образом из представителей ТюмГУ, Югорского госуниверситета, Сургутского госуниверситета. Создана межрегиональная аспирантская школа, где обучаются ребята-аспиранты из Самары, Казани, Томска, Тюмени, Сургута — всего из 25 университетов страны. И в этом смысле для развития большой Тюменской области, как центра притяжения талантов в сфере исследований и разработок, Центр развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ наряду с другими учреждениями, действующими в регионе, играет весьма значимую роль.

— Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр так и задумывался — как драйвер развития человеческого капитала в сфере исследований и разработок, полезных всему макрорегиону. При неоценимой поддержке правительства Тюменской области, правительств Югры и ЯНАО мы активно движемся к этой цели, — рассказал Андрей Латышев.

Чтение — это развитие мозга

Естественно, в ходе беседы был задан вопрос и о том, какие книги читает гость проекта «# Россия читает»? И хватает ли ему времени читать?

— Мне непонятно, как можно существовать без книг. Я начал читать в четыре–пять лет. И с тех пор не могу остановиться, — ответил Андрей Латышев. — При чтении, наверное, восемьдесят процентов времени я уделяю книгам под развитие, с целью повышения конкурентоспособности. Если ты работаешь в сфере творчества, а высшее образование именно такая сфера, то книги — это незаменимый инструмент для рождения новых идей, их улучшения. Если человек живет с книгами, то было бы неплохо, если бы он учитывал пять направлений для чтения.

Первое — это великая мировая классическая литература. Так достигается комплексная коммуникация с разными культурами. Ты понимаешь, как устроен мир, знаешь то, что о нем думали великие писатели.

Второе — это некая хайповая современная литература, вокруг которой ломаются копья, идет обсуждение. Почему это важно читать? Потому что мы не знаем, что станет классикой через двадцать лет. И если вокруг чего-то идут широкомасштабные дискуссии, значит, в обществе нет консенсуса. Идеи, заложенные в повествовании, либо не поняты, либо будут негативно влиять на развитие общества, и поэтому о них нужно составить свое мнение. Я могу не соглашаться со взглядами Сорокина или Прилепина, но если я хочу понимать, что думают люди такого уровня о стране и обществе, о будущем страны, а я тружусь в сфере науки и высшего образования, то я должен держать руку на пульсе.

Третье направление — профессиональная литература, чтение под задачу. Ну, например, когда нужно разработать игровую технологию обучения специалиста по строительству кустовых площадок, причем в Африке. Не читать не получится.

Четвертое — это литература профессиональная, но из смежных областей. Это полезно для кругозора и для того, чтобы уметь разговаривать с коллегами из смежных отраслей науки на одном языке. Я, например, не айтишник, но много читаю на данную тематику.

И пятое — это чтение для души. Где-то я услышал, что большинство людей после тридцати лет перестают читать новые книги и только перечитывают старые. Это меня зацепило, я начал следить за новинками. Мой любимый роман — «Мастер и Маргарита», а также почти все, что написал Александр Грин. Это для меня как хорошее вино: где-то раз в три года я сажусь, открываю «Мастера и Маргариту» — и наслаждаюсь!

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру