Сфера образования Тюменской области меняет курс

На пути к цифровой зрелости

Цифровизация расширяет территорию своего присутствия и влияния, и это чувствуется везде: в школах, колледжах, вузах, учреждениях дополнительного образования. В настоящее время цифровые технологии активно пронизывают и научно-исследовательский процесс, и учебно-образовательный.

На пути к цифровой зрелости
Цифровизация образования — процесс объективный. Фото пресс-службы форума «ИНФОТЕХ-2021».

Безусловно, в основе преобразований стоят люди, и главные инвестиции идут, конечно же, в человека. В том числе путем цифровых трансформаций. Каковы приоритеты в этой сфере? Как провести современные преобразования быстрее и эффективнее?

Как отметил заместитель губернатора, директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер, данная работа строится в штабном режиме. Региону как минимум повезло с исполнительным органом власти, которое курирует данное направление, — департаментом информатизации Тюменской области. Совместно с губернатором области Александром Моором специалисты департамента информатизации прорабатывают направления цифрового развития, по которым отрасли образования необходимо двигаться дальше.

Методично ведется работа и по подготовке кадров с IT-компетенциями, начиная с массовых программ формирования цифровой грамотности школьников, разработанных в Региональном информационно-образовательном центре при департаменте информатизации Тюменской области. На следующем этапе осуществляется специализированное компетентностное погружение ребят с учетом их интересов в профильные программы. Они реализуются на площадках айтилабов, роболабов. В регионе создана первая нейролаборатория, в настоящее время вынашивается идея по созданию лаборатории, посвященной геймификации образовательного процесса. Эта идея не только отвечает интересам школьников, развитию их мягких компетенций, но и с точки зрения развития региона создает новый плацдарм для развития отрасли в целом.

— Заглядывая вперед, мы уже сегодня должны планировать дальнейшие шаги и действия. Что касается оцифровки образовательных программ, то это некое инструментальное поле. И на нем любые задачи нам по плечу. Мы уходим от бумаг к облачным сервисам, к цифровым решениям в работе каждого педагога. Важно просто сохранять ритмику, поступательность и исполнительскую дисциплину, — подчеркнул заместитель губернатора.

Идти на два шага впереди

О том, насколько это длинная дорога — воспитать, вырастить педагога с новыми компетенциями, знает ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) Ольга Ройтблат. По ее словам, цифровая трансформация подобна индустриализации: сначала происходит техническая революция, а затем наступает и социальная. В настоящее время дети могут получать знания не от учителя, а из цифровых источников. А вот профессионализм построения урока в новом формате возможен только в случае, когда педагог виртуозно владеет дидактикой.

Ольга Ройтблат признала, что уровень образования в области ИКТ — информационно-коммуникационных технологий — еще далек от идеала, зачастую оторван от практики. Важно наращивать методологическую подготовленность кадров, помочь педагогам изменить свою роль транслятора и проверяющего знания на роль модератора, помогающего детям с помощью цифровых медиа осваивать содержание предмета.

В настоящее время ТОГИРРО, по инициативе департамента образования и науки Тюменской области, реализуется такая форма поддержки педагогов, как методический абонемент. Посредством абонементов обучено более шести тысяч педагогов в 154 школах. По сути, это адресная помощь в повышении квалификации всех участников педагогического коллектива в области информационно-коммуникационных технологий.

В рамках нацпроекта «Образование» областным институтом развития регионального образования также осуществляется сопровождение регионального проекта «Современная школа». Речь идет о 21 муниципальном образовании региона, где создано 28 центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В них занимаются не только дети и учителя, но и жители сельских поселений. Кроме того, в ходе реализации проекта «Науколаб» создано 104 лаборатории в 94 профильных школах. Учащиеся знакомятся с разнообразной приборной базой, в том числе с цифровыми устройствами. Главная цель этих лабораторий — формирование детско-взрослого онлайн-сообщества, ориентированного на привитие обучающимся навыков продуктивного самовыражения. Причем дети уже учатся сотрудничать с тюменскими вузами по самым разным направлениям. Также развиваются практики онлайн-общения педагогов с участием родительской общественности.

— А самая глубокая задача в том, чтобы педагог в цифровом плане и в сфере информационно-коммуникационных технологий не отставал от ребенка, а шел на два шага впереди, — подчеркнула ректор ТОГИРРО.

На помощь придёт «Сферум»

Добавим, что многие колледжи, университеты, школы в настоящее время озадачены созданием собственных цифровых платформ. По утверждению представителя филиала в Тюменской и Курганской областях ПАО «Ростелеком» Кирилла Гончарова, в образовательных учреждениях ныне активно внедряется цифровая образовательная среда «Сферум». Проект пилотный и реализуется в пятнадцати субъектах РФ, в том числе в Тюменской области. Данная платформа направлена на решение коммуникационных задач, позволяет направлять видео-, голосовые и письменные сообщения, проводить видеоуроки, в частности, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и находящихся дома вследствие болезни, взаимодействовать с родительской общественностью, загружать в нее собственный образовательный контент. При помощи платформы «Сферум» можно проводить диагностику знаний студентов и учащихся, анкетирование родителей, олимпиады школьников, аттестацию педагогов. Данный комплекс уже апробирован, и все школы Тюмени включились в его освоение, пусть и с разной скоростью.

Компания «Ростелеком» также развивает цифровые технологии виртуальной реальности, которые могут быть востребованы во время школьных уроков или занятий в колледжах.

— Кроме того, мы встречаемся со школьниками, проводим мероприятия, включающие ознакомление с процессами, с которыми мы работаем как IT-компания, — отметил Кирилл Гончаров.

Стремиться к открытости

Безусловно, цифровизация влияет на трансформацию сознания, мышления, подходов в бизнесе, коммуникациях и других сферах. Ректор Тюменского госуниверситета Иван Романчук уверен: в образовании самое главное — мотивация. Что мотивирует молодых людей? Компьютерные игры! Поэтому, как только будет построен образовательный контент на основе игры, это сразу же отразится на вузах. Многие не выдержат данной конкуренции, поскольку существуют в сложившейся исторической парадигме: бюджетное место — получение диплома. В цифровой среде данная парадигма разрушается. Большинство компаний, которые принимают специалистов на работу, оценивают не диплом, а компетенции.

Недавно в стенах Госдумы прозвучало предложение о бесплатном втором высшем образовании по IT-направлениям, поскольку, по оценкам экспертов, дефицит IT-кадров в стране составляет до одного миллиона человек. Нужно ли бесплатное второе высшее образование в сфере IT?

— Дело в том, что и с первым уровнем образования мы не справляемся: у нас не хватает бюджетных мест. Мы физически не можем переварить всех желающих. Не секрет, что первый онлайн-курс создан в Гарварде, он был посвящен программированию. И таких курсов нынче очень много, они бесплатные. Приобретаешь новые компетенции в режиме онлайн — и вперед, — пояснил Иван Романчук.

Вторая особенность текущего момента — образование становится открытым, бесшовным. Многие говорят о том, что нужна не только работа в аудитории под конкретные задачи. Надпрофессиональные навыки также необходимы, пусть и не везде. Важны навыки работы в гетерогенной команде, креативное мышление и другие мягкие компетенции, в том числе цифровые. Что касается ТюмГУ, то вуз уже давно дружит с «цифрой» по всем направлениям подготовки.

И третья особенность — это уже упомянутые геймификация и виртуальная реальность. Они расширят возможности лиц с ограничениями в состоянии здоровья и студентов, которые получили больничный лист и не могут посещать занятия в очном формате. Благодаря новым цифровым технологиям студент даже сможет параллельно пройти курс обучения в любом другом российском университете.

— Мы в ТюмГУ идем по этим направлениям шаг за шагом. Надеюсь, что у нас все получится, — подчеркнул Иван Романчук.

Валерий Черепанов, директор Тюменского колледжа цифровых и педагогических технологий, как-то обмолвился, что выпускники образовательной организации трудятся в крупнейших корпорациях, таких как Транснефть, Шлюмберже и других. А буквально несколько лет назад конкурс на учебные места в колледже был нулевой. После консультаций с руководителями крупных предприятий и организаций стало ясно, какие специалисты им нужны. Ныне учреждение реализует множество образовательных направлений в сфере IT. В нынешнем году конкурс в колледж составил от девяти до шестнадцати человек на место! При этом работу в качестве IT-специалистов получают даже третьекурсники.

В моде айтишники

Заместитель губернатора, директор департамента информатизации Тюменской области Мария Рудзевич отмечает: чтобы не допустить жесткого дефицита IT-кадров в регионе, который не позволит выполнять актуальные задачи развития территории, со всеми возрастными группами, школьниками, учащимися колледжей ведется соответствующая профориентационная работа. А в вузах открываются новые базовые кафедры.

— Когда в Тюмени появился крупный разработчик и начал создавать большую государственную информационную систему, стало ясно, что для ее обслуживания нужен постоянный приток кадров. И ТюмГУ тут же откликнулся на этот вызов подготовкой специалистов по данному профилю, — рассказала Мария Рудзевич.

Директор департамента информатизации уточнила, что разрыв между потребностями работодателей в высококвалифицированных специалистах и предложением от учреждений образования существовал всегда. В сфере высшего образования готовятся специалисты для принятия серьезных решений в отдельных отраслях. Если говорить об IT-навыках, с которыми на рынок труда приходят гораздо быстрее, то таких образовательных площадок много. И они помогают добирать ныне работающим людям те или иные необходимые IT-компетенции. По этому принципу в областной столице открыта Школа программирования. В ней под запросы работодателей обучаются люди с базовым инженерным или математическим образованием.

Проблема недостатка IT-кадров, безу­словно, остается. Но созданная в регионе система кванториумов, айтилабов, роболабов и других образовательных площадок как раз направлена на то, чтобы ее решать. Для отрасли в целом характерна мобильность кадров, их переток происходит постоянно. Это нормально, поскольку в данной сфере велика доля удаленно работающих людей. И они могут работать эффективно, не говоря уже о сплоченных командах, которые генерируют идеи и проекты. К решению новых масштабных задач в отрасли, по словам Марии Рудзевич, всегда можно привлечь нужных IT-специалистов.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру