В Тюмени завершился VIII Международный кинофестиваль «Ноль Плюс»

По-настоящему и всерьёз

В этом году организаторы подготовили для зрителей разнообразную программу: кинопоказы, лекции, мастер-классы, IV Международный форум «Кинопедагогика» и проект «Территория свободного творчества «Версия».

По-настоящему и всерьёз
Участники форума «Кинопедагогика» обменялись опытом и контактами. vk.com/zeroplusfest.

Традиционно кинофестиваль «Ноль Плюс» отбирает со всего мира фильмы для детской, подростковой и семейной аудитории. Это фильмы о дружбе, семье, приключениях, культуре, природе, отношениях, познании. Ежегодно аудиторией фестиваля очно становятся около десяти тысяч детей и подростков, родителей и учителей, а онлайн — более ста тысяч человек.

В этот раз свои работы в жанрах игрового, анимационного, документального, научно-популярного и просветительского кино представили режиссеры из 35 стран: России, Индии, Нидерландов, Германии, Ирана, Норвегии, Чехии, Литвы, Израиля, Китая, Канады, США и других. За лучшие киноленты зрители могли проголосовать в мобильном приложении «Ноль Плюс».

Открыла кинофестиваль «Ноль Плюс» приветственным видеообращением министр культуры России Ольга Любимова.

— Уверена, что по итогам кинофестиваля появятся оригинальные методики для знакомства детей с основами индустрии кино и познания мира посредством творчества, — отметила министр.

Добавим, что в мероприятии приняли участие около трехсот учителей, воспитателей, специалистов сферы культуры со всей России. А к дискуссиям и работе площадок присоединились представители медиасферы и кинопроизводства, продюсеры и кинодокументалисты.

Объединение искусств подчеркнуло разносторонность и разноплановость фестиваля: у жителей и гостей города появилась возможность не только насладиться хорошим кино, но и получить эстетическое удовольствие от хореографических постановок. 28 и 29 сентября в рамках кинофестиваля «Ноль Плюс» тюменцы смогли увидеть искусную хореографию от артистов «Территории свободного творчества «Версия», обратить внимание на смыслы в современных танцах и погрузиться в тему «Первозданность женской природы».

Многие тюменцы впервые открыли для себя кинофестиваль детского и семейного кино «Ноль Плюс».

— Мероприятие превысило мои ожидания. Я не только открыла для себя кинофестиваль «Ноль Плюс», но и влюбилась в короткометражные фильмы! — рассказала Анастасия, одна из зрительниц.

Основатель программы «Ноль Плюс» Николай Данн назвал фестиваль 2021 года особенным:

— Восьмой кинофестиваль «Ноль Плюс» — уникальный. У нас много подростковых фильмов, и в них вскрыты разные темы, которые подростку будет интересно обсудить.

Отметим, что, помимо участия в кинопоказах, специалисты региональных учреждений образования, культуры, молодежной и социальной политики активно участвовали в изучении кинопедагогических технологий в своей профессиональной деятельности, знакомились с актуальными практиками, осваивали необходимые навыки на мастер-классах, принимали участие в дискуссиях с представителями кинематографа и медиасферы. Весьма полезными в плане информативности стали панельная дискуссия «Медиаконтент для детей как средство воспитания», круглый стол «Финансирование медиапроектов для детей» с участием Фонда культурных инициатив и Института развития Интернета, а также форсайт-сессия, в рамках которых были определены проблемы, точки роста и успешные кейсы реализации кинопедагогики в воспитательной системе в России и мире.

Организаторы поставили перед собой вполне конкретную цель — наладить взаимодействие кинематографистов, педагогов, практиков медиаобразования и органов образования и культуры на благо системы воспитания и, в конечном счете, на благо детей и подростков.

О детях или для детей?

В рамках кинофестиваля «Ноль Плюс» состоялся IV Международный форум «Кинопедагогика».

Спикерами на панельной дискуссии форума «Киноконтент для детства и юношества: новый путь к зрителю» выступили заместитель директора департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Галина Сыцко, заместитель директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО) Александра Снидко, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ Елена Бондаренко.

Президент международного фестиваля «Ноль Плюс», член общественного совета при Министерстве культуры РФ, продюсер Николай Данн, поприветствовав участников форума, педагогов, работников культуры и образовательных учреждений, посвятил свое выступление феномену воспитания детей посредством кино, анимации и вовлечения их в мир киноискусства.

— Ребенок идет в детский сад, потом в школу, к пониманию того, какие у него таланты, к самоосмыслению, а потом приходит на рынок труда. Каким он туда приходит? С какими ценностями? От этого зависит наше с вами качество жизни. Зависит то, какие образы будут создаваться в кино, в нашей повседневной жизни, какие будут еда, одежда, дома, улицы. Все! Мы с вами, участники форума, — тоже участники рынка труда, на мой взгляд, самая существенная часть. Потому что педагоги, деятели культуры — это люди, которые формируют, создают мировоззрение ребенка. Одним из способов, как это сделать проще, является кино. Киноискусству всего сто лет, но без него наша жизнь уже немыслима. Дети любят смотреть мультфильмы. А это и есть образы. И они создают его миропонимание, его мировоззрение. Так вот, если педагог и воспитатель подходят к этому инструменту сознательно, то они могут повлиять на ценности и поведение ребенка, — отметил Николай Данн.

Галина Сыцко подчеркнула, что именно педагоги формируют вкусы детей, их систему ценностей. И вклад педагогов в российский кинематограф прямой и очень важный. Она рассказала о финансировании кинопроизводства, о формировании аудитории кинематографа, выразив надежду, что просветительских и вдохновляющих фильмов для детей будет все больше и больше. Она отметила, что в настоящее время Минкультуры РФ выполняет поручение Президента России о необходимости на регулярной основе создавать фильмы-экранизации по произведениям из школьной программы. И со следующего года эта деятельность для министерства станет одной из приоритетных.

Педагог Ольга Пахомова напомнила о любимых детских фильмах: «Приключения Электроника», «Тимур и его команда» и других. И задала представителю министерства вопрос: а есть ли сейчас такие фильмы, чтобы дети бежали к телеэкранам, забыв обо всем на свете? Если взять современный сериал «Папины дочки», то о каком-то воспитательном моменте здесь говорить не приходится. Найти и показать своим детям и ученикам какой-то российский фильм о подростках и для подростков — это большая проблема.

Галина Сыцко все же нашлась с ответом и привела в пример фильм «Пальма» режиссера Александра Домогарова-младшего, созданный на основе реальных событий и повествующий о верности и дружбе. А далее были названы киноленты «Легенда №17», «Огонь», «Призрак», несколько анимационных фильмов — «Три богатыря», «Иван Царевич».

— Но вопрос регулярного, планомерного создания детского кино, которым бы мы гордились, безусловно, остается открытым, — добавила Галина Сыцко. — И над этим мы будем работать вместе с киносообществом.

Спикер также сообщила, что в этом году произошла трансформация отбора компаний, которые получат господдержку, в нем будут участвовать сами дети, а также был переформатирован состав экспертных советов, для того чтобы снимались более достойные фильмы.

Николай Данн подключился к обсуждению данной проблематики и отметил, что, будучи членом общественного совета при Министерстве культуры РФ, наблюдает, как работники министерства действительно ищут решение застарелых проблем, новые идеи по развитию кинематографа, в том числе детского.

Один из педагогов, поддерживая дискуссию, подчеркнул:

— Хороший фильм должен быть событием. Тогда он трогает. А если речь идет о попкорне и заработках прокатчиков, тогда он не трогает, а просто приносит в кассу деньги. И эту разницу стоит понимать.

Педагог предложил заниматься прокатом детских фильмов прямо в школах, в актовых залах, они есть в каждом образовательном учреждении. Например, в Великобритании так и делают. Галине Сыцко понравилось это предложение, и она взяла его на заметку.

Александра Снидко рассказала, что в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО ведется большая работа по созданию программ воспитания в образовательных организациях. В них достаточно места для использования кино- и медиаконтента. Она добавила, что много интересного видеоконтента создают сами педагоги вместе со своими учениками. И задача в том, чтобы аккумулировать этот опыт, изучать его и транслировать для всех желающих им воспользоваться.

Далее один из экспертов отметил, что снимать нужно не семейное кино, а просто детское кино, направленное на решение проблем определенного возраста. Такое кино у нас уже было в Советском Союзе: «Чудак из пятого «Б», «Мушкетеры 4 «А» (оба фильма сняты в 1972 году) и другие.

В ходе дискуссии и обсуждения вопросов детского кинематографа участникам форума вспомнился известный российский кинокритик Кирилл Разлогов, киновед-профессионал, к сожалению, недавно умерший от последствий коронавируса. В 2019 году, выступая перед тюменцами на форуме «Ноль Плюс», он подчеркнул, что взгляд некоторых зрителей и кинематографистов на детство порою бывает слишком упрощенным, мол, «Детство — счастливая пора!». На самом деле, по словам киноведа, детство — это пора шишек и синяков, обид и страхов, зависимости от родителей, учителей, старших ребят, неизвестности, это мучительная пора поиска моделей поведения и желание поскорее повзрослеть, чтобы избавиться от комплексов, сверхконтроля со стороны взрослых и учителей, обрести некие права и возможность распоряжаться своим временем и собой.

Пожалуй, именитый киновед был прав как никто. Кино действительно нужно снимать не просто о детях, а для детей, с тем, чтобы помочь им стать счастливыми и достойными людьми.

Участники форума «Кинопедагогика» почтили память замечательного российского киноведа и педагога Кирилла Разлогова стоя.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру