В Тюменской области делается акцент на развитии системы наставничества

Как помочь подростку?

В Тюменской области активно развивается региональная система наставничества для подростков, нуждающихся в поддержке и помощи, попавших в трудную жизненную ситуацию, испытывающих проблемы в семье и школе. Молодые люди с активной жизненной позицией готовы подставить им свое плечо, привить интерес к спорту, творчеству, проектной деятельности, помочь сделать выбор будущей профессии.

Как помочь подростку?
Тюменские подростки на занятиях по лидерству и личностному росту. Фото коворкинга «Точка кипения — Тюмень»

Весной в регионе стартовал очередной цикл занятий по поддержке подростков и выпускников учреждений для детей-сирот. В рамках проекта «Наставничество» каждый подросток приобрел старшего друга-наставника. В дальнейшем оба участвовали в интересных развивающих и социальных проектах, тренингах, в той или иной социально полезной деятельности. Руководит проектом Юлия Фатхуллина, а поддержку ему оказывают Региональный центр для несовершеннолетних «Семья», представители бизнеса, отраслей соцразвития, здравоохранения, педагоги дополнительного образования. Ряд проектов в сфере наставничества реализуют ДТиС «Пионер», тюменский мультицентр «Моя территория» и другие организации.

Лучшие инвестиции

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — сказал один великий мыслитель древности. Порою одних знаний мало для мотивации ребенка, так же как мало накопления одних материальных благ для осуществления нашей миссии на Земле. Именно поэтому многие опытные и неравнодушные люди стремятся поделиться своими знаниями и быть наставниками для подрастающего поколения. Они понимают, что вложение в детей — это одна из лучших инвестиций в будущее, и наставничество является позитивным фактором, как для отдельного человека, так и социума в целом.

Подростка важно научить коммуницировать со всем миром, быть разносторонне развитым и всеприемлющим. Уметь думать обо всем и обо всех, жить светлыми, добрыми помыслами, в потоках креатива, распространяя вокруг не экстремизм, зависть и негатив, а радость творчества, общения, сострадания и созидания. Вселенная полна радости, сияния, блаженства, преображения. Настройся на ее волну! Совершенствуй свою философию. Будь беспощаден к себе и снисходителен к людям. Ищи позитивное разрешение проблем. Балуй себя и ближних. Трудись с удовольствием. Делай добро.

«Как стать наставником для подростков и быть примером для детей?». Лекция на эту тему состоялась на днях в коворкинге «Точка кипения — Тюмень» в рамках социального трека. Спикером выступил эксперт Агентства стратегических инициатив, автор проекта для тюменских подростков «Взвод» Артем Фомин.

По его словам, наставничество — это, прежде всего, выстраивание отношений. От коуча, тренера, преподавателя наставник отличается тем, что создает длительные отношения с подопечными. Наставник, или ментор, работает с наставляемыми или обу­чаемыми на долгосрочную перспективу. Наставником необязательно может быть человек с педагогическим образованием. Важно, чтобы он мог передать наставляемому необходимые тому опыт, знания, навыки. Также важно при этом понимать специфику взросления ребенка, уровень его развития.

Отметим, что Артем Фомин занимается наставничеством уже порядка десяти лет. Начинал эту деятельность в Союзе морских пехотинцев, проводил со школьниками уроки патриотического воспитания, получил педагогическое образование, освоил технологии наставничества. Вместе с коллегами-наставниками посещает детские дома, школы, вузы Тюменской области. Является экспертом в вопросах технологического наставничества, лидерства и профориентации.

В настоящее время он считает необходимым привлечь в сферу наставничества свежие силы: людей, готовых передавать подросткам свой богатый опыт. Безусловно, эта практика для сферы молодежной политики и социального развития не новая. Элементы наставничества присутствуют во всех подростковых, молодежных, профсоюзных организациях. Тем не менее массовой ее назвать нельзя. А поле деятельности для наставников остается широким. Так, в фокусе внимания наставников, например, должны быть неполные семьи, такие, где нет взрослых мужчин.

— У растущего в неполной семье ребенка не хватает определенной целостности в видении мира и его оценке. Поэтому у него в дальнейшем возникают те или иные жизненные проблемы, — заметил Артем Фомин.

После круга семьи идут круг друзей, круг школьных товарищей, одноклассников. Личность ребенка с годами обрастает новыми привычками, но в основе — база родительских, семейных установок. Основные риски во взрослой жизни закладываются в детском возрасте. Поэтому тема наставничества для таких детей весьма актуальна.

Проблема может быть и в том, что у родителей их загрузка по работе не позволяет проводить с детьми достаточно времени. И в этой ситуации дети также недополучают полезных навыков, которые им должны были передать родители. При этом страдает личностное развитие ребенка.

Наставничество — это еще и возможность решения личных задач подростка. Пусть у него все хорошо с семьей, друзьями и школой, но он может ощущать в себе некий нереализованный потенциал развития. И в этой ситуации ему может помочь опять же наставник. Подготовиться к сложному экзамену. Научиться общаться с разными людьми. Сделать правильный выбор будущей профессии. Сформировать правильную самооценку.

Быть в авторитете

Если решать проблему теми способами, которыми она была создана, то ее не решить. Поэтому важно вовлечь в работу с ребенком самих родителей, чтобы они понимали цели и задачи наставника, были готовы к необходимым изменениям. Для решения проблем ребенка важны доверительные отношения с ним, наличие авторитета у наставника. Выстроить доверительные отношения — задача не из простых. Важны контакт с ребенком, личный пример, видение им дальнейшей перспективы во взаимоотношениях и результатов сотрудничества.

Артем Фомин отметил, что изначально любое вмешательство со стороны в большинстве случаев вызывает у подростков отторжение. Но при работе с детьми важно делать акцент на запросах родителей, запросах самого ребенка, сроках и целях наставничества. И эти принципы срабатывают.

По мнению спикера, наставнику важно обладать рядом необходимых качеств. Самое первое — желание работать с детьми и подростками. У всех оно появляется по-разному. И не у каждого человека сохраняется в процессе работы с детьми и их семьями. Второе важное качество — экспертность. Совокупность опыта и знаний. Умение ими поделиться. Для этого важно иметь представление о ребенке как целостности, включающей в себя семью, друзей, родственников, сверстников, значимых для него людей. А также быть готовым к неопределенности.

— Многие дети из детских домов признаются, что они стесняются общаться с другими людьми. Но о причинах и переживаниях могут рассказать со временем, когда поймут, что их примут такими, какие они есть. И задача наставника — работать с этой неопределенностью, терпеливо строить с ребенком отношения, помогать ему стать более целостным, — подчеркнул Артем Фомин.

Еще одной задачей наставника является помощь ребенку в поиске самого себя, в формировании точки опоры, в создании динамики по обретению новых знаний и качеств, необходимых для достойной и успешной жизни.

Для того чтобы знания и опыт передавались более эффективно, важно понимать, о чем он размышляет, что его волнует, чем он заполняет свободное время.

— Я даже интересуюсь, какую музыку ребенок слушает, какое видео смотрит. Зная его интересы, можно выстраивать с ребенком диалог, находить общие темы, — рассказал Артем Фомин. — Порою он смотрит то, что потенциально связано с его профессиональными интересами, его будущей профессией. И это надо учитывать.

Спикер считает, что круг общения ребенка, его соцсети — это тоже предмет для анализа и возможность формировать для ребенка позитивную повестку.

К психике через физику

Как за короткие часы общения с подростком определиться с руслом его дальнейшего развития? Это и искусство, и набор методик. Одной теорией ребенка не заинтересуешь, поэтому важно чередовать практические занятия и разговоры по душам.

— Мы все помним интересные ситуации из детства, яркие моменты из школьной жизни, своих любимых учителей, и на этой основе я строю занятия с детьми. Немного экстрима, немного психологического шока вкупе с моделями поведения складываются в сознании подростка в более целостный «кинофильм», — поделился наработками наставник.

Также важны договоренности с подростком, те или иные, и тогда он будет учиться ответственности, чувствовать, как взрослеет. Не стоит ограждать ребенка от мелких ошибок, на ошибках учатся, приобретают опыт самостоятельных решений.

В заключение лекции всех, кого заинтересовала тема наставничества, Артем Фомин пригласил к сотрудничеству и участию в проектах, посвященных поддержке детей и подростков.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру