Ректор ТИУ рассказала о высшем образовании, дистанте и любимых книгах

Вероника Ефремова: «У молодых всё впереди!»

Ректор Тюменского индустриального университета, председатель Совета ректоров вузов Тюменской области Вероника Ефремова стала гостем очередного раунда проекта «#Россия читает». Напомним, это авторский проект Алексея Нелаева, который реализуется на площадке коворкинга «Точка кипения — Тюмень». На полях проекта выдающиеся, интересные, начитанные тюменцы делятся своим опытом, взглядами на сферу своей деятельности и рассказывают о том, что они читают.

Вероника Ефремова: «У молодых всё впереди!»

Отметим, что Вероника Ефремова давно и успешно трудится в сфере высшего профессионального образования, руководит опорным вузом Тюменской области, вместе с коллегами активно участвует в социально-экономическом развитии региона.

— Детские мечты не всегда воплощаются в реальную карьерную траекторию, реальную жизнь взрослого человека. Но мне думается, что остаются отголоски этих самых мечтаний. Поскольку я выросла с бабушками и дедушками, которые учительствовали, то в детстве я тоже была «учительницей» и, будучи старшим ребенком, всех учила, примеряя взрослые роли на себя. Поэтому нельзя сказать, что эта мечта не сбылась. Я преподаю в вузе, это тоже учительство. У меня до сих пор сохраняется особый пиетет и уважение к этой профессии, несмотря на все лихолетья в стране, мире, некие перестроечные настроения, смену парадигм.

Была у меня и вторая мечта — стать архео­логом. Младшими школьниками нас водили в археологический музей Уральского государственного университета. И я решила — буду археологом. Причем полевым. А потом мы поменяли место жительства, и я погрузилась в театральную самодеятельную творческую среду города Архангельска. Собралась стать актрисой. Артисткой и археологом я не стала. Но любовь к истории, ее знание мне очень помогают в жизни. Артистические способности и как минимум владение собой — тоже.

Мой нынешний управленческий трек — это и череда случайностей, и результат большой работы. Так что мои мечты мне пригодились. И у всех людей происходит так же, просто мы редко рефлексируем в этом смысле. Не всегда понимаем, откуда эти навыки, из каких элементов построен твой нынешний способ общения с миром и людьми. На самом деле, ты все это когда-то пробовал, ты хотел таким быть, — поведала ректор ТИУ.

ПМЭФ-2021 — для региона шаг вперёд

В начале июня ректор ТИУ Вероника Ефремова в составе тюменской делегации побывала на Петербургском международном экономическом форуме. Напомним, правительство региона подписало на нем целый ряд партнерских соглашений по развитию экономики, науки, образования.

— Это колоссальное по организационным затратам мероприятие. И у вузов всегда есть мечта и стремление попасть на эту деловую площадку. ТИУ как участника Ассоциации минерально-сырьевых вузов приглашает на форум администрация Президента России. Поэтому мы ощущаем на себе градус ответственности, — пояснила Вероника Васильевна.

По ее словам, в рамках форума состоялось большое совещание с участием российских вузов разной направленности. Руководители образовательных организаций договорились о вариантах взаимодействия.

— Нам важно, чтобы новые партнерские отношения обеспечили нам полидисциплинарность, иной взгляд на наши образовательные программы. Чтобы мы могли объединить наши возможности и создать новые направления подготовки студентов. После участия в форуме автоматически расширился круг контактов. Возвращаясь в Тюмень, мы всегда эти контакты поддерживаем, — уточнила спикер.

Вероника Ефремова напомнила, что в русле решения задач, стоящих перед регио­ном и правительством Тюменской области, вуз многое делает для развития молодежного предпринимательства, и по этому направлению уже накоплен определенный опыт. Существует еще одна задача, которая созвучна молодежной политике правительства Тюменской области, и она заключается в том, чтобы прекратить отток талантливых молодых людей из Тюмени.

— Это наш стратегический замах. Мы вошли в конкурсную программу нашего учредителя — Министерства науки и высшего образования — «Приоритет 2030». И хотим предложить поддержать нашу стратегию. Это серьезная процедурная история. Дело в том, что когда я говорю о международной политике вуза, то поддерживаю нашего главу государства в том, что нам нужна экспансия. Потому что база российского образования, качество педагогических кадров, новые студенты — все это посыл на участие в глобальной экономике. Мы почти тактильно чувствуем, как к нам стремятся ребята из дальнего зарубежья. Особенно оттуда, где есть партнеры наших вертикально интегрированных корпораций. Они транс­национальны по сути. Поэтому мы не хотим быть зажатыми в национальных границах. Если мы будем мыслить границами, то ребята, которые смотрят на другие вузы за рубежом, видя их иными, открытыми, глобальными, будут пытаться поступить туда. А кто уедет? Тот, у кого больше смелости, знаний и талантов. Так мы потеряем людей, которые могли бы принести Тюменской области и России в целом новые прорывы, — пояснила Вероника Ефремова.

В приоритете — качество подготовки

Алексей Нелаев отметил, что, по его личным наблюдениям, за последние лет десять сфера высшего образования кардинально изменилась. Произошло повсеместное внедрение Болонской системы образования, практико-модульного обучения, ориентированного на запросы работодателей, переход в цифровую среду. Как к ним адаптировался Тюменский индустриальный университет, а также его студенты и преподаватели?

— Градация высшего образования уже принята нами, она претерпела некую адаптацию, и все теперь понимают, кто такие бакалавр и магистр. Оставался вопрос — кто такой аспирант? И даже появились поправки в федеральный закон об образовании о том, что это тоже уровень образования. Сейчас снова идет дискуссия в этом поле, и это хорошо. Один главный принцип должен остаться: не навреди. Мы должны в итоге понять, кто такой бакалавр и кто такой магистр для нашей экономики. Договориться с нашими индустриальными партнерами, которые примут их на работу в том или ином статусе. Думаю, что все законодательное поле уже более-менее устоялось. Поэтому мы сейчас просто работаем, отвечая за качество подготовки, — отметила ректор.

Вероника Ефремова считает, что появился новый виток в российской образовательной системе — это индивидуальная траектория обучения. Это не ложка каши ко рту. Это постройка будущего с пониманием того, чего не хватает в поле компетенций студента, какие компетенции нужно усилить в соответствии с требованиями работодателей. В этой связи в ТИУ открыты две инновационные площадки: Высшая инженерная школа, где создан институт руководителей образовательных программ, и площадка в Институте транспорта по реализации индивидуальных образовательных траекторий.

— Нам нельзя не меняться, потому что время увеличивает скорости, требуются быстрые перемены. У студента должно быть ядро базовых инженерных дисциплин, и он должен понимать, какие пазлы к нему нужно присоединить, чтобы соответствовать тем или иным задачам индустрии. Ряд инженерных дисциплин обязательны. А остальные, неинженерные дисциплины — на выбор, — сообщила спикер.

О дистанте и последствиях

Во время пандемии коронавирусной инфекции многие вузы перешли на дистанционное образование. Студенты во всем мире жаловались на непривычный формат, преподаватели испытывали трудности в преподавании дисциплин. В ТИУ справились с вводом дистанта без особых трудностей.

— В системе инженерного образования шел жесточайший спор, можно ли учить инженера дистанционно? Однако у нас в университете уже был институт дополнительного и дистанционного образования, мы такую практику внедряли в жизнь. Но не тотально. И в массовые онлайн-курсы мы пошли с удовольствием. Придумали свою цифровую платформу и поэтому уходили в дистант легче, чем остальные вузы. У ребят уже были личные кабинеты и даже часть курсов в оцифрованном виде. Соглашусь, что возрастным преподавателям было сложнее. Но наши студенты тут же пришли к ним на помощь в качестве цифровых волонтеров. Теперь у нас есть резервы ноутбуков, есть возможность открывать с телефона внутренний документооборот и пользоваться им. Мы видим, что от дистанта в полном объеме отказываться не будем. Дискуссии о том, учить ли будущих инженеров в дистанционном формате, теперь нет, — рассказала Вероника Ефремова.

Ректор ТИУ любит читать

— Я гурман, с детства приучена к чтению. Люблю художественную литературу. Не очень люблю книги про самосовершенствование, бизнес-практики. Мне не хватает в них художественности. Сейчас у меня лежит закладка на тридцатой странице романа «Эшелон на Самарканд» Гузели Яхиной. И я советую его прочитать всем. Очень многослойное произведение, все очень описательно, красиво. Грустно-грустно, но полезно. Что касается жанров, то я обожаю детективы. По-моему, я перечитала всех авторов детективных романов. Сименон, Чейз, Агата Кристи — их, наверное, читают еще в детстве. Сейчас много современных детективов, и мне нравится распутывать в них запутанные сюжеты. Помогают ли художественные книги в жизни и работе? Конечно! Это возможность мыслить нестандартно, плюс грамотный русский язык. Знание языка украшает любую дискуссию. А вот что касается тренинговых, бизнесовых книг, то они хороши для упорядочивания себя, своих сомнений и наработок. Не более. Я очень часто возвращаюсь к книгам, прочитанным в рамках школьной программы. В школе у меня любимым писателем был Достоевский. Сын привил мне любовь к книгам Сергея Лукьяненко. Вообще не любила фантастику. Теперь читаю у Лукьяненко все, что выходит. Люблю Акунина, причем не только его фандоринскую серию, но и «Историю Российского государства». Прочла Ключевского и сравниваю их концепции. В общем, литература у нас богатейшая, — отметила Вероника Ефремова. — Читайте, люди!

По мнению ректора ТИУ, чтобы стать хорошим ученым, исследователем, преподавателем, важно прочесть много книг. Наука — это почти служение, как медицина, как педагогика. Поэтому нужно прочитать всего Даниила Гранина — его романы «Искатели», «Иду на грозу», «Белые одежды» Дудинцева, «Доктора Живаго» Пастернака. Все они пишут о нравственном выборе. Для педагогов и преподавателей — обязательно «Республику ШКИД» Григория Белых и Л. Пантелеева (псевдоним Алексея Еремеева, причем буква «Л» не расшифровывается. — Ред.). И классику всех народов мира. Невредно почитать сказки — они повышают образность мышления. Мир взрослых людей скоростной, и чем-то нужно защищать свой внутренний мир. И любые виды творчества — литература, музыка, живопись, театр — помогают это сделать.

— Сама я обожаю сказку Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Люблю Григория Остера, его «Вредные советы», — добавила ректор.

В заключение ректору опорного вуза Тюменской области был задан вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?».

— Молодым! У них все впереди! — ответила Вероника Ефремова.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру