В Тюмени состоялся очередной раунд проекта «Губернаторские чтения»

Богатства там, где красота и счастье

Увидеть Париж и умереть. Это понятно — в трех словах содержится мечта, желание человека встретиться с чем-то небывалым, увидеть в этом небывалом самого себя и восхититься. Собой и Парижем, его красотой. Полетом человеческой мысли. Жаром человеческого таланта. Музыкой архитектуры. Стремлением к совершенству. Увидеть Тюмень — и умереть. Спорно. Или смешно? А может быть, в этом что-то есть? Музейщики, историки и краеведы знают, но скрывают?

Богатства там, где красота и счастье
У Тюмени — богатая история и перспективное будущее. Фото: admtyumen.ru.

В этот раз в качестве основного докладчика на «Губернаторских чтениях» выступил доктор экономических наук, профессор Высшей школы бизнеса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Кирилл Рожков. А темой его лекции стал «Брендинг как инструмент развития региона».

Напомним, что проект «Губернаторские чтения» стартовал в 2010 году и представляет собой серию публичных лекций, посвященных различным аспектам глобальной, российской и региональной модернизации. С лекциями выступают виднейшие отечественные эксперты — экономисты, политологи, социологи. Аудиторию лекций составляют студенчество, научная общественность, представители общественных объединений и бизнес-ассоциаций, управленцы высшего звена. В качестве содокладчиков на «Губернаторских чтениях» выступают представители интеллектуальных, деловых, политических, общественных кругов Тюменской области. Тем самым формируются и выводятся в публичное пространство возможные ответы на вызовы, стоящие перед современной Россией и Тюменской областью.

По традиции, очередного гостя и тему его лекции представил главный редактор журнала «Полития» доктор политических наук Святослав Каспэ. Он обратил внимание на ряд публикаций профессора Кирилла Рожкова — «Удовлетворенность жителей как фактор привлекательности территории», «Маркетинг территорий — фактор, влияющий на привлечение и удержание жителей территорий».

— Люди, деньги и другие ресурсы не идут туда, где плохо, где боль и страдание. Все это тянется в те места, где хорошо обитателям. Весь мир ездил в Париж за непередаваемым чувством, которое французы называют «радость жизни». Удовлетворенность жителей — это важнейший вопрос политического управления, оценка эффективности работы губернатора, — подчеркнул модератор.

По его мнению, на привлекательность территории влияет удовлетворенность жителей, и если у них в жизни все хорошо, то и гости с удовольствием «подтянутся». Но для этого требуется заниматься самопознанием. Ведь бренд — это не столько покупка, а содержание.

Наше послание миру

По мнению экспертов, первые бренды появились три–четыре тысячи лет назад, когда гончары, оружейники стали ставить необычные клейма на свою продукцию: кувшины, доспехи, мечи. Современные бренды, логотипы и товарные знаки должны быть не просто необычными, они еще должны передавать некие эмоции, образы, нести в себе какое-то сообщение.

Брендинг наиболее эффективен там, где облегчает выбор человека. В качестве возможных примеров секторов экономики, наиболее перспективных для создания и продвижения брендов, можно выделить производство экологически чистых продуктов питания, продукции и услуг в сфере высоких технологий, предоставление услуг въездного и внутреннего туризма. Это следствие необходимости доносить информацию о своих достопримечательностях, товарах и услугах на большие расстояния, туда, где полнейшая неизвестность.

В случае, если Билл и Маргарита делают прекрасные горшки, варят чудесное мыло и сбывают их соседям на своей улице, брендинг им не нужен. Все знают Билла и Маргариту и с удовольствием пользуются плодами их труда. И сами они уверены в том, что всегда сбудут свою продукцию. Но вот у производителей появляется потребность продавать свои товары там, где о них никто не знает. На счастье производителей появились радио, газеты, журналы. Рождение высокотехнологичных СМИ — это начало брендинга. Так всеобщую известность приобрели мыло Dove, напиток Coca-Сola. То есть брендинг — это, прежде всего, управление восприятием. Это процесс контроля над формированием мнения людей. Здесь необходимо действовать так, чтобы ваш продукт, услуги, сферу деятельности, территорию воспринимали позитивно, чтобы у них были некое будущее, репутация, известность. Как это выглядит на практике? Один пример из тысячи. У всех ножей практически одна и та же функция. Но та марка ножа, которой пользуется известное медийное лицо, будет востребована чаще других. Сумочка, которую носит знаменитая актриса, будет продаваться чаще остальных. Если связать в сознании потребителя образ товара и образ популярной личности, то это работает. И если таким образом не поступит кто-то один, то так поступит кто-то другой, и его продажи вырастут.

Парадигма маркетинга с каждым периодом времени меняет свое содержание. Раньше у всех в поле зрения были рекламные коммуникации. Сейчас растет эффективность коммуникаций, направленных не на потребителей, а на лидеров мнения, блогеров, медиаперсон. Выстраивание отношений — вот что происходит сейчас. Завоевание доверия. Формирование мнений. Даже появилось такое понятие: «евангелисты доверия». Это такие бесплатные «менеджеры по продажам», которые готовы расхваливать те или иные продукты только потому, что они им нравятся. И чем больше в той или иной сфере таких «евангелистов», тем больше у бренда «здоровья» и больше шансов, что он будет жить и продвигаться на рынке.

Наши дух и сила

Губернатор Тюменской области Александр Моор, развивая тему, отметил, что региональный бренд — это не только красивая упаковка туристического, потребительского, инвестиционного продукта. Важно действительно содержание, которое находится внутри, под оберткой.

— Чтобы быть успешными и конкурентоспособными, мы должны сами для себя определить и понять, что такое Тюмень и Тюменская земля? Кто такие тюменцы? В чем наш дух и наша сила? — отметил Александр Моор.

Вобравшая в себя дыхание самой Истории, Тюменская область — безусловно, это особый регион. Огромный материк, где природа щедра и неутомима, куда стекаются людские потоки, где вольготно и зверю, и птице, где романтика сопряжена с интеллектом, героизм — со служением, мечта — с кропотливым трудом.

Регион прославили на весь мир Ермак и Распутин, Ремезов и Алябьев, Ершов и Менделеев. В процессе продвижения брендинга региона не обойтись без Тобольского кремля, темы Великой Отечественной войны и вклада тюменцев в оборону страны, темы нефти и геологии, термального подземного моря.

Тюмень часто отличалась тем, что не боялась мыслить «царскими» категориями, постоянно примерять на себя шапку Мономаха. Не испугался сей ноши Григорий Распутин — тюменец, ставший самым знаменитым русским мужиком, решавшим вопросы войны и мира. Без раздумий впрягся в министерскую лямку секретарь Тюменского обкома КПСС Борис Щербина. А сколько тюменцев стали сенаторами, руководителями компаний и организаций всероссийского и мирового уровня, устроителями российской жизни? Геннадий Шмаль, Юрий Неелов, Степан Киричук, Леонид Рокецкий, Юрий Шафраник, Сергей Собянин, Владимир Якушев…

Конечно, у каждого из нас — своя Тюмень. Тюмень первопроходца Ермака и купца Текутьева, генерала Федюнинского и писателя Крапивина, геолога Салманова и артиста Гуляева. Деревянная послевоенная Тюмень, наполненная алыми флагами, голосами строителей, геологов, нефтяников, ученых и поэтов. Тюмень современная, где молодежь — основной движущий ресурс развития региона.

Тюменская область — географический центр страны. И даже очертания ее территории напоминают человеческое сердце. Чем не бренд? Энергетическое сердце страны!

Устремлённые в будущее

Кирилл Рожков считает, что у Тюмени уже есть опыт создания популярных брендов:

— Тюменские весы и слоган «Лучший город Земли» — это сильные символы и идентификаторы территории. Они находят отклик в сердцах жителей Тюменской области.

Спикер также высоко оценил разработанные в Тюмени бренды «В Сибирь по своей воле» и «Мы стали ближе. Покупаем тюменское». По его мнению, важно привлекать в регион талантливую молодежь, повышать конкурентоспособность и узнаваемость региона. Поэтому соглашение между правительством Тюменской области и АНО «Россия — страна возможностей», подписанное недавно на полях Петербургского международного экономического форума, как нельзя лучше способствует усилению образа Тюменской области как современного региона, устремленного в будущее.

— О брендинге территории как инструменте управления развитием региона мы думаем давно. Например, слоган «Тюмень — лучший город Земли» прежде вызывал улыбки. Это была долгосрочная цель. С тех пор город очень изменился к лучшему. Об этом говорят и коренные тюменцы, и наши гости. Факт подтверждают и высокие позиции в различных рейтингах, оценки экспертов. Сейчас слоган о лучшем городе Земли объединяет и продолжает оставаться общей целью, — подчеркнул Александр Моор.

Губернатор проанализировал уже проделанную в Тюменской области работу по созданию и продвижению региональных брендов. По его мнению, тюменцы продолжают активный поиск «точек уникальности», привлекательных для туристов. И речь не только о Тюмени — первом русском городе в Сибири, древней сибирской столице Тобольске или знаменитых термальных источниках. Для получения в перспективе новых экономических выгод можно забрендировать форум «Слет молодых успешных предпринимателей», который уже вышел на международный уровень. Хорошим брендом может стать тюменский студенческий кампус — экологичная городская среда, в которой молодые люди учатся и общаются.

— Чтобы сохранить и привлечь талантливую молодежь, мы должны выделяться в когорте больших и сильных университетских регионов, — уточнил Александр Моор.

У региона множество и других достижений, имен, достопримечательностей. Важно интересоваться и гордиться ими.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру