Для тюменских подростков проводят тренинги на природе

Чтобы ребенок понял свою проблему, он должен её проговорить

Подростковый тренер Артем Фомин начал заниматься с трудными подростками, детьми-сиротами восемь лет назад. Стал наставником для многих из них, проводит с детьми занятия по лидерству и профориентации. Организовал свыше восьмидесяти тренингов в школах Тюменской области. В его авторском проекте «Взвод», созданном на основе личного опыта прохождения военной службы в морской пехоте, могут принять участие подростки с 12 лет.

Чтобы ребенок понял свою проблему, он должен её проговорить
Руководитель «Мужского клуба» в проекте «Наставничество» Артем Фомин и тюменские подростки.

В мае Артем провел для тюменских подростков уже несколько тренингов на природе. И это означает, что у ребят не было времени делать ложные сообщения о заложенных в зданиях взрывных устройствах или грозящей людям опасности, мучиться от саморазочарования и аутоагрессии, неуверенности в себе и черных мыслей.

По словам Артема, для мальчишек каждый такой поход в лес — это пространство для знакомства с собой и своими способностями, тренировка выносливости, силы воли, чувства команды и локтя товарища, возможность для раскрытия души и внутреннего потенциала. Мальчишки учатся собирать рюкзак, плавать на лодке, готовить на костре еду, преодолевать большие расстояния и различные преграды.

— Это фундамент программы для детей, нравственная трансформация, дающая силы в игровой форме узнавать себя дальше как мальчика и будущего мужчину! — отметил Артем Фомин.

В начале июня руководитель «Мужского клуба» в социальном проекте «Наставничество» планирует организовать в лесу для тюменских пацанов длительный тренировочный лагерь.

На днях в коворкинге «Точка кипения — Тюмень» Артем Фомин выступил с семинаром «Мотивация подростка». Он отметил, что мотивация и то, во что могут вылиться намерения и желания подростков, — это очень важная тема. Особенно на фоне недавних трагических событий в школе Казани. Как понять подростка и что делать, чтобы замотивировать его на осознанное поведение, осмысление важных жизненных вопросов?

Руководитель проекта «Взвод» считает, что у любого подростка обязательно должны быть внешний и внутренний стимулы. Если ребенка мотивируют родители или окружение, например, «закончишь четверть хорошо, купим тебе телефон», — это внешний стимул. Внутренний стимул складывается из привычек, школьных уроков, общения с друзьями, личных предпочтений. Все это вкупе формирует характер подростка и систему его ценностей. А затем и внутреннюю мотивацию. Как правило, родители и педагоги интересуются внутренними установками подростков, но не всегда и не везде.

Занимаясь профориентацией школьников, Артем столкнулся однажды с замкнутостью одного из учащихся. Его ничего не интересовало. Никаких особых предпочтений в учебе. Но в процессе беседы выяснилось, что мальчишке нравятся машины, различные механические устройства. Просто с ним никто и никогда об этом не разговаривал. В итоге мальчик отправился на СТО и уже подростком начал зарабатывать. 

Задача педагога — найти эти малейшие мотивационные зацепки. Если ребенок что-то постоянно рисует, важно попытаться сделать на этом акцент. Если много читает — акцентировать его внимание на развитии медиаспособностей. Даже в 9–11 классах 80% школьников точно не уверены, в какой профессиональной сфере они хотели бы продолжать обучение. Недавно Артем Фомин провел мини-опрос среди школьников, и 40% опрошенных отметили, что хотят стать киберспортсменами. Очевидно, что этот тренд явно нуждается в психологической коррекции специалистов по профориентации.

В 10 и 18 лет мотивация у детей и подростков разная. Но чем раньше ребенок начнет выстраивать мотивационную стратегию по формированию своего будущего, тем лучше. Уже в 10–12 лет ребенок может погрузиться в ту или иную профессию. Это позволит ему в дальнейшем определиться со своими интересами и склонностями. И эту привычку — думать о том, специалистом в какой отрасли можно стать с учетом своих предпочтений и склонностей, — надо регулярно подпитывать.

Мотивация подростка в начале пути во многом зависит от родителей. С наработкой и укреплением лидерских качеств начинают преобладать внутренние стимулы. При этом неважно, заводила ребенок среди сверстников или нет.

Профессиональные предпочтения могут меняться. В этом нет ничего страшного. Важен доверительный процесс общения с ребенком, в котором он также должен понять, что выбор профессии — это ответственный шаг, тем более что он сопряжен с тратами из семейного бюджета, а порой и кредитами. И здесь желательно не ошибиться, не стать вечным студентом, сделать точный выбор с первого раза.

Артем Фомин уверен: для того чтобы правильно замотивировать подростка, нужно выстроить с ним искренние отношения. Часто родители жалуются, что ребенок ничего не хочет. Ему неинтересно учиться. Самый простой путь, чтобы достучаться до подростка, — это завоевать его доверие. Заслужить у него уважение. Давить родительским авторитетом можно совсем недолго. Без доверия ребенок вряд ли будет опираться на мнение родителей, прислушиваться к нему. Поэтому с ребенком важно разговаривать в дружественной манере, а не только с позиции родителя.

— В процессе работы с подростками я, например, интересуюсь, в какие игры они играют, что обсуждают, каким творчеством заняты, какой у них сленг, — отметил Артем Фомин.

Уровень давления — еще один принцип в общении с детьми. Это то, как родитель опекает своего ребенка. При избыточности опеки дети порою начинают избегать своих родителей, искать свободу. И этот уровень давления и взаимодействия должен быть сбалансированным, чтобы ребенок не уставал от своей семьи, папы и мамы.

— Мы проводим беседы в группах подростков и обговариваем, что им нравится или не нравится в наших тренингах роста, и недопонимания между нами становится меньше. Выявить профессиональные склонности и предпочтения помогают профориентационные тесты. Если формируется какое-то желание, то это основа для приобретения первых навыков и представлений о профессии. Мотивируя подростка, важно обозначать примерные сроки, планировать и выстраивать работу ребенка над своим будущим. Важна и собственная мотивация родителей или педагогов. У родителей часто бывают установки или убеждения, что ребенок должен пойти в ту или иную сферу. И эти установки могут вызывать у ребенка стресс. Нужно оставаться с ребенком в диалоге, чтобы не подменять собственными убеждениями его личные убеждения, — подчеркнул спикер.

Подарить веру в себя

Отметим, что социальный проект «Наставничество» реализуется в Тюмени с 2014 года, а сегодня уже и за пределами региона. Вот уже несколько лет активисты проекта при поддержке Фонда президентских грантов и Регионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья» помогают уверенно идти по жизни тюменским подросткам, а также детям, проживающим в Доме социальной реабилитации семей и детей «Борки».

Замечательно, что отношения «наставник — подопечный» сохраняются и за пределами учреждения, когда юноши и девушки вступают во взрослую жизнь, встают перед выбором, кем стать, какую профессию выбрать, как создать отношения и построить семью, состояться в качестве полноценного гражданина. Проект несет огромную нагрузку в плане профилактики девиантного поведения: подростки постепенно начинают самостоятельную жизнь, но, чтобы благополучно преодолеть все овраги и чащи, осознать свои обиды и страхи, избавиться от них, многим потребуется еще не один год.

— У девочек и мальчиков своя определенная боль, и если они живут в социальном учреждении, то у них в принципе нет модели семейных отношений, представлений о роли мамы и папы. Поэтому нами создано направление работы «Очарование женственности», где мы говорим о ценностях девушки, ее становлении, выборе будущего спутника жизни. Есть отдельное направление для мальчишек — «Мужской клуб», и здесь основные акценты — ответственность, внутренний стержень. Они воспитываются через спорт, походы в лес, преодоление себя, — рассказала директор образовательного учреждения дополнительного образования в сфере психологии и социальной поддержки граждан «Молодой лидер», руководитель проекта «Наставничество» Юлия Фатхуллина.

Есть и другие направления работы с детьми, когда их учат верить в свои силы, мечтать, быть уверенными в своем будущем, знакомят с миром профессий, помогают поступить в вузы и колледжи. Шестеро воспитанников Дома социальной реабилитации семей и детей «Борки» в 2020 году выпустились и сейчас обучаются в средних профессиональных и высших учебных заведениях региона. Сообщество наставников постоянно совершенствует методы работы с подопечными. Неслучайно проектом заинтересовались в других регионах страны.

Итоги реализации социального проекта «Наставничество» ежегодно подводят в Региональном центре «Семья». Сотрудники департамента социального развития Тюменской области, представители образовательных учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних, педагоги и психологи, а также активисты проекта отмечают успехи, делятся опытом работы с подростками, обсуждают новые идеи, приглашают к партнерству заинтересованных и неравнодушных людей. Ни один ребенок не должен остаться без внимания. С детьми важно разговаривать, успеть предостеречь их от ошибок и заблуждений. Подарить надежду и веру в себя и людей.

Поддержать проект «Наставничество», чтобы он продолжился и охватил как можно больше подростков, можно по ссылке donate.nastavnik72.ru. Подробности по ссылке https://vk.com/nastavnichestvo72.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 26 мая 2021

Заголовок в газете: Главное — не молчать

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру