В Тюменской области принимаются меры по усилению антитеррористической защищённости школ

Как сделать школу безопасной?

Губернатор Тюменской области Александр Моор выразил глубокие соболезнования родителям погибших в Казани детей, всем раненым и пострадавшим и отметил, что главное сейчас — не допустить подобных трагедий впредь.

Как сделать школу  безопасной?
Родители не должны быть безучастны к тому, как обеспечивается безопасность в школе, и поэтому им важно знать, как она осуществляется в каждом конкретном направлении. pixabay.com.

На минувшей неделе в студии телепрограммы «Вечерний хэштег» на канале «Тюменское время» эксперты обсудили необходимые решения по повышению уровня безопасности в тюменских школах. Своими взглядами и соображениями поделились уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов, главный федеральный инспектор по Тюменской области Дмитрий Кузьменко, врач Областной клинической психиатрической больницы Денис Култышев и другие.

Самое святое право — это право на жизнь

По словам Андрея Степанова, всякая деятельность в школах и дошкольных учреждениях региона уже сейчас начинается с паспорта антитеррористической защищенности, паспорта противопожарной безопасности, системы охраны, которая дополняется устройствами видеонаблюдения «Безопасный город». Можно говорить уже о традициях обеспечения безо­пасности в подобных учреждениях.

— С моей точки зрения, они результативны. Регулярные проверки безопасности школ, начиная с противопожарной и заканчивая антитеррористической, тренировочные занятия с детьми по эвакуации — это система, которая сложилась у нас уже давно. После трагедии в Казани, не дожидаясь официальных распоряжений, в органах образования региона прошли соответствующие совещания и мероприятия. Принят целый перечень поручений, которые необходимо выполнить, и они уже выполняются. Говоря о том, какие уроки надо извлечь, отмечу: надо объединиться и родителям, и образовательным учреждениям, и силовым ведомствам, для того чтобы не допустить новых трагедий. Руководители образовательных учреждений, безусловно, выполнят все необходимые действия, чтобы обеспечить безопасность школьников. Но родители — первые и главные защитники своих детей. И если они чувствуют недостатки в работе по обеспечению безопасности школ, то им необходимо бить тревогу, обращаться к руководству учреждений, департаментов, высказывать свои тревоги и сомнения, не откладывая, — отметил уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области.

Добавим, впервые серьезно об усилении безопасности детей заговорили после керченской трагедии в 2018 году, когда в школе погибли двадцать человек, и трагедии в Перми — ножевые ранения там получили пятнадцать школьников. Именно тогда в Тюмени были приняты меры по усилению антитеррористической защищенности школ.

— Система мер, действительно, уже сложилась. Но каждый раз подобного рода трагедии, как в Казани, возвращают к вопросу, а все ли сделано для обеспечения безопасности детей и взрослых? — подчеркнул главный федеральный инспектор по Тюменской области Дмитрий Кузьменко.

Размышляя о причинах трагедии, он отметил, что на детей и подростков, безусловно, свалился огромный объем различной информации. Не вся она правильно ими оценивается.

— Я бы приветствовал ограничение этого информационного потока, — заявил гость студии.

Тюменский опыт

Представитель департамента образования администрации города Тюмени Анатолий Иванов уточнил, что вопросы безопасности школьников находятся на постоянном контроле у городского департамента образования. В каждом общеобразовательном учреждении организован физический пост охраны, сотрудники частных охранных предприятий несут там службу, получив предварительно соответствующую квалификацию для работы в образовательном учреждении. В прошлом году в ряде школ установлены средства контроля и управления доступом. Во всех школах оборудованы системы видеонаблюдения, как внутренние, так и наружные. На постах охраны и у ответственных лиц имеется кнопка экстренного реагирования, сигнал с которой выведен на дежурную часть Росгвардии. Кроме того, практически во всех образовательных учреждениях установлены стационарные рамки металлодетекторов. В текущем году планируется установка средств контроля и управления доступом в тех школах, где они пока отсутствуют. Также предусмотрены средства на обустройство возле школ контрольно-пропускных пунктов. Перед некоторыми общеобразовательными учреждениями будут обустроены противотаранные, противоразгонные устройства.

Анатолий Иванов пояснил, что руководителям всех образовательных учреждений города Тюмени даны рекомендации по усилению антитеррористической защищенности, проведению инструктажей сотрудников школ, в первую очередь среди дежурных администраторов, дежурных учителей, представителей частных охранных предприятий, осуществляющих охрану школ. В настоящее время усилен контроль над пропускным режимом, недопущением несанкционированного проезда на территории школ постороннего транспорта, прохода в общеобразовательные учреждения посторонних лиц.

А всё ли в порядке с психикой?

Эксперты обсудили вопрос психического состояния подростков и молодежи. По словам одного из них, психика школьников и молодых людей, которые берут в руки оружие, явно нуждается в упреждающей реакции специалистов. Что касается школьных психологов, то, как пояснил Андрей Степанов, в общеобразовательных учреждениях они были всегда. Проблема только в том, что один специалист не сможет протестировать тысячу детей и оценить результаты даже в течение года. Тем более сделать какие-то выводы и дать рекомендации каждому ребенку. Работа ведется точечно.

И это означает, что, прежде всего, с ребенком должны разговаривать родители и учителя. Обсуждать, что такое хорошо и что такое плохо, разбирать различные жизненные ситуации, пути и способы, как достойно из них выйти. Возможно, не столько психолог сможет заметить некие тревожные сигналы в мыслях и поведении ребенка, сколько учитель. Тем более каждый педагог имеет специальную психологическую подготовку. Он видит детей каждый день и вполне может оценить уровень тревожности у ребенка и привести его к психологу.

Конечно, на проблему можно посмотреть и с другой стороны. Тихий, вежливый мальчик. Так говорили о большинстве несовершеннолетних убийц последних лет. А раз тихий и вежливый, что еще от него нужно? Он в порядке.

— Дело в том, что все геополитические процессы, которые происходят в мире, влияют на психику детей и подростков. Массу информации дети получают из Интернета. И зачастую часть ее влияет на психику очень негативно. Система работы с детьми, конечно, выстроена. Школьный психолог, врач-психиатр, социальный работник — это и есть системный подход к сохранению психического и социального здоровья детей и подростков. Но важно вести речь о межведомственном сотрудничестве. Я полагаю, что систему нужно перестраивать и усиливать межведомственное взаимодействие, — сказал врач-психотерапевт Денис Култышев.

По его словам, антисоциальное поведение можно определить по ряду критериев и симптомов, и врачи-психиатры в этом плане активно работают, когда проводят профосмотры школьников. Это и тесты, и собеседования. Детей, у которых обнаруживаются негативные симптомы, затем приглашают на врачебный прием. При этом родителям объясняют сложившуюся ситуацию. И таких случаев не так уж мало.

Андрей Степанов добавил, что в Тюменской области школьники тестируются на уровень тревожности. Это также позволяет выделить определенную группу риска. Если у ребенка нет друзей, он замкнут, как это было в случае с казанским стрелком, то это симптом, на который обязательно следует обратить внимание.

Каких решений ждать?

Трагедию в Казани еще предстоит осмыслить. Но уже по горячим следам из уст политиков и общественных деятелей прозвучали призывы ввести смертную казнь за совершение массовых убийств, запрет на освещение подобных ситуаций в СМИ, а также активнее удалять из сети Интернет деструктивный контент. Президент РФ Владимир Путин поручил ужесточить правила оборота гражданского оружия, проверить всех его владельцев. Депутаты подготовили ряд предложений, в частности, об усилении системы охраны школ. Помимо сотрудника ЧОПа, в каждой школе должен дежурить сотрудник Росгвардии, считают они. У росгвардейцев есть особые полномочия на открытие огня на поражение.

— Я не думаю, что системой безопасности наших школ должны заниматься родительские комитеты, — считает депутат Госдумы РФ от ЛДПР Александр Шерин. — Женщина-вахтер в Казани погибла, но, к сожалению, не смогла остановить этого мерзавца. Вокруг школ необходимо строить заборы и КПП, чтобы постороннего человека проверяли на некотором удалении от школы. Почему убийцы выбирают именно школы? Потому что в них находится наиболее незащищенная категория населения, дети не могут защитить себя сами в силу возраста. Поэтому к школам и детсадам нужно отнестись с особым вниманием как к объектам государственной важности.

По мнению Александра Шерина, в школы важно вернуть начальную военную подготовку, чтобы там находились кадровые офицеры. И защищать общеобразовательные и дошкольные учреждения должно государство, а не частные коммерческие организации. При реализации права на приобретение оружия человеку нужно иметь характеристику из школы и с места службы, чтобы людей с психическими отклонениями можно было выявить на ранней стадии.

Есть и другие мнения. Так, руководитель Центра проблем аутизма Екатерина Мень (г. Москва) считает, что всех, кто работает в школах, нужно кардинально переучивать.

— В области законодательства надо усиливать нормы, пресекающие насилие в семье. Особое внимание необходимо уделить гуманитарным дисциплинам, таким как литература, история, обществоведение, искусствоведение, иностранные языки. Вместо вооруженной охраны в школах следует развивать многокомпонентное тьюторство. Учащимся нужны уроки коммуникации — бесконечное и профессиональное обучение дипломатии, словесному выражению гнева, протеста, несогласия, навыкам дискуссии и самоадвокации. Безо всего этого школа не будет безопасным местом, — заявила Екатерина Мень.

В заключение уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов отметил, что ввел бы дополнительные ограничения на хождение гражданского оружия. Если человек не доказал, что он член охотобщества, и не имеет рекомендаций от охотников, правоохранительных органов, то у него не должно быть разрешения на приобретение оружия.

Детский омбудсмен также добавил, что в регионе начинается кампания по подготовке и приему общеобразовательных учреждений к следующему учебному году и летнему оздоровительному сезону. Все имеющиеся меры безопасности в школах снова и снова будут проверяться и оцениваться соответствующими структурами и ведомствами.

P.S. Полный выпуск программы можно посмотреть в группе «Вечерний хэштег» в соцсети «ВКонтакте».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру