Экономика Тюменской области будет прирастать креативными индустриями

Талантам пора объединяться

ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики. Это направление включено и в программу инвестиционного развития Тюменской области на период до 2024 года. На минувшей неделе о развитии креативных индустрий в Тюменской области шла речь в телепрограмме «Вечерний хэштег».

Талантам пора объединяться
Герман Преображенский — организатор выставок и перформансов. Фото из соцсетей.

Какой вклад в региональную экономику смогут внести креативные индустрии? Каков кадровый и ресурсный потенциал для развития данной отрасли? Кто нуждается в новых креативных пространствах?

Телеведущий Дмитрий Чашков сообщил, что в этом году креативный кластер создается на базе Московской ГЭС-2. На месте бывшей электростанции появится музейно-образовательный комплекс. И подобных примеров немало как в мире, так и в нашей стране. Соведущая Дарья Власова добавила, что «превращение таких объектов в площадки, которые привлекают креативную молодежь, — мировой тренд». Им прочат большое будущее. Аналогичный процесс запущен и в Тюменской области. В рамках этой работы на месте пустующих зданий и бывших промзон в регионе планируется открытие трех креативных пространств.

Отметим, что команда региона вошла в десятку финалистов специальной программы Агентства стратегических инициатив (АСИ) — Rurban Creative Lab, направленной на развитие креативных кластеров и повышение уровня комфорта городской среды. О предпринятых для этого усилиях аудитории «Вечернего хэштега» рассказали заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев, генеральный директор Агентства инфраструктурного развития региона Ольга Романец, доцент кафедры философии Тюменского госуниверситета Герман Преображенский, спикеры из Москвы — руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева, основатель и руководитель Центра дизайна Artplay Сергей Десятов и другие эксперты.

«Креатив нам не чужд»

Андрей Пантелеев напомнил, что при разработке инвестиционной стратегии развития региона одним из направлений был выбран как раз креативный кластер. Причин несколько. Во-первых, это инвестиции в человеческий капитал. Во-вторых, сфера, где создается высокая добавленная стоимость. В-третьих, в Тюменской области креативные индустрии уже имеют свою историю, фундамент. Креативный сегмент региональной экономики занимает четвертое место в стране по вкладу в ВРП (валовой региональный продукт).

— Это связано с тем, что большой задел был подготовлен нефтегазовой отраслью в сферах IT-технологий, проектирования. Так, например, промышленным проектированием у нас занимаются более тысячи компаний. И мы системно вкладываемся в городскую инфраструктуру. Появляются новые виды бизнеса, молодое поколение реализует новые креативные идеи. Так что креатив нам не чужд! — подчеркнул Андрей Пантелеев.

В среднем по России вклад креативных индустрий в экономику составляет около 5%. В Тюменской области — почти 9%. Совокупная выручка только IT-компаний за 2020 год в Тюменской области составила 383 млрд рублей. Андрей Пантелеев пояснил, что они работают на самых разных рынках. И выразил мнение, что создаваемый креативный кластер, новые креативные пространства позволят компаниям узнать друг друга, объединиться для решения новых интересных задач.

В целом креативный кластер включает в себя порядка 13 направлений. К креативным индустриям относятся реклама, телевидение, радио, кино, музыка, литература, мода, дизайн, архитектура, изобразительное и декоративное искусство, мультипликация, IT-технологии и компьютерные игры.

Заместитель губернатора высоко оценил перспективу размещения на базе швейной фабрики модного кластера, который привлечет дизайнеров и модельеров. Декан Британской высшей школы дизайна Екатерина Черкес-Заде уверена: данный кластер сможет обшить всю Тюменскую область. Дизайнер Дарья Норкина пояснила, что кластер моды включает в себя много направлений. Это и швеи, и фотографы, и SMM (Social media marketing — маркетинг в социальных сетях. — Ред.), которые работают над продуктом с разных сторон. И замечательно, если у региональных дизайнеров, модельеров появится отдельное пространство для развития fashion-индустрии.

Компания OXYGEN недавно открыла в Тюмени цифровой дата-центр. Это облачный кластер, предусматривающий выход во все федеральные округа и запуск сети в масштабах страны. Ею смогут воспользоваться компании различных отраслей: ТЭК, промышленность, IT, финансовый сектор, ритейл, госкомпании, малый и средний бизнес. Директор филиала OXYGEN в Тюмени Николай Бабичев сообщил, что с начала апреля услуги компании уже доступны всем желающим. Причем региональную киберкоманду составили местные IT-специалисты. А в дальнейшем количество рабочих мест будет только расти с учетом цифрового обслуживания организаций-партнеров и реализации новых IT-проектов.

Активную поддержку тюменскому креативному кластеру намеревается оказать Агентство стратегических инициатив.

На пути к синергии

Замглавы региона Андрей Пантелеев и руководитель Центра дизайна Artplay Сергей Десятов накануне провели рабочую встречу, посвященную развитию креативного кластера в регионе.

— В Тюмени крепнет связь между креативными пространствами и развитием города. Это очень интересно и перспективно. Без сомнений, руководство области идет в правильном направлении. Мировая практика показывает, что креативные кластеры более эффективны, чем автономно работающие люди. Там всегда рождается синергетический эффект, растут конкурентные преимущества за счет взаимодействия входящих в кластер компаний, — отметил Сергей Десятов.

По его словам, для успеха важны «подготовленная почва» и достаточно развитая экономика города, определенное количество денег и идей.

Что касается поиска и наличия пула инвесторов, которые готовы вкладываться в развитие креативных индустрий, — их не так много, но они есть.

— В рамках переговоров с крупным, малым и средним бизнесом мы видим следующую картину. Очень часто крупные инвесторы готовы работать с нами как раз по направлению развития креативных индустрий. Это венчурные инвестиции, но они могут, что называется, «выстрелить». Есть небольшие и средние инвесторы, которые также готовы рисковать, — уточнил Андрей Пантелеев.

Доцент кафедры философии ТюмГУ Герман Преображенский обрисовал креативные локации как площадки, где встречаются городские сообщества, которые ориентированы на производство креативных практик. По его словам, «концентрация людей в одном месте дает эффект резонанса». Фестивали — это хорошее дело, но они длятся два-три дня. А вот постоянно действующая креативная площадка может усилить эффективность продуцирования идей и проектов в несколько раз. В любом случае постоянно возникающие коллаборации — это одно из условий зарождения масштабных креативных идей и проектов.

Герман Преображенский также обратил внимание на то, что создание центров креативных индустрий — это еще и новый тип управления творческими процессами, горизонтальный принцип коммуникаций, другое понимание ответственности. Отрадно, что тему креативных индустрий активно изучают застройщики. Ведь они формируют облик города и обязаны думать как над формой, так и над содержанием городской среды.

При поддержке экспертов

Генеральный директор АСИ Ольга Романец сообщила, что общепринятой технологии трансформации упомянутых промзон и заброшенных зданий не существует. Это задача абсолютно новая для всех регионов страны.

— В рамках онлайн-марафона мы искали подходящие локации вместе с компетентными экспертами. Наша команда представила потенциальные креативные пространства в Тюмени и Тобольске. Первая локация в Тюмени — это набережная и историческая часть города, пешеходная улица Дзержинского, а также бывшая круглая баня, которая превратится в молодежный культурный центр и планетарий. Сейчас ведутся проектные работы, и мы надеемся, что уже в следующем году инвестор приступит к реконструкции объекта. На набережной откроется общественный центр для самозанятых в сфере креативных индустрий. Вторая тюменская локация — это площадка ДСК-500. Там много зданий, и на базе одного из них мы запустим новое креативное пространство. Реконструкция здания бывшего конструкторского бюро начнется уже в ближайшее время. Что касается Тобольска и третьей локации, то там речь идет о создании ремесленного кластера. Он будет размещен на базе двух объектов исторического наследия. Оба объекта находятся вблизи Базарной площади. Наверняка свое место в них займут и цифровая студия, и прикладные виды ремесленничества, — рассказала Ольга Романец.

По ее мнению, процесс развития городской среды в регионе идет уже давно. И сейчас задача лидерской команды — вместе с Агентством стратегических инициатив наполнить выбранные площадки энергией, смыслами, сообществами, идеями.

Добавим, что руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева будет выступать куратором этого процесса от Агентства стратегических инициатив, и возможно, таких площадок в регионе станет еще больше. По ее словам, все три тюменских проекта получили высокую оценку экспертов АСИ. Одним из критериев оценки была подготовленность команды, ее сбалансированность. Второй критерий — полнота представленной информации о потенциальных креативных площадках. Тюменцы очень подробно описали все три площадки, которые хотят запустить. Следующим критерием было разнообразие этих площадок. И последним — концептуальное видение их развития.

— Подобные площадки должны стать драйвером новой экономики, катализатором развития креативных индустрий в регионе, тем самым хабом, где креативная молодежь сможет реализовывать свои проекты, делать их масштабными, объемными, капиталоемкими, — сделала акцент Татьяна Журавлева.

Отметим, что для тюменской команды, ответственной за создание и развитие креативного кластера в регионе, состоятся образовательные и развивающие сессии. Каждое креативное пространство важно «упаковать» как инвестиционный проект, подготовить для него нормативно-правовую базу, наполнить его содержательно.

Ольга Романец подчеркнула, что в регионе будут созданы три продюсерских центра и разработаны механизмы реализации представленных в АСИ проектов.

— Главное в этом году — собрать команду для каждой локации, — уточнила она.

P.S. Полный выпуск программы можно посмотреть в группе «Вечерний хэштег» в соцсети «ВКонтакте».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру