Сила и слабость «четвёртой власти»

Как и почему медиа влияют на сознание человека?

В Тюмени с лекцией «Политика и медиа» побывал известный журналист, общественный деятель и преподаватель Андрей Афанасьев. Дело в том, что медиа — это мощнейший инструмент влияния на современного человека. Гость поделился с аудиторией взглядами на природу и возможности средств массовой информации, а также проанализировал, как СМИ стали индустрией и почему их влияние на общество до сих пор растет.

Как и почему медиа влияют на сознание человека?
На встрече с московским гостем было много молодежи.

Встреча состоялась в минувшую субботу в конференц-зале Богородично-Рождественского Ильинского монастыря, а организовали ее активисты Тюменского отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».

Когда-то Андрей Афанасьев трудился в компании Russia Today. В настоящее время, помимо работы на интернет-телеканале «Царьград», преподает политологию и социологию в МГИМО и Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина.

— Я создал курс лекций «Онтология и антропология медиа», основываясь на своем десятилетнем опыте работы в СМИ, учебе в университетах. Иногда выступаю в регионах. Но не настаиваю на том, что несу истину в конечной инстанции. Просто мой жизненный опыт сложился таким образом, — рассказал журналист.

На взгляд спикера, современное общество во многом контролируется и управляется с помощью медиа. Некоторые говорят, что журналистика — это вторая древнейшая профессия, с намеком на ее некую «продажность». На самом деле, как оформленное направление деятельности она появилась на рубеже премодерна и модерна, рубеже средневековья и нового времени.

Цивилизация знает несколько способов организации человеческого мышления, определения мира и своего места в нем. Премодерн — это теоцентрическая система координат, где в центре мира у людей находился бог. И вся вселенная, все, что находится в мире, строилось вокруг бога, вокруг идеи о боге. Это все традиционные общества, империи, царства, королевства, где религиозный фактор имел первостепенное значение. Эта парадигма мышления пронизывала все. Взять, например, средневековую архитектуру, то, как строились средневековые города в Европе, России. В центре города располагается храм, вокруг него — крепость или кремль. А дальше сам город или посад. Получается, что в центре — религия, вокруг государственная власть, а далее экономика, ремесленники, купцы. Эта концентрическая система соответствует традиционному восприятию индоевропейских обществ. В таких обществах существовали и существуют касты, четкая вертикальная структурированность. Наверху — каста жрецов, которая занимается миром идей. Ниже — каста воинов, аристократов. Далее — каста купцов, работников. И все остальные. И этот дух традиционного общества творил свою форму в виде средневековых городов. Не найти ни одного древнего европейского города, древнерусского города, где была бы применена иная архитектурная структура.

Система коммуникаций и выстраивание коммуникационных линий в период теоцентрической парадигмы мышления также выстраивалась по вертикали: наверху — жрецы, государь, внизу — народ. Государь принимает решение, глашатаи доносят его до сведения народа. И в это время журналистики как таковой еще не существовало. Однако так было вплоть до нового времени, до Ренессанса.

Первые буржуа

Из школьного курса истории мы знаем, что Ренессанс начался на севере Италии в начале XIII века. Что произошло? Был организован четвертый крестовый поход. Он известен тем, что впервые католические рыцари-крестоносцы воевали не с сарацинами на Ближнем Востоке, а напали на Константинополь и разграбили его. Это произошло по наущению венецианского дожа Дандоло, который считал Византию, восточно-римскую империю, главным торговым конкурентом Венеции на Адриатике. По итогам похода рыцари привезли в Европу колоссальные богатства, потому что Константинополь на тот момент был самым богатым и развитым городом мира. Там уже давно процветали науки, были созданы библиотеки и огромное культурное наследие. Кстати, именно после четвертого крестового похода европейцы начали пользоваться во время еды вилкой. По всей Западной Европе вдруг, как грибы, стали появляться университеты. Огромный массив знаний перешел от восточно-римской империи к западно-европейским государствам. Начался очень серьезный процесс перестройки мышления. В руках купцов на севере Италии, во владении городов-государств Венеции, Флоренции, Генуи оказались колоссальные ресурсы: по мнению некоторых историков, до половины всех денег мира. 

При этом купцы увидели, что находятся в ситуации, когда с точки зрения традиционного общества их место далеко не на самом верху. Не рядом и не выше касты воинов и жрецов. Но при этом они владеют огромными материальными ресурсами. Так купцы приняли решение начать глубинную перестройку сознания людей, чтобы социальная иерархия выстраивалась не по отношению к духу и миру идей, а на основе материального положения активных членов общества, купцов и торговцев. Соответственно, процесс, который называется Ренессансом, во многом служил именно этой цели.

Со всей Европы были собраны лучшие художники, скульпторы, поэты, музыканты, ученые, архитекторы. Они создали во Флоренции Платоновскую академию и начали производить новый, доселе никому не известный контент. Их произведения должны были изменить взгляды человека и общества на мир и на свое положение в нем. На смену теоцентризму пришел антропоцентризм. В мыслительной системе координат человечества вместо бога встал человек, с его сильными и слабыми сторонами, потребностями и страстями.

Именно в этом контексте в Западной Европе примерно в середине XIII века и появились медиа. То есть на этапе слома западными элитами традиционных обществ и традиционных ценностей, с целью прихода к власти и ее удержания. Люди невысокого происхождения, не аристократы и не вельможи, стали собирать информацию о значимых событиях, товарах, хороших условиях для торговли и жизни, настроениях людей. Эту информацию размещали на листах пергамента и продавали ее купцам за маленькую серебряную монетку — «газетту». Отсюда и название профессии — газетчик. Эти люди работали в интересах купеческого сословия, на их деньги. Таким образом, журналистика, по большому счету, онтологически является продуктом деловой жизни Италии. И все нынешние деловые СМИ родом оттуда.

Искусство интерпретации

Общественно-политические и государственные медиа появились гораздо позднее. В период модерна они уже берут на себя функцию посредника между властью и народом. И для народа выступают интерпретатором позиции власти. Одновременно для власти медиа выступают гласом народа.

С развитием технологий, в эпоху постмодерна, когда в центре парадигмы мышления оказался уже даже не человек, а корпоративные интересы, медиа стали развиваться настолько широко и глубоко, что начали поглощать собою все: политику, экономику, социум, культуру. Все вокруг становится медиа, все становится информацией. Государственные мужи, чиновники, депутаты, министры начали обзаводиться собственными медиаресурсами и аккаунтами в соцсетях. Медиа стали тем бульоном, той информационной матрицей, в которой находятся все члены общества.

Увы, самым важным способом донесения информации стала интерпретация. Не поиск информации и ее публикация в неизменном виде, а некое изложение, ее трактовка в интересах той или иной группы лиц, контролирующих это медиа. Так как потребителями информации являются в первую очередь молодые люди, они зачастую становятся жертвами манипуляций СМИ.

Андрей Афанасьев заметил, что церковь, например, различными СМИ воспринимается как во многом враждебный институт. Подавляющее большинство медиа делают все, чтобы сформировать негативный образ церкви.

— Самое главное, чем занимаются СМИ, — они определяют, что является новостью, а что нет. Допустим, проходит в Москве какой-нибудь оппозиционный митинг, где собираются 150–200 человек. И об этом митинге расскажет огромное число СМИ, интернет-ресурсов, пабликов, телеграм-каналов. Но о том, что летом 2018 года на Царских днях в Екатеринбурге было 120 тысяч участников крестного хода, узнали совсем не многие. Об этом событии мало кто рассказал. Поэтому лично я считаю, что объективных СМИ не бывает. Мы на телеканале «Царьград» открыто заявляем о своей редакционной политике, идеологических убеждениях, о том, что все события освещаем с точки зрения консервативного православного большинства.

Опаснее те СМИ, которые говорят, что они объективные и беспристрастные, излагающие факты с разных сторон. На самом деле, информация не может быть объективной. Объективными могут быть сухие данные. А вот их интерпретация — это уже субъективная информация. Поэтому я всегда призываю своих студентов смотреть, кто владеет СМИ, где находится штаб-квартира СМИ. Так, например, наши идеологические противники — журналисты «Медузы» — находятся в Риге. Но пишут почему-то о Москве и России. А разве можно сейчас в Прибалтике выпускать пророссийское, прорусское издание? У нас есть масс-медиа, которые финансируются напрямую из бюджета США, получают американские гранты и стараются это скрывать, — рассказал спикер.

Что нужно делать сейчас? По мнению журналиста, искать таланты, людей, которые разбираются в общественно-политической повестке.

— Мне кажется, настала пора правоконсервативных, национально мыслящих людей, публицистов, которым есть что сказать современникам, — отметил Андрей Афанасьев. — Без них информационное пространство выглядит как поле борьбы либералов и коммунистов, либеральных СМИ, блогеров типа Дудя, Собчак и левых. Но есть люди, которые ни за первых, ни за вторых, они предлагают третий путь.

В заключение Андрей Афанасьев ответил на вопросы аудитории и призвал молодежь активнее участвовать в жизни общества.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру