В Тюмени обсуждают перспективу создания центра современного искусства

«Лица необщим выраженьем…»

Не надо быть большим экспертом, чтобы увидеть, как расцвела за последние годы областная столица. Наряду с памятниками деревянного зодчества визитной карточкой Тюмени стала трехъярусная набережная, какой нет, пожалуй, даже на Волге. Появились новые точки притяжения молодежи, центры выработки новых идей в бизнесе, образовании, культуре, градостроении.

«Лица необщим выраженьем…»
Креативный класс — это в основном молодежь. Соцсети.

И все же Тюмени в целом не хватает некой стильности, звучания, игры, того, что характеризуется, говоря стихами Евгения Баратынского, «лица необщим выраженьем»*. Тюменцы умеют дизайнерски оформлять свои квартиры, дачи, коттеджи. А вот общегородское пространство страдает отсутствием ярких художественных образов, инсталляций, скульптурных композиций. В центре областной столицы стоит замечательный памятник Ильичу. Неподалеку увековечены сибирские кошки, отправленные в 1945 году спасать Эрмитаж. Чуть подальше разбит интересный скверик ТюмГУ. Историческая площадь. Площадь Памяти. И, в общем-то, все. Глазу особо не за что зацепиться. Благо в Тюмени проходит фестиваль арт-искусства «Морфология улиц», организуемый молодежным центром «Контора пароходства», благодаря которому уличные художники со всей России украшают стены различных зданий своими работами.

За отдыхом, сменой настроения, за атмосферой горожане, тем не менее, ездят на набережную и в парки, которые, спасибо местным властям, очень живописно украсили и разнообразили пространство города. Но и в парках какие-то арт-объекты — редкость. Сфинксы, грифоны, барельефы мифических и былинных персонажей на стенах домов, арт-объекты на улицах и в скверах — это не про Тюмень. Исключением, пожалуй, является микрорайон Ново-Патрушево, наполненный застройщиком фигурками любимых детьми сказочных персонажей. А вот попытка другого застройщика украсить территорию жилого комплекса скульптурами античных персонажей недавно была подвергнута критике известным блогером Ильей Варламовым.

Хотя вкус и желание у тюменских художников украсить родной город, наполнить его таинственным шепотом художественных образов есть. Были бы деньги и ответное желание тех, кто работает в высоких кабинетах.

— Поскольку Тюмень претендует на звание современного города, то это требует и современных решений, — отметил в программе «Вечерний хэштег» телеканала «Тюменское время» художник Константин Росляков.

Отметим, что многие тюменцы действительно нередко ездят на масштабные художественные выставки современного искусства со своими работами, и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в столицу Урала Екатеринбург. Увы, нет пророка в своем Отечестве. А новые художественные и выставочные планы, между тем, выстраиваются один за другим.

Художник Илья Курбатов рассказал, что творчество, это, безусловно, высокорисковые инвестиции. Деньги можно вложить, но явной отдачи может и не быть. Иная работа и вовсе может не понравиться горожанину.

— Поэтому у нас в Тюмени пока что все ограничивается мемориальными комплексами, памятниками генералам, — отметил Илья.

Городу действительно не хватает различных арт-объектов. В Санкт-Петербурге, например, созданный парк «Новая Голландия» — просто сказка для арт-художников, скульпторов, архитекторов. Там то и дело появляются интереснейшие инсталляции, которые тут же разлетаются по всему Интернету. Тюменский арт-кластер, по мнению Ильи, вполне может развиваться и в ширину, и в глубину.

Тюменцев выдвинули на премию

Приглашенный в студию доцент кафедры философии Тюменского государственного университета, организатор художественных фестивалей и выставок Герман Преображенский привел позитивные примеры того, как можно добиться баланса интересов городских жителей. Его находят и в Казани, и в Екатеринбурге, и в других городах.

— Безусловно, искусство — это способ осмыслить то место, где я живу. Осмыслить при помощи тех средств, которые предлагаются художником. И тут важна последовательная работа. Для художников необходима выставочная активность для того, чтобы они совершенствовали свое мастерство, отчуждали от себя свое творчество и продумывали его заново, вступали в коллаборации, делали большие проекты. Масштабные выставки отличаются от небольших персональных выставок кардинальным образом. Они требуют другой скорости работы, другого владения инструментами, которые находятся в руках у художника, — рассказал импресарио.

По его словам, в настоящее время в областном музее имени И.Я. Словцова заканчивается выставка «Синхронизация». Она объединила молодых художников Тюмени и других городов России. Свои работы представили более 30 участников. Выставка собиралась практически без бюджета, на одном энтузиазме самих художников. Кураторы от музея, тоже художники, принимали в ней участие на этапе монтажа. И результат не замедлил сказаться. По сравнению с другими проектами музея данная выставка современного искусства на порядок обошла предыдущие. Горожане охотно посещали ее и делились впечатлениями в соцсетях. То же самое происходило и в Манеже, когда проект «Не-Москва» собрал более 48 тысяч зрителей и стал самым массовым в 2020 году. Более того, работы тюменских художников выдвинуты на премию Василия Кандинского, самую престижную в области современного искусства.

Если говорить о функциях современного искусства в городской среде, то это своего рода исследование города, его настроений, атмосферы. Это не та история, когда нужно что-то украсить. Это набор регулярных погружений в визуальные коды города, в атмосферу его сообществ и мест, которые формируют тюменцев как жителей областного центра. Этот исследовательский потенциал искусства в городе предполагает, повторим, более-менее регулярную выставочную событийную активность. А это возможно внутри каких-то стен. В этом смысле потенциал Тюмени еще не раскрыт. И в городе, и в городском истеб­лишменте доминирует мнение, что Тюмень лишена большого пула современных художников, которые были бы интересны и умели делать большие проекты. 

— Я бы с этим точно поспорил. Большой федеральный проект-исследование регионального искусства «Не-Москва» показал, что в Тюмени много хороших, интересных и заряженных на исполнение крупных проектов художников. Со многими из них я работал в августе–октябре прошлого года и с Константином Росляковым, и с Александрой Мельниковой, и с другими тюменцами. И могу сказать, что художественный потенциал в Тюмени есть. Это целая плеяда молодых художников, которые работают в совершенно разных жанрах — от комиксов и граффити до инсталляций и медиаискусства, — сообщил Герман Преображенский.

История городов показывает, что городскую экономику можно развивать, в том числе, и с помощью современного искусства и креативных индустрий. Так, например, французский Нант начал проводить художественные фестивали, и прибыль города резко выросла. Похожая история произошла в Вильнюсе. Одно заброшенное здание энтузиасты превратили в арт-инкубатор. И вскоре этот непрезентабельный район стал богемным. Его освоили более трехсот представителей творческих отраслей. В Якутии, например, вот уже несколько лет режиссеры снимают кинофильмы по народным сказкам, без спецэффектов и больших сюжетов. И эти кинокартины по кассовым сборам опережают голливудские.

Красками наполнить мир

Телеведущая Дарья Власова рассказала, что на культурной карте Тюмени может появиться новая точка. В районе бывшего речпорта планируется создать центр современного искусства. Речь идет о территории под мостом через Туру по улице Профсоюзной. По словам соведущего Дмитрия Чашкова, несколько десятилетий назад жизнь в речпорту била ключом. Грузооборот достигал почти 3 млн тонн в год. В настоящее время эта территория почти не используется. Недавно в этом районе началось строительство нового жилого комплекса. Однако размер прилегающего земельного участка довольно внушителен: он почти такой же, как площадь 400-летия Тюмени. Сейчас там по-прежнему располагаются капитальные строения речпорта — с кранами, пакгаузами, складами, железнодорожными путями и почти 300-метровой причальной стенкой.

Планы по обустройству заброшенной территории вызвали активную дискуссию среди тюменцев. И это неудивительно, тюменская пристань — историческая часть города. Каждый видит ее по-своему. Предпринимаются попытки осмыслить то, как она может быть использована, каким образом ее можно сделать интересной и нужной, какими смыслами наполнить.

Глава Тюменского отделения фонда «Городские проекты» Кристина Шелемеха сообщила, что активисты отделения участвуют в разработке проекта с первых дней. Познакомились, обсудили ситуацию с местными креативными сообществами, поделились своими идеями в рамках воркшопов.

 — Участие в подобных активностях — кропотливый, но важный процесс. Проект «Речпорт» — великолепная возможность получить современную площадку с доступом к воде, — заметила Кристина.

В общественном проектировании коллективного пространства «Речпорт» также приняли участие художники Илья Курбатов, Константин Росляков, художник и дизайнер Александра Мельникова, организатор выставок и арт-фестивалей Герман Преображенский.

— Мы обсуждали этот проект целую неделю, — рассказал Илья Курбатов. — В дискуссии участвовали представители абсолютно разных социальных и профессиональных групп: археологи, историки, краеведы, художники, архитекторы. Там могут появиться скейтпарк, биоплато, амфитеатр, многофункциональные зоны,  а также целая стена под современное уличное искусство. Причальная стенка состоит из множества колонн, их можно украсить арт-инсталляцией. Думается, что в итоге может получиться просто фантастический проект. 

По мнению Ильи, после того как дискуссия завершится и появится своего рода рабочая группа, архитекторы смогут приступить к развитию тех или иных концепций по организации и проведению арт-выставок, фестивалей и перформансов.

Герман Преображенский отметил, что есть несколько уже проторенных путей, например, не только создание галерейных пространств, но и организация площадок для лекций, современного танца, концертов. Такая работа в других городах ведется давно. Примеры уже известны. Современное искусство, стены или закрытое помещение — это то, что может дать застройщику и городу некие ивенты, какие-то красочные перформансы, наполнить территорию жизнью, движением и привлечь туда людей и творцов, и участников арт-событий.

Добавим, полный выпуск программы можно посмотреть в группе «Вечерний хэштег» в социальной сети «ВКонтакте».

* Стихотворение Е. Баратынского «Муза» (1829).