Почему вакцинация от коронавируса обещает быть эффективной?

В поиске надёжной защиты

В 2021 году тюменцам предстоит пройти массовую вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Дело добровольное. И все же важное и нужное. О том, какая борьба идет между людьми и коронавирусом, о лекарствах и вакцинах от COVID-19 тюменцам рассказал бывший военный медик, научный журналист, медицинский блогер Алексей Водовозов.

В поиске надёжной защиты
Бывший военврач Алексей Водовозов выступает за вакцинацию. Соцсети.

Встреча состоялась в рамках просветительского проекта «Концепт Хаб», который реализуется при поддержке департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области.

Кстати, у Алексея Водовозова своя история взаимоотношений с COVID-19. Он потерял нескольких друзей и знакомых. Супруга справилась с заболеванием, но очень долго находилась в состоянии повышенной слабости, когда даже прием пищи был своего рода подвигом. Среди последствий ковида — одышка, нарушения сна, памяти, вкусовых ощущений, обоняния. Кстати, у некоторых переболевших даже возникают психозы.

Поначалу считалось, что COVID-19 — это проблема пожилых людей. На самом деле, все оказалось по-другому. Болеют спортсмены, болеют те, кто придерживается ЗОЖ (здорового образа жизни), правильного питания и т. п.

Лекарственный ажиотаж

Спикер отметил, что любой инфекционный процесс имеет свои законы. Он развивается до тех пор, пока есть чувствительные к нему люди. В настоящее время ученые могут показать, как этот самый коронавирус выглядит. Рассказать, как он проникает в клетку человеческого организма, прикрепляется к ее мембране, затем начинается инфекционный процесс. Пока вирус не проник в клетку, никакой инфекции нет. Человек может быть носителем коронавируса и не болеть. Внутри клетки коронавирус начинает активно размножаться. И микроскопы его видят, в отличие от ковид-диссидентов, утверждающих, что коронавируса не существует.

Когда в китайском Ухане полыхнул очаг инфекции, естественно, в мире все начали пробовать переливать больным плазму людей, уже переболевших инфекцией. Но панацеей она не стала. К сожалению. В этот список добавились и антивирусные препараты, и интерферон, и прочие широко известные лекарства. На первых стадиях в небольших группах исследуемых эффект был. Но не такой мощный, как хотелось бы.

Гидроксихлорохин — очень известный препарат. Он выпускается с 1955 года. У него есть четкая ниша — лечение малярии. И его очень долго именно так и использовали. Позже выяснилось, что он снижает общий иммунитет. Именно поэтому его стали использовать при системных заболеваниях, когда задействуется излишний иммунный ответ. Из-за этого эффекта его решили испытать и в лечении коронавируса. Известный французский инфекционист и микробиолог Дидье Рауль заявил, что данный препарат работает. В случае с коронавирусом у него есть не только терапевтический, но и профилактический эффект. Харизма ученого убедила многих в истинности его слов. Даже Трамп отметил, что он будет лечиться этим препаратом. Его стали закупать у производителей многие страны. В том числе и Россия. Но потом вдруг во всем мире от него отказались. Были обнаружены некоторые нюансы, в частности, кардиотоксичность препарата. Он очень негативно отражается на работе сердца. Коронавирусная инфекция — это серьезная угроза для людей среднего и пожилого возраста. По итогам клинических исследований выяснилось, что препарат им не только не помогает, но еще и вредит. Более того, он повысил летальность среди больных.

Еще одна интересная история с витамином D. Кто-то говорит, если у человека есть дефицит витамина D и имеется риск развития инфекционного заболевания, значит, нужно устранить этот дефицит, и все будет хорошо. Однако связь далеко не очевидная. Дети с тяжелым течением бронхиальной астмы, например, и вправду страдают от недостатка данного витамина. Им начали его давать, у некоторых детей уровень витамина D в организме поднялся. Но тяжесть протекания болезни осталась прежней. А у некоторых детей уровень витамина так и не повысился.

Большие надежды возлагались на ремдесивир. У него военное прошлое, он использовался в армии США при лечении лихорадки Эбола. И когда появился COVID-19, о препарате вспомнили, надеясь, что он снизит вирусную нагрузку на организм, как это происходит при лечении некоторыми препаратами гепатита С и ВИЧ. В итоге было обнаружено лишь сокращение длительности заболевания коронавирусом. Всемирная организация здравоохранения и вовсе заявила, что ремдесивир, интерферон никак не влияют на качество лечения коронавируса.

Как отметил Алексей Водовозов, прогнозов по развитию ситуации с коронавирусом немного. Он либо уйдет, либо встроится в систему сезонных ОРВИ. Пока не произошло существенного сдвига в генетическую терапию, человечество будет вынуждено делать акцент на лекарствах. Очевидно, что поиски нужной формулы по лечению коронавируса продолжаются. И вариантов становится все больше. Но процесс этот совсем не быстрый. Если что-то работает на пользу, то обязательно находятся побочные эффекты. Так устроен человеческий организм. Главное, чтобы они, эти побочные эффекты, не перевешивали основной — лечебный эффект. А это доказывается очень долго.

Человечество спасёт вакцинация

Если с лекарствами против новой коронавирусной инфекции дела обстоят не очень хорошо, то с вакцинами ситуация получше. Механизм их действия выглядит следующим образом. Коронавирус проникает в человеческую клетку, соединяется с рецептором клетки, погружается внутрь, раскрывается, из него выходит РНК, она размножается и дает дорогу новым вирусным частицам. В конце они захватывают часть липидной оболочки клетки. Клетка при этом гибнет. После выхода из клетки на вирус начинает реагировать наша иммунная система. Он поглощается, разбирается на части, и происходит так называемая презентация антигена. «Все, кто имеет такой антиген, должны быть уничтожены». Запускается иммунный ответ: гуморальный и клеточный. Вырабатываются антитела. Коронавирус они не уничтожают, но могут соединяться с разными его участками. И блокировать его способность присоединяться к клетке. На втором направлении иммунного ответа инфицированные клетки уничтожаются. При этом формируются клетки памяти. Когда вирус приходит во второй раз, они принимаются за работу.

Самое неприятное в этой истории то, что клетки памяти возникают только во время заболевания. Но их можно получить при вакцинации. Вакцины применяются для выработки клеток памяти, минуя стадию болезни.

В настоящее время создана огромная масса вариантов вакцин. Самые старые — это живые вакцины: берется вирус, ослабляется и дезориентируется. Иммунитет быстро приходит в боевую готовность. Но такая вакцина уже практически не используется. Вакцина с убитым вирусом называется инактивированной. И она также может выступить для обучения иммунитета. Он может задействовать всю свою мощь, включить температуру и другие реакции. Третий вид вакцин — сплит-вакцины, когда вирус расщеплен на части. В этом случае вакцину вводят дважды, чтобы иммунитет составил более подробное представление о вирусе.

Специалисты также могут синтезировать белки вируса. И они также станут в организме антигенами. Следующий вариант, когда из вируса вынимается вся его вредоносная начинка, он лишается органов размножения. Но для иммунитета он все равно останется врагом. Можно пойти еще дальше: использовать РНК или ДНК. Взять участок кода, ввести его в клетку, она наштампует большое количество чужеродных белков, они выйдут из клетки и окажутся под ударом иммунитета. Для тренировки иммунитета могут быть использованы и другие вирусы.

Многие из этих вакцин снова стали разрабатываться для профилактики новой коронавирусной инфекции. Главной проблемой стало время. Вернее, его отсутствие. Обычно от момента открытия возбудителя до момента создания работающего прототипа вакцины проходит лет 10–15. И это считается «очень быстро».

В случае с новой коронавирусной инфекцией стало понятно, что такие сроки неприемлемы. Рабочая вакцина нужна людям уже сейчас. Даже еще вчера. Пусть порой вакцина не дает стопроцентного эффекта. Но обеспечивает меньшее число госпитализаций, летальных исходов. И это уже хорошо. В большинстве случаев после вакцинации заболевание переносится в легких формах. А уровень количества антител у привитых выше, чем у переболевших. В условиях отсутствия эффективных лекарств единственная возможность приостановить пандемию — начать вырабатывать у людей искусственный иммунитет. Естественный вырабатывается у тех, кто переболел и выжил. Увы, нечувствительных к коронавирусу людей не так много, 10–15% в популяции. Поэтому он так активно распространился по всему миру.

Стало ясно и то, что популяционный иммунитет в случае с новой коронавирусной инфекцией недостижим. Это всем продемонстрировала Швеция. Шведские власти отпустили вожжи, надеясь, что люди тихонечко переболеют и у них появится естественный иммунитет. Ничего подобного не случилось. Кривая заболеваемости и смертности резко пошла вверх. Пришла вторая волна, как и во всем мире, где на борьбу с COVID-19 были брошены огромные ресурсы, и шведская экономика просела, как и везде. Надежды на популяционный иммунитет себя не оправдали.

В Москве антитела сформированы лишь у 20% протестированных жителей. Это означает, что остальным еще болеть и болеть. И это еще несколько лет. И тысячи новых погибших.

Поэтому правительства многих стран пошли на некоторые ослабления. То, что делалось в течение 10–15 лет, ужали до полутора лет. Этапы изобретения вакцины и продолжительных исследований отмели в сторону и взяли уже работающие системы. Как Pfizer и Moderna. Россия и Китай пошли по пути применения аденовирусного вектора. Он также неплохо изучен. Аденовирусы применяются в медицине с 1971 года. Их легко выращивать. Они быстро проникают во все клетки организма. Следующая платформа — синтетические полипептидные вакцины. Ну и третий вариант — старые инактивированные вакцины.

Испытано на себе

В настоящее время вакцинная гонка в мире выглядит следующим образом. Российская «Спутник V» от НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи построена на аденовирусном векторе. Точнее, на двух. Для большей эффективности. Ее вводят дважды с разницей в три недели. Она инициирует неплохой набор антител, повышает клеточный иммунитет. И уже включена в Национальный календарь прививок. То есть будет бесплатной. Данная аденовирусная платформа хороша тем, что она будет эффективной в борьбе со всеми будущими инфекциями. Нужно только поменять ее начинку.

— Я получил первую дозу вакцины, через три недели — вторую, а еще через две недели у меня заболела коронавирусом супруга. И вакцина оградила меня от заражения, — рассказал спикер.

Что касается вакцины ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор», а он связан с Минобороны РФ, то она синтетическая полипептидная. Однако сказать, что и как с этой вакциной, пока сложно, несмотря на официальные заявления о ее наличии. Та же ситуация с третьей — инактивированной — вакциной от Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М.П. Чумакова Российской академии наук.

— Порекомендовать их я пока не могу, потому что сведений о них очень мало, разработчики не афишируют свою работу, ход и результаты своих исследований, — отметил Алексей Водовозов.

В настоящее время только в России на доклиническом этапе — уже порядка 26 вакцин. Их можно считать неким резервом.

Американская вакцина Pfizer одобрена в США, Великобритании, Канаде. Американская Moderna находится на стадии рассмотрения. Вакцина AstraZeneca (Швеция, Великобритания) пока на стадии исследований, но также частично применяется. Три временно зарегистрированные вакцины есть у китайцев. Австралийская вакцина не прошла гонку и выбыла из-за побочных эффектов, она стала показывать ложный ВИЧ-статус.

В Интернете уже можно купить ту или иную вакцину. Но это, конечно, подделки. И хорошо, если там просто физраствор, а не что-нибудь другое. Что касается настоящих вакцин, то у них одна недоработка — температура хранения. Так, вакцина Pfizer должна храниться при –70 °C. Российской от НИИ имени Н.Ф. Гамалеи также нужна морозилка. Поэтому тут есть проблемы логистики, доставки и хранения вакцины.

Американские вакцины эффективно вырабатывают иммунный ответ. Побочный эффект — аллергические реакции и даже анафилактический шок. Поэтому инструкции по применению дорабатываются на ходу. Те же самые вакцины оказались ответственны за паралич Белла. Это такое временное, но достаточно неприятное состояние, а именно паралич лицевого нерва. И людей это пугает.

Одна из текущих проблем — масштабирование производства вакцин. Как у нас в России, так и за рубежом. Просто раньше никто и никогда не производил их в таком объеме. Так, в развивающиеся страны вакцины могут попасть не ранее чем через пять лет.

Будут ли вакцины от новой коронавирусной инфекции эффективными? Будут. Нынешний коронавирус, можно сказать, голый, у него мало «одежды», защищающей его от нападения иммунных клеток. Часть надежд связана с тем, что он мутирует гораздо медленнее, чем тот же вирус гриппа. Поэтому с ним легче справиться.

По поводу рукотворности новой коронавирусной инфекции спикер высказался однозначно: таких данных нет. По его словам, разработчику понадобились бы только полезные мутации коронавируса. А на деле они самые разные, в том числе и негативные для него самого. Так происходит со всеми природными вирусами.

— Если бы кто-то начал его создавать, то он должен был сначала создать его предшественника, а потом управлять его эволюцией. А этого пока никто в мире не умеет, — заявил Алексей Водовозов.

Что еще почитать