Тюменские предприятия имеют планы по расширению экспорта

Будем торговать!

В Тюменской области ежегодно растет число экспортеров, реализуется большое количество мероприятий и мер поддержки бизнеса в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В 2020 году пандемия начала диктовать свои правила, и экспортерам и предприятиям пришлось искать новые формы работы и пути выхода на внешние рынки, активнее использовать международные электронные торговые площадки, участвовать в международных переговорах.

Будем торговать!
В 2020 году компания «Тюменские аэрозоли заняла второе место в номинации «Прорыв года» Всероссийского конкурса «Экспортер года». aerosol72.ru.

В начале 2020 года никто не подозревал о тех изменениях и колебаниях, которые произойдут. И если говорить об экспортной деятельности, то закрытие границ и отсутствие коммуникаций многих повергло в шок. Только 42% тюменских предприятий-экспортеров были готовы продолжать эту деятельность. Но региональные власти постепенно смогли переломить эту ситуацию. Свое плечо подставил и Российский экспортный центр, который позволил наладить новые коммуникации, применить новые подходы. В плане консультирования, образовательных и обучающих мероприятий во втором квартале 2020 года были востребованы практически все институты развития бизнеса, как государственные, так и общественные.

— Целью наших усилий стала поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, формирование перспективы для тех субъектов бизнеса, которые пока их не видят или не замечают, — рассказал заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев.

По его словам, формат онлайн, безу­словно, позволил раздвинуть границы, не прилагая больших усилий, быстро найти, выстроить те или иные коммуникации. И результаты не заставили себя ждать. В 2019 году в реестре экспортеров Тюменской области насчитывался 161 экспортер, находящийся на сопровождении Центра поддержки экспорта Тюменской области. А в 2020 году на начало декабря действует уже 181 предприятие-экспортер.

В настоящее время среди субъектов РФ Тюменская область занимает девятое место по объемам экспорта и лидирует среди всех субъектов, входящих в состав Уральского федерального округа. Продукция компании «Тюменские аэрозоли» ныне экспортируется в 30 стран мира. Завод «АРС-Пром» поставляет быстровозводимые здания в страны СНГ. Экспорт пищевой промышленности осуществляют более 30 предприятий. Завод «АминоСиб» по глубокой переработке пшеницы наладил экспорт глютена в Турцию и США. Популярностью на международном рынке пользуются изделия из дерева и эпоксидные смолы, произведенные в Тюменской области. Компания «Тюмень-Прибор» готова поставлять на рынки датчики давления, промышленные контроллеры для энергетических и нефтегазовых компаний.

Если в 2019 году тюменские предприятия малого и среднего бизнеса экспортировали товаров на 4 млн долларов, то в 2020-м объем экспорта достиг 17 млн долларов США. В следующем году стоит задача увеличить этот показатель до 20 млн долларов.

— Важно, чтобы у предприятия была стратегия развития экспорта, линия, с которой оно не свернет, столкнувшись с трудностями. А с ними сталкиваются все экспортеры. Случаются и разочарования. Но если ты встал на эту тропу и получаешь результаты, то вкус победы прибавляет оптимизма и желания двигаться дальше, — подчеркнул Андрей Пантелеев.

Заместитель губернатора напомнил, что в Тюменской области, помимо экспортеров-гигантов, предприятия экспортируют продукцию сельского хозяйства, продукты питания, деревообработки, металлообработки, растет экспорт услуг, в частности в области нефтесервиса. Растут в этом направлении такие секторы, как проектные работы, ремонт и обслуживание транспортных средств, грузоперевозки.

Есть неожиданно успешные кейсы. Компания «Тюменские аэрозоли» производит продукцию, с которой было достаточно сложно зайти в местные торговые сети. С одной стороны, торговые сети — ключевой канал продаж. Там торгуются бренды крупных компаний. Однако тюменское предприятие стало открытием года. Предприятие приступило к производству кислорода в баллонах, и это позволило расширить географию экспорта. И объемы продаж самой разнообразной продукции предприятия только растут.

Андрей Пантелеев также упомянул о том, как предприятия региона начали активнее выстраивать партнерство с приграничными регионами. Ранее бизнес-миссии проходили в офлайн-режиме, в 2020 году пришлось перейти в онлайн-формат. Тем не менее, в Узбекистане было открыто новое торговое представительство Тюменской области. И оно уже приносит бизнесу новые контракты и договоры. Работа таких представительств станет одним из ключевых направлений в экспортной деятельности и в последующие годы.

Как обещают федеральные власти, в следующем году российские экспортеры получат новые меры поддержки со стороны государства. Речь идет о налоговых льготах, валютном регулировании, субсидиях. Они могут облегчить и укрепить положение субъектов предпринимательской деятельности на международных рынках.

По словам замминистра экономического развития РФ Владимира Ильичева, с 1 января 2021 года вводится единая электронная виза, действительная на всей территории РФ, для краткосрочного пребывания иностранных граждан. Это позволит увеличить число деловых контактов, а также поток туристов в Россию.

Окна возможностей есть и по другим направлениям развития экспорта — упрощению документооборота, получению разрешительных документов в электронном виде, новым цифровым сервисам, вплоть до выделения регионам финансовой помощи на развитие экспорта.

Дружим со странами СНГ

Безусловно, Тюменская область придает огромное значение сотрудничеству с Республикой Казахстан. Как рассказал вице-министр торговли и интеграции правительства страны Азамат Аскарулы, в настоящее время более одной тысячи российских магазинов торгуют казахстанской продукцией. Тюменская область — важнейший внешнеторговый партнер Республики Казахстан. За девять месяцев 2020 года торговый оборот составил более 10 млрд долларов США. Это половина от всего внешнеторгового оборота с Россией. И потенциал для развития дальнейшего взаимодействия и кооперации еще далеко не исчерпан.

— В принципе, заключение контрактов возможно и в режиме онлайн, — отметил Азамат Аскарулы. — Для развития торговли важны доверие к партнеру и выстроенные ранее связи.

Заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев добавил, что офлайн — это незаменимый формат для того, чтобы почувствовать человека, увидеть его глаза. Он и позволил сформировать двум сторонам доверие и опыт взаимодействия.

О планах расширения сотрудничества с Россией и Тюменской областью рассказал чрезвычайный и полномочный посол Узбекистана в России Ботиржон Асадов. Напомним, сотрудничество региона и Республики Узбекистан началось еще в 2007 году, когда Тюменская овчинно-меховая фабрика выкупила имущественный комплекс предприятия «Бухара-каракуль».

Посол Ботиржон Асадов отметил, что в 2017–2018 годах была заложена прочная основа для межрегионального сотрудничества Узбекистана и России. Диалог между регионами крепнет. Товарооборот с Россией в 2019 году достиг почти 7 млрд долларов США. Это на 60% больше, чем в 2017 году. Поменялась структура товарооборота — в сторону товаров с высокой добавленной стоимостью.

Руководитель представительства Тюменской области в Республике Узбекистан Георгий Кварц сообщил, что в сентябре 2020 года при помощи Центра поддержки экспорта Тюменской области в стране была открыта постоянно действующая торговая экспозиция тюменских предприятий. Рес­публика строит планы по развитию агропромышленного комплекса (АПК) в стране. И на этом направлении у тюменских производителей немало перспектив. Аналогичный запрос на продукцию сельхозмашиностроения усиливается и в Республике Казахстан. Руководитель представительства Тюменской области в Республике Казахстан Гани Жиренов сообщил, что деловые контакты сторон постоянно расширяются по самым разным группам товаров.

Вице-президент компании «Фармасинтез» Олег Астафуров отметил, что в России построено пять заводов, принадлежащих предприятию. В том числе и в Тюмени. В текущем году они увеличили экспортные операции в пять раз. В настоящее время предприятие в Тюмени строит еще один завод — по производству гормональных препаратов. И это очень хорошие инвестиции, потому что Россия закупает за границей 98% гормональных препаратов.

Олег Астафуров сообщил, что завод будет запущен в эксплуатацию уже в первом квартале 2021 года, чему немало способствует правительство Тюменской области. И, безусловно, экспортный потенциал данного предприятия весьма велик. Прежде всего, такие препараты ждут на рынках стран СНГ. Но и это еще не все. У компании есть планы наладить в Тюмени производство кардиологических препаратов — для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. И рынок стран СНГ для них также открыт.

Тюменское — значит, вкусное

В Тюменской области успешно решается и задача кратного увеличения экспорта продукции АПК. Расширяется номенклатура товаров. В экспортную деятельность вовлекаются новые предприятия. По словам заместителя губернатора, директора областного департамента АПК Владимира Чейметова, главная цель — добиться в год экспорта продукции на 30 млн долларов США. И динамика роста экспорта сельхозпродукции позволяет быть оптимистичными. В 2020 году предприятия АПК Тюменской области вышли на новые рынки, а именно рынки Турции, Сербии, США.

Директор департамента развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства РФ Роман Чекушов отметил, что стержневой мерой поддержки экспорта является льготное кредитование. И тюменские производители этой мерой активно пользуются. Тот же Заводоуковский маслозавод.

Второе направление поддержки экспортеров — компенсация части затрат на транспортировку продукции. Данная мера поддержки работает с 2017 года. В 2020 году введена следующая мера — компенсация части затрат при сертификации продукции, лабораторных исследованиях, отправке образцов.

Роман Чекушов выразил уверенность, что объемы экспорта продукции российского АПК будут только расти.

Добавим, что заводоуковцы начали активно заниматься экспортной деятельностью в 2012 году. Рапсовое масло пришлось по вкусу прибалтам, норвежцам, шведам, китайцам. А применяется оно как в пищевой промышленности, например, при переработке лосося, так и при производстве дизельного топлива. По результатам 2019 года объем экспорта масла составил порядка 16 тысяч тонн. В 2020 году показатели будут чуть скромнее. Но предприятие строит амбициозные планы на будущее, намерено расширять сырьевую базу, в два раза увеличить объемы производства. Мощности предприятия уже сейчас позволяют увеличить объем экспорта в два раза. Тем более что рынок того же Китая может поглотить и переварить любые поставки.

Директор по корпоративным отношениям компании «Данон Россия. Регион Восток» Юлия Легкая сообщила, что продукция Данон из Тюменской области традиционно экспортируется в страны СНГ, Узбекистан, Казахстан, Армению. Есть планы по расширению экспорта молочных продуктов, сухого молока в КНР.

— Причем для китайцев вкус продукта является основным фактором, более важным, чем его цена, — отметила Юлия Легкая. — Для них также важны история компании, бережное отношение к животным, экология, зеленые технологии.

Хорошо знают в Тюменской области и за рубежами страны агрофирму «КРиММ». Тюменский семенной картофель от агрофирмы поставляется в Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, а нынче его распробовали жители Сербии. А тюменская водка должна прийтись по вкусу жителям Восточной Африки, уверены в компании «Бенат». По крайней мере, у завода есть такие планы — поставлять свою продукцию на другой континент. Соответствующие переговоры ведутся. В декабре первая партия тюменской водки отправится в Республику Казахстан. И поиски новых ниш и рынков продолжаются.

Сергей Пульников, директор агрофирмы «Русич», рассказал, что компания стала экспортной еще в 2018 году. Тюменская экологически чистая продукция «Иван-чай» была отгружена в Германию, Румынию. Есть планы по включению в число потребителей иван-чая жителей Франции. Рынок травяных, фруктово-ягодных чаев растет и в России, а также в постсоветских странах.

— У нас огромный потенциал! Дело в том, что мы добываем и перерабатываем только два процента ягод, произрастающих на наших сибирских просторах. То же самое происходит и с чайными травами, с кипреем. И в этом направлении нужно двигаться, развиваться, чтобы выйти на огромный рынок чайных производителей. Наш новый инвестиционный проект лет через пять будет давать порядка 350 миллионов рублей экспортной выручки, — заявил предприниматель.

Вперёд, в Африку!

Член Совета Торгово-промышленной палаты Тюменской области Максим Доротов, чей основной бизнес связан с логистикой, напомнил, что год назад он озвучил три новых направления развития бизнеса. Первое — Африка. Второе — экспортная акселерация. И третье — торговые дома как точки присутствия страны за рубежом.

— По каждому из этих направлений у Тюменской области есть свой особый путь. К теме Африки сейчас можно относиться по-разному, но надо понимать, что у региона есть опыт работы на континенте благодаря ГК «ЮТэйр». Туда растет товаропоток авиазапчастей, нефтяного оборудования, увеличивается число поездок сервисных бригад. И по этому направлению мы можем развиваться дальше. Нами проработана концепция открытия шоурума по продаже продуктов питания российских товаропроизводителей в Лагосе (Нигерия). И уже в следующем году мы решим эту задачу, — заверил спикер.

По словам Максима Доротова, новой точкой роста для его компании стал Казахстан. В республике открыт торговый дом российских товаров. С одобрения правительства Тюменской области в 2020 году компания «Солоджи» разработала собственную экспортную программу «Драйверы экспорта», которая объединила двадцать тюменских предприятий. Кто-то производит детское игровое оборудование, кто-то оказывает образовательные услуги, кто-то выпускает молочные продукты. И благодаря акселерационной поддержке эти новички заключили уже восемь контрактов с казахстанскими партнерами на общую сумму почти в один миллион долларов. Впереди еще один контракт на миллион долларов по поставке молока в КНР.

— В 2021 году я беру на себя обязательство, что наши выпускники реализуют уже серию контрактов стоимостью в полмиллиарда долларов, — заявил Максим Доротов.

Точки роста, по мнению спикера, также возможны в совместной внешнеэкономической деятельности Тюменской области, Казахстана, Киргизии. Коллаборациями проще работать и заходить на рынки Китая, поскольку у каждой страны есть свой уникальный опыт работы на внешних рынках.

— Экспорт — это не просто отгрузка товаров. В нем преуспевают те, у кого есть партнеры за рубежом, — отметил Максим Доротов в заключение. — Следующая тема, которую нужно обсуждать, — это экспорт капиталов.

Вкус победы незабываем

Второй Тюменский экспортный форум подтвердил серьезность намерений регионального правительства по поддержке экспорта и выхода тюменских товаров и услуг на новые экспортные рубежи. Созданный в структуре Инвестиционного агентства Тюменской области Центр поддержки экспорта оказывает предприятиям содействие в развитии экспортной деятельности, организует обучающие и консультационные мероприятия. И это приводит к новым положительным результатам.

Директор Инвестиционного агентства Тюменской области Николай Пуртов рассказал, что на мировых электронных витринах представлена уже сотня наименований продуктов, выпускаемых в Тюменской области. В потенциале данный список может вырасти до пятисот товарных единиц!

— Лесопромышленная компания «Тобол» в настоящее время поставляет пиломатериалы в Польшу, Южную Корею, Японию, а в 2020 году вышла на рынок США. Предприниматель Владимир Муратов производит корм для рыб и креветок и начал поставлять этот продукт на рынки Индонезии, Индии и Вьетнама, — сообщил Николай Пуртов.

Инвестиционное агентство и Центр поддержки экспорта Тюменской области планируют провести серию торгово-закупочных сессий с участием крупных иностранных газонефтехимических компаний. Тюменские нефтесервисные и нефтепромышленные предприятия производят высокотехнологичное и высококонкурентное оборудование, и его продвижение в 2021 году выйдет на новый уровень.

Перспективными направлениями для экспорта являются услуги в сферах туризма и здравоохранения. Они способствуют развитию экономического потенциала региона, привлекают гостей со всего мира. Туристы приезжают в Тюменскую область, чтобы познакомиться с историей Сибири, посетить тюменские здравницы и термальные источники, побывать в гастрономических турах и на царской охоте.

Заместитель губернатора Андрей Пантелеев назвал экспорт услуг новой точкой роста для экономики региона. Велик экспортный потенциал у туристических компаний и IT-компаний. Например, только в 2019 году турпоток иностранцев в Тюменскую область вырос на 40%. Это говорит о том, что в борьбе за потребителей на мировом рынке услуг у региона есть все шансы составить достойную конкуренцию. Для стимулирования и развития данных направлений в регионе созданы Агентство туризма и продвижения Тюменской области, Центр экспорта медицинских услуг МКМЦ «Медгород». А для продвижения IT-услуг регион приступает к реализации соответствующего пилотного проекта совместно с Агентством стратегических инициатив. Немалые инвестиции в IT-сферу вкладывает тюменская компания ООО «Этажи», чья задача — выйти на международные рынки с интересными IT-продуктами в области недвижимости.

Мария Трофимова, директор Агентства туризма и продвижения Тюменской области, отметила, что на увеличении потока иностранных туристов в регион, безусловно, положительно скажутся государственные субсидии для туроператоров, электронная виза для интуристов.

Эксперты утверждают: ключевые направления развития региона и его экономики четко определены. Это не мешает бизнесу развиваться и вне рамок стратегических направлений. Но если бизнес придерживается ключевых трендов, то он получит максимальную поддержку со стороны как федеральных, так и региональных государственных и общественных структур.