Могут ли соцсети стать союзниками в вопросах воспитания детей?

Кто кого?

Каким образом педагоги работают с детьми в соцсетях? Своим опытом организации коммуникаций с подростками в режиме онлайн поделились председатель Тюменского регионального отделения Российского движения школьников (РДШ), кандидат социологических наук Наталья Ахлюстина и куратор информационно-медийного направления РДШ в Тюменской области Владислав Мухин.

Кто кого?
Соцсети.

Наталья Ахлюстина напомнила, что у подросткового возраста есть свои социально-биологические особенности. Они накладываются на расцвет информационных технологий и обилие информации. Еще лет пять назад было много споров, хорошо это или плохо, но в настоящее время речь идет о том, что в любом случае данную ситуацию важно использовать в воспитательно-педагогических целях.

В США верхняя граница подросткового периода — 21 год, когда молодой человек становится дееспособным совершеннолетним гражданином. В России эта планка ниже — 18 лет. Как бы то ни было, примерно с 11 до 18–20 лет — это такой переходный период. Уже в 11–12 лет ребенок начинает демонстрировать физиологические и социопсихологические изменения: пытается критиковать своих родителей, отдалиться от них, поменять свой ведущий вид деятельности с познавательного на коммуникационный. Он активно интересуется своим окружением, сверстниками, то есть ищет свою референтную группу, пытаясь понять, в чем он с ней похож, а в чем — нет. Не стоит этого бояться. Подросток таким образом переходит к следующей стадии своего жизненного развития, имеет своей целью обрести некую самостоятельность, опереться на собственные ресурсы. Юноши и девушки в этот период ищут возможности для самореализации, свое место в обществе.

Что нужно знать родителям и каких ошибок важно избежать, когда детям уже 11–12 лет? По словам Натальи Ахлюстиной, самый важный язык общения с детьми — это язык нашего сердца. Родителям стоит знать, что переходный возраст характеризуется гормональной бурей, поиском новых ценностей, коммуникаций. Ребенок в этот период сам себя не может понять. И все же рамки ему необходимы. Если гулять, то гуляй. Но в 23.00 будь добр быть дома. Такие рамки хороши тем, что они дают подростку ощущение безопасности и чувство уверенности, что его любят и заботятся о нем.

Бывает, что в этом возрасте подростки категорически отказываются посещать кружки и секции, в которые начали ходить в начальных классах. И здесь родителям не стоит перегибать палку. Возможно, подросток хочет попробовать что-то новое. Танцы сменить на спорт. Рисование — на робототехнику. И тому подобное. А потом вернуться к прежним занятиям.

Когда подросток стремится вырваться за границы своего привычного окружения, особую роль на этом этапе играют общественные организации, волонтерские объединения, куда подростки могут прийти и проявить свои способности, понять ценность дружбы, солидарности, влиться в тот или иной вид общественной деятельности.

— В этот период нам необходимо «подхватить» подростка, предложить ему интересные и развивающие проекты, — уточнила педагог.

Добавим, что для подростков и родителей достаточно большое число мероприятий проходит в Центре внешкольной работы «Дзержинец» города Тюмени. Там же располагается муниципальный штаб Российского движения школьников. И его активисты проводят интересные занятия с детьми, а также родительские форумы.

— Я была в восторге от того обстоятельства, насколько современные родители готовы понимать своих детей, прислушиваться к ним, жить их проблемами, ранее таких родителей было гораздо меньше, — отметила Наталья Ахлюстина.

Интернет и педагоги

Еще лет 7–10 назад педагоги буквально открещивались от этой темы. Она их пугала. В настоящее время в педагогическом сообществе произошла адаптация к новым реалиям. Педагоги начали активно включаться в информационное пространство, использовать те или иные интернет-ресурсы в педагогических целях, проводить занятия, обсуждать с детьми жизнь класса и школы, помогать им в учебе.

Многих подростков интересует видеоформат соцсетей, видеоблогинг, возможность делать видеопосты. И как бы ни относиться к этому, это все тот же поиск героев, кумиров, путь для подростковой самоидентификации.

Другая особенность поведения подростков в Сети — это уверенность в том, что их действия там анонимны. Данная иллюзия опасна. И педагогам важно донести до детей, что при желании любой пользователь может быть идентифицирован.

Так же, как и в реальной жизни, подростки ищут в соцсетях свои референтные группы. И не все эти группы и подписки позитивно влияют на психику детей.

— Несколько лет назад я была одним из киберволонтеров, которые занимались поиском опасной для детей информации, и однажды трое суток провела за мониторингом различных групп с депрессивным контентом. Надо сказать, что даже я, взрослый человек, на себе ощутила их негативное воздействие и погрузилась в подавленное состояние. Что говорить о подростках с их нестабильной психикой, меланхолией?! И в этой части им важно оказать поддержку, — рассказала Наталья Ахлюстина.

Педагогическая работа усложняется, когда популярный у подростков блогер употреб­ляет в постах нецензурную лексику, допускает оскорбительные и циничные высказывания. В этом случае подросткам важно предоставить другие образцы блогерской деятельности.

Помимо деструктивного влияния таких блогеров, в Сети можно наткнуться на кибербуллинг. Подростки подвергаются травле и унижениям. Если сделать скриншоты такой травли, то данные действия вполне могут быть наказуемы с привлечением правоохранительных органов.

Наталья Ахлюстина в очередной раз подчеркнула, что молодежные объединения и организации — это наилучший способ найти дружественную атмосферу, свою референтную группу, где подросток сможет раскрыться, реализовать свои таланты, получить эмоциональный контакт со сверстниками и профессиональную поддержку педагогов, без назиданий и нравоучений.

Владислав Мухин ведет активную работу с детьми в области медиа, журналистики, коммуникаций. И уверен, что соцсети важно использовать в педагогической деятельности. При поиске и работе с той или иной соцсетью стоит учитывать возраст подростков. Наиболее популярная социальная сеть среди всех возрастов — «ВКонтакте». На второй позиции — Инстаграм, соцсеть, которая чаще всего используется для блогинга, создания и раскрутки своего личного бренда. Люди старшего возраста, родители предпочитают соцсеть «Одноклассники». Facebook пользуются в основном деловые люди, экономически и социально активные. Ныне набирает популярность TikTok, но аудитория этого сервиса очень разнообразная и весьма специфичная. В педагогических целях использовать ее сложно. Хотя и эту соцсеть можно применять в прикладных целях, привлекать детей на свою сторону путем создания личного бренда, тех или иных видеороликов.

В настоящее время соцсети пытаются создавать свои экосистемы — закрывать сразу несколько ниш и с их помощью распространять свое влияние. Это видно на примере компании «Яндекс», которая развивает самые разные сервисы: службу такси, доставку еды и другие. Та же история со Сбером. Тренд подхвачен и соцсетью «ВКонтакте». На ее базе можно создавать полноценные видеокурсы, сайты, различные коммуникационные площадки и даже проводить онлайн-уроки и видеоконференции.

РДШ как общественная организация намерена использовать соцсети в своей работе и уже раскинула свою социальную сеть внутри соцсети «ВКонтакте». Это дает педагогам возможность выстроить с детьми более тесные коммуникации.

Возможно детям адаптироваться к дистанционке?

Безусловно, тема дистанционных проектов не новая. Тюменскому штабу РДШ уже давно приходится использовать соцсети для связи со своими отделениями в муниципальных образованиях региона. Однако, как заметил Владислав Мухин, вести таким образом просветительскую деятельность невозможно. Обязательно нужен живой контакт. Для этого РДШ проводит слеты и смены в детских загородных лагерях, где ребята вживую общаются и знакомятся, и только потом с ними ведется дистанционная работа. Недавно для юных журналистов РДШ состоялся онлайн-слет. И педагоги постарались привнести в него дух живых мероприятий, проводили физзарядки, спевку и тому подобное. Это позволило сделать мероприятие более непосредственным и эмоциональным.

— В текущей ситуации социальная сеть стала неким мостиком, который помог нам не растерять детей и простимулировать их на дальнейшую деятельность, — заметил Владислав Мухин.

По его словам, в настоящее время в регионе реализуется онлайн-проект «Арт-экспресс РДШ». Ранее он проводился в формате лагерной смены и объединял творчески настроенных подростков. Они изучали вокал, дизайн, кино, КВН. В прошлом году ребята выезжали в районные центры и в течение пяти смен проходили отбор. Итоговая смена объединила финалистов проекта. Ныне отбор лучших творческих проектов проходит опять же в соцсети. Эксперты проведут для детей дистанционные мастер-классы, вебинары. А в итоге ребята вновь примут участие в своего рода битве проектов.

— Соцсети стали нашими помощниками даже при проведении мероприятий по государственному заданию, — добавил педагог.

Тем не менее он выразил надежду, что полного и длительного перехода на онлайн-контакты с детьми все же не произойдет. Они нуждаются в живом общении, как никто.

— Я, например, преподаю детям робототехнику и ответственно заявляю, что удаленно вести такие занятия невозможно, — подчеркнул Владислав Мухин.

Многие педагоги говорят то же самое: не имея эмоционального живого контакта с аудиторией трудно ориентироваться в подаче учебного материала, реагировать на реакцию обучаемых. И родители их в этом поддерживают, зачастую требуя вернуть детей в школу. Аналогичной позиции придерживается и заместитель губернатора, директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.

Вывод прост: соцсети, дистанционное обу­чение, онлайн-занятия можно использовать только лишь как дополнение к классическому образованию. И уж в любом случае виртуальный мир не заменит подросткам естественной социализации. Защищать Родину, рожать и растить детей, сеять хлеб, покорять космические просторы, путешествовать, строить города, корабли и самолеты, любить, дружить, наслаждаться природой в дистанционном режиме, с головой погрузившись в мир интернет-коммуникаций, — невозможно.