Руководители Тюменского регионального отделения Российского движения школьников (ТРО РДШ) Наталья Ахлюстина и Наталья Музыро рассказали о вызовах современной среды, в которой растет ребенок, роли семьи, школы и детских общественных объединений, а также возможностях Российского движения школьников в раскрытии личностного потенциала детей. В онлайн-мероприятии приняли участие родители и педагоги, жители Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Тюменской, Ростовской, Смоленской, Саратовской, Ульяновской, Новгородской, Липецкой, Оренбургской областей, Республики Дагестан и Пермского края.
По словам Натальи Ахлюстиной, современный российский ребенок растет в век расцвета информационных технологий, обилия информации. И деятельность образовательных организаций, детских объединений перестраивается с учетом этой реальности. Появляются целые онлайн-школы, различные цифровые платформы и образовательные кластеры. И дети получают информацию необязательно от учителей или родителей. Они могут это сделать с помощью Интернета.
Социальный контроль со стороны педагогов, родителей также усилился, они могут заглянуть в социальные сети и поинтересоваться, чем ребенок занят, чем увлечен. В те же 90-е годы прошлого века социального контроля со стороны взрослых было меньше по объективным причинам. Нынешний исторический период также характеризуется быстрой динамикой социальных процессов, массовым распространением психологических знаний. Любой родитель сейчас может найти в сети Интернет необходимые ему советы по поводу той или иной ситуации. А с другой стороны, никто не гарантирует, что эта информация будет эффективной и верной.
Каковы особенности детско-подросткового периода? Дети копируют поведение взрослых, подсознательно чувствуя ложь, повторяют и делают не то, что им говорят, а то, что они видят. И нередко свою неуспешность ребенок связывает именно с семейными сценариями, видит в них причины своих успехов и неуспехов.
До 12–13 лет ведущая потребность детей — познание. В 12–16 лет — общение, далее — самореализация. Дети ищут себе тусовку, группу, где их примут. Родителям важно понимать, что для маленьких детей важны родители и педагоги, их авторитет непререкаем. Но в 12–14 лет внимание ребенка переключается на сверстников. Кто-то находит себя в конструктивном общении и стремится к достижению позитивных целей, а кто-то попадает в группы риска. И родителям, и педагогам важно не упустить этот момент.
Можно по-разному относиться к кризису среднего возраста. Кто-то считает, что его не существует. И, тем не менее, многие люди в этом возрасте рефлексируют и обращаются к своему детству: а той ли дорогой я пошел? А что я делаю и зачем? Уже в 3–5 лет ребенка можно записать в различные кружки, пусть он пробует то, что ему нравится. Можно рассказать ему о своей профессии, помочь узнать, какие профессии существуют. Нельзя обесценивать мечты ребенка: «хочу быть космонавтом», «хочу быть актрисой». Нужно позволять ему помечтать. Плохо, когда взрослые стремятся реализовать через ребенка свои собственные мечты и желания. И ведут его туда, где он сможет компенсировать то, чего в своей жизни не смогли добиться родители.
— Все-таки важнее понять, в чем состоят склонности ребенка, к чему он готов, — уточнила Наталья Ахлюстина.
Она отметила, что детство и подростковый период — самое ресурсное состояние человека за всю жизнь, и данный ресурс не требует особых техник поддержания или восполнения.
Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал? Между школой и родителями случается перетягивание каната: кто быстрее завладеет вниманием ребенка. Общественное объединение, работа в команде наиболее экологично удовлетворяют потребность детей в общении и социализации, дружбе, коллективной ответственности, формировании ценностей и смысла жизни. Детские и молодежные организации дают детям возможность попробовать себя в самых разных ролях. Нужно просто помочь им выбрать направление. А дальше они с удовольствием будут создавать команды, участвовать в грантовых конкурсах, придумывать идеи и проекты.
— Иногда родители задают нам вопрос: а почему бы не вернуть пионерию? Ведь так было здорово! Ответить на него можно двояко: и да, и нет, — отметила Наталья Ахлюстина. — Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Хотя в основе нашей деятельности лежит все та же методика коллективной творческой деятельности. В приоритете — морально-нравственные аспекты, формирование личности ребенка. С другой стороны, традиции пионерии живы по сию пору. Просто воплощены в деятельности самых разных организаций.
Шанс заявить о себе
Что же предлагает детям Российское движение школьников? Координатор ТРО РДШ Наталья Музыро остановилась на федеральных проектах РДШ, в которых тюменские подростки могут принять участие. По ее словам, их великое множество, приоритетных, пилотных, флагманских. В их числе — «Классные встречи», «Добро не уходит на каникулы», «Лига вожатых», «Я познаю Россию», «РДШ — территория самоуправления» и другие.
В рамках проекта «Классные встречи» школьники встречаются с выдающимися людьми, с представителями науки, культуры, искусства, спорта. Проект был запущен по поручению Президента РФ Владимира Путина осенью 2017 года. За минувший период по всей стране прошло более одной тысячи встреч с интересными людьми. В рамках таких мероприятий дети могут сформировать свои ценностные ориентиры, получить представление о таких понятиях, как подвиг, труд, любимое дело, достижение и т. д.
— У нас в Тюменской области этот проект пользуется у детей большой популярностью, — сообщила Наталья Музыро.
Проект «Лига вожатых» объединяет и детей, и педагогов. На проекте ребята, проявляющие интерес к вожатской деятельности, проходят обучение в школе вожатых и начинают работать на летних площадках, в пришкольных лагерях.
Проект «Добро не уходит на каникулы» направлен на формирование и поддержку добровольчества среди школьников, обучение добровольческим практикам. В одноименном конкурсе могут принять участие школы, организации дополнительного образования, где действуют добровольческие отряды. Лучшие волонтерские проекты могут получить финансовую поддержку до 500 тысяч рублей. В прошлом году победители региональных этапов отправились на финал конкурса в Сочи.
Туристско-краеведческая экспедиция «Я познаю Россию» объединяет ребят, интересующихся историей своего края, его достопримечательностями, природой, культурой. Участники могут разработать туристический маршрут, провести краеведческое исследование, сделать удивительные открытия. В прошлом году команда школы №5 города Тобольска стала лучшей в данном проекте. И ребята отправились в экспедицию в Московскую и Тверскую области.
Всероссийский проект «Школьный музей» предлагает участникам РДШ создать в своей школе музейное пространство, организовать работу среди сверстников по сбору экспонатов.
Один из ключевых проектов Российского движения школьников — «РДШ — территория самоуправления». Он позволяет ребятам сформировать организаторские и управленческие навыки, разработать социально значимый проект и реализовать его в школе или в своем районе.
РДШ также проводит в школах акции «Дни единых действий», посвященные государственным праздникам, истории России, ее великим именам. Так, в День России ребята рассказывали в соцсетях о значимых местах в России, которые им хотелось бы посетить, о том, чем они славятся, с какими событиями или именами связаны. Победителям проекта представится возможность там побывать.
Общероссийские, областные праздники и знаменательные события участники движения отмечают одновременно, каждый в своей школе. А потом делятся своими задумками, впечатлениями и фотографиями.
— В рамках каждого проекта школьники имеют возможность проявить свои лучшие качества и наклонности, побывать в интересных поездках, приобрести единомышленников и друзей по всей стране. Все финалы конкурсов РДШ для победителей регионального и окружного этапов проходят во всероссийских детских центрах — это «Орленок», «Смена», «Океан», и все эти поездки для детей — бесплатные, — сообщила Наталья Музыро.
РДШ — школа лидерства
Отметим, что в движении РДШ каждый ребенок может найти для себя свою нишу: заниматься спортом, добровольчеством, экологическими проектами, фотоделом, музееведением… Так, в рамках информационно-медийного направления работы РДШ во многих школах создаются и развиваются медиацентры. В них школьники занимаются не только журналистикой, операторским искусством и монтажом, но и освещают самые разнообразные молодежные события. Через публикации в социальных сетях и СМИ ребята делятся своим опытом друг с другом. С помощью экспериментального проекта «Профнавигатор» ребятам помогают определиться со своей будущей профессией. В рамках проекта проходят познавательные мероприятия, в том числе в игровой форме. В целях формирования финансовой грамотности школьники участвуют в игре «Денежный поток». Она учит школьников правильно обращаться с финансами, грамотно распределять зарплату, не тратя деньги на ненужные вещи. Партнером проекта выступает деловой клуб «Молодежная финансовая инициатива» Альянса социально ориентированных некоммерческих организаций Тюменской области.
— Для РДШ неважно, как ребенок учится. Нам всем раньше казалось, что если ребенок хорошо учится в школе, значит, у него высокий уровень интеллекта. В последние годы ученые выделяют несколько видов интеллекта. В их числе — музыкальный, пространственный, вербальный, математический и другие. И есть такие дети, которых я условно называю «социальный клей». Это подростки, которые способны собирать вокруг себя других детей, сплачивать их и объединять. Безусловно, таких детей много в наших детских и молодежных движениях, — добавила председатель ТРО РДШ Наталья Ахлюстина.
В настоящее время РДШ охвачены ребята из 155 школ Тюменской области, и ежедневно ряды активистов пополняются новыми подростками. Организация стала надежным государственным партнером для частных и общественных проектов, ориентированных на школьников и их интересы. Базовой площадкой для штаба Тюменского регионального отделения РДШ является Дворец творчества и спорта «Пионер».
— Пандемия коронавируса показала, что мы все достаточно быстро разобщаемся, но настанет момент, когда нам нужно будет снова объединиться. Отмечу, что наши дети многое делают для этого: инициируют проведение различных акций, реализуют множество проектов, которые объединяют людей, — сообщила Наталья Ахлюстина. — Среди них есть такие уникумы, которые без подсказки сверху собирают вокруг себя единомышленников и ведут их за собой.
Вступить в ряды Российского движения школьников просто. Для этого ребенку надо обратиться к куратору движения в своей школе и стать участником актива.