В формировании личности ребёнка высока роль детских общественных движений региона

«Мальчики, девочки, школьные года»

На минувшей неделе при поддержке коворкинга «Точка кипения — Тюмень» эксперты обсудили роль детских общественных движений в воспитании и формировании личности ребенка.

«Мальчики, девочки, школьные года»
Активисты РДШ из Ялуторовского района на слете в Тюмени. Фото Вячеслава Девяткова.

Руководители Тюменского регионального отделения Российского движения школьников (ТРО РДШ) Наталья Ахлюстина и Наталья Музыро рассказали о вызовах современной среды, в которой растет ребенок, роли семьи, школы и детских общественных объединений, а также возможностях Российского движения школьников в раскрытии личностного потенциала детей. В онлайн-мероприятии приняли участие родители и педагоги, жители Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Тюменской, Ростовской, Смоленской, Саратовской, Ульяновской, Новгородской, Липецкой, Оренбургской областей, Республики Дагестан и Пермского края.

По словам Натальи Ахлюстиной, современный российский ребенок растет в век расцвета информационных технологий, обилия информации. И деятельность образовательных организаций, детских объединений перестраивается с учетом этой реальности. Появляются целые онлайн-школы, различные цифровые платформы и образовательные кластеры. И дети получают информацию необязательно от учителей или родителей. Они могут это сделать с помощью Интернета.

Социальный контроль со стороны педагогов, родителей также усилился, они могут заглянуть в социальные сети и поинтересоваться, чем ребенок занят, чем увлечен. В те же 90-е годы прошлого века социального контроля со стороны взрослых было меньше по объективным причинам. Нынешний историчес­кий период также характеризуется быстрой динамикой социальных процессов, массовым распространением психологических знаний. Любой родитель сейчас может найти в сети Интернет необходимые ему советы по поводу той или иной ситуации. А с другой стороны, никто не гарантирует, что эта информация будет эффективной и верной.

Каковы особенности детско-подро­стко­вого периода? Дети копируют поведение взрослых, подсознательно чувствуя ложь, повторяют и делают не то, что им говорят, а то, что они видят. И нередко свою неуспешность ребенок связывает именно с семейными сценариями, видит в них причины своих успехов и неуспехов.

До 12–13 лет ведущая потребность детей — познание. В 12–16 лет — общение, далее — самореализация. Дети ищут себе тусовку, группу, где их примут. Родителям важно понимать, что для маленьких детей важны родители и педагоги, их авторитет непререкаем. Но в 12–14 лет внимание ребенка переключается на сверстников. Кто-то находит себя в конструктивном общении и стремится к достижению позитивных целей, а кто-то попадает в группы риска. И родителям, и педагогам важно не упустить этот момент.

Можно по-разному относиться к кризису среднего возраста. Кто-то считает, что его не существует. И, тем не менее, многие люди в этом возрасте рефлексируют и обращаются к своему детству: а той ли дорогой я пошел? А что я делаю и зачем? Уже в 3–5 лет ребенка можно записать в различные кружки, пусть он пробует то, что ему нравится. Можно рассказать ему о своей профессии, помочь узнать, какие профессии существуют. Нельзя обесценивать мечты ребенка: «хочу быть космонавтом», «хочу быть актрисой». Нужно позволять ему помечтать. Плохо, когда взрослые стремятся реализовать через ребенка свои собственные мечты и желания. И ведут его туда, где он сможет компенсировать то, чего в своей жизни не смогли добиться родители.

— Все-таки важнее понять, в чем состоят склонности ребенка, к чему он готов, — уточнила Наталья Ахлюстина.

Она отметила, что детство и подростковый период — самое ресурсное состояние человека за всю жизнь, и данный ресурс не требует особых техник поддержания или восполнения.

Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал? Между школой и родителями случается перетягивание каната: кто быстрее завладеет вниманием ребенка. Общественное объединение, работа в команде наиболее экологично удовлетворяют потребность детей в общении и социализации, дружбе, коллективной ответственности, формировании ценностей и смысла жизни. Детские и молодежные организации дают детям возможность попробовать себя в самых разных ролях. Нужно просто помочь им выбрать направление. А дальше они с удовольствием будут создавать команды, участвовать в грантовых конкурсах, придумывать идеи и проекты.

— Иногда родители задают нам вопрос: а почему бы не вернуть пионерию? Ведь так было здорово! Ответить на него можно двояко: и да, и нет, — отметила Наталья Ахлюстина. — Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Хотя в основе нашей деятельности лежит все та же методика коллективной творческой деятельности. В приоритете — морально-нравственные аспекты, формирование личности ребенка. С другой стороны, традиции пионерии живы по сию пору. Просто воплощены в деятельности самых разных организаций.

Шанс заявить о себе

Что же предлагает детям Российское движение школьников? Координатор ТРО РДШ Наталья Музыро остановилась на федеральных проектах РДШ, в которых тюменские подростки могут принять участие. По ее словам, их великое множество, приоритетных, пилотных, флагманских. В их числе — «Классные встречи», «Добро не уходит на каникулы», «Лига вожатых», «Я познаю Россию», «РДШ — территория самоуправления» и другие.

В рамках проекта «Классные встречи» школьники встречаются с выдающимися людьми, с представителями науки, культуры, искусства, спорта. Проект был запущен по поручению Президента РФ Владимира Путина осенью 2017 года. За минувший период по всей стране прошло более одной тысячи встреч с интересными людьми. В рамках таких мероприятий дети могут сформировать свои ценностные ориентиры, получить представление о таких понятиях, как подвиг, труд, любимое дело, достижение и т. д.

— У нас в Тюменской области этот проект пользуется у детей большой популярностью, — сообщила Наталья Музыро.

Проект «Лига вожатых» объединяет и детей, и педагогов. На проекте ребята, проявляющие интерес к вожатской деятельности, проходят обучение в школе вожатых и начинают работать на летних площадках, в пришкольных лагерях.

Проект «Добро не уходит на каникулы» направлен на формирование и поддержку добровольчества среди школьников, обучение добровольческим практикам. В одноименном конкурсе могут принять участие школы, организации дополнительного образования, где действуют добровольческие отряды. Лучшие волонтерские проекты могут получить финансовую поддержку до 500 тысяч рублей. В прошлом году победители региональных этапов отправились на финал конкурса в Сочи.

Туристско-краеведческая экспедиция «Я познаю Россию» объединяет ребят, интересующихся историей своего края, его достопримечательностями, природой, культурой. Участники могут разработать туристический маршрут, провести краеведческое исследование, сделать удивительные открытия. В прошлом году команда школы №5 города Тобольска стала лучшей в данном проекте. И ребята отправились в экспедицию в Московскую и Тверскую области.

Всероссийский проект «Школьный музей» предлагает участникам РДШ создать в своей школе музейное пространство, организовать работу среди сверстников по сбору экспонатов.

Один из ключевых проектов Российского движения школьников — «РДШ — территория самоуправления». Он позволяет ребятам сформировать организаторские и управленческие навыки, разработать социально значимый проект и реализовать его в школе или в своем районе.

РДШ также проводит в школах акции «Дни единых действий», посвященные государственным праздникам, истории России, ее великим именам. Так, в День России ребята рассказывали в соцсетях о значимых местах в России, которые им хотелось бы посетить, о том, чем они славятся, с какими событиями или именами связаны. Победителям проекта представится возможность там побывать.

Общероссийские, областные праздники и знаменательные события участники движения отмечают одновременно, каждый в своей школе. А потом делятся своими задумками, впечатлениями и фотографиями.

— В рамках каждого проекта школьники имеют возможность проявить свои лучшие качества и наклонности, побывать в интересных поездках, приобрести единомышленников и друзей по всей стране. Все финалы конкурсов РДШ для победителей регионального и окружного этапов проходят во всероссийских детских центрах — это «Орленок», «Смена», «Океан», и все эти поездки для детей — бесплатные, — сообщила Наталья Музыро.

РДШ — школа лидерства

Отметим, что в движении РДШ каждый ребенок может найти для себя свою нишу: заниматься спортом, добровольчеством, экологическими проектами, фотоделом, музееведением… Так, в рамках информационно-медийного направления работы РДШ во многих школах создаются и развиваются медиацентры. В них школьники занимаются не только журналистикой, операторским искусством и монтажом, но и освещают самые разнообразные молодежные события. Через публикации в социальных сетях и СМИ ребята делятся своим опытом друг с другом. С помощью экспериментального проекта «Профнавигатор» ребятам помогают определиться со своей будущей профессией. В рамках проекта проходят познавательные мероприятия, в том числе в игровой форме. В целях формирования финансовой грамотности школьники участвуют в игре «Денежный поток». Она учит школьников правильно обращаться с финансами, грамотно распределять зарплату, не тратя деньги на ненужные вещи. Партнером проекта выступает деловой клуб «Молодежная финансовая инициатива» Альянса социально ориентированных некоммерческих организаций Тюменской области.

— Для РДШ неважно, как ребенок учится. Нам всем раньше казалось, что если ребенок хорошо учится в школе, значит, у него высокий уровень интеллекта. В последние годы ученые выделяют несколько видов интеллекта. В их числе — музыкальный, пространственный, вербальный, математический и другие. И есть такие дети, которых я условно называю «социальный клей». Это подростки, которые способны собирать вокруг себя других детей, сплачивать их и объединять. Безусловно, таких детей много в наших детских и молодежных движениях, — добавила председатель ТРО РДШ Наталья Ахлюстина.

В настоящее время РДШ охвачены ребята из 155 школ Тюменской области, и ежедневно ряды активистов пополняются новыми подростками. Организация стала надежным государственным партнером для частных и общественных проектов, ориентированных на школьников и их интересы. Базовой площадкой для штаба Тюменского регионального отделения РДШ является Дворец творчества и спорта «Пионер».

— Пандемия коронавируса показала, что мы все достаточно быстро разобщаемся, но настанет момент, когда нам нужно будет снова объединиться. Отмечу, что наши дети многое делают для этого: инициируют проведение различных акций, реализуют множество проектов, которые объединяют людей, — сообщила Наталья Ахлюстина. — Среди них есть такие уникумы, которые без подсказки сверху собирают вокруг себя единомышленников и ведут их за собой.

Вступить в ряды Российского движения школьников просто. Для этого ребенку надо обратиться к куратору движения в своей школе и стать участником актива.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру