В Тюмени в режиме онлайн прошла очередная лекция проекта CreativeMornings

В проекте принял участие известный режиссёр Данил Чащин

В Тюмени в режиме онлайн прошла очередная лекция проекта CreativeMornings. Это серия бесплатных завтраков-лекций для креативной молодежи. Они ежемесячно проходят более чем в 214 городах мира, включая Нью-Йорк, Лондон, Париж, Тель-Авив, Берлин и другие. В основе каждой лекции — тема, единая для всех городов-участников.

В проекте принял участие известный режиссёр Данил Чащин
Фото из соцсетей.

Проект создан для того, чтобы объединить на одной коммуникативной площадке представителей разных креативных профессий, дать им возможность создавать новые коллаборации, развивать свои идеи, участвовать в совместных инициативах. В Тюмени данный проект реализует мультицентр «Контора пароходства» — команда молодых, неравнодушных, амбициозных людей, которые меняют мир вокруг себя и создают современные творческие проекты на территории региона и за его пределами.

— В Тюменской области развивается структура работы с молодежными сообществами. Так, разрушающееся здание кинотеатра на улице Республики превратилось в культурную жемчужину. Теперь центр «Космос» — средоточие независимых театров. Еще одна история — «Медиаполис», где занимаются, в том числе, кинопроизводством. Надеюсь, «Контора пароходства» станет еще одним флагманом этой инфраструктуры, — сказал Павел Белявский, директор областного департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике, на открытии нового мультицентра в конце декабря 2019 года.

В молодежном пространстве на тюменской набережной прокачивают креатив урбанистов, строителей, дизайнеров, рекламщиков, художников, людей творческих профессий, организуют мероприятия городского и реги­онального масштаба.

Сейчас коллектив мультицентра работает в онлайн-режиме, проводит лекции, семинары, встречи с интересными людьми, беседы, игры и мастер-классы. Ребят, несмотря на пандемию нового коронавируса, по-прежнему волнуют развитие креативного мышления, поддержка региональных творческих сообществ, изменение городской среды.

На этот раз в качестве спикера на встречу с тюменской креативной тусовкой был приглашен известный режиссер театра и кино Данил Чащин. Напомним, он родился в Тюмени. В 2011 году окончил Тюменскую государственную академию культуры, искусств и социальных технологий, а в 2016 году Школу-студию МХАТ при Центре имени В. Мейерхольда. Руководил театральным направлением молодежной платформы «Самый центр» в Тюмени. С 2014 года активно ставит спектакли по всей России и ближнему зарубежью. В 2019 году Данил Чащин за работу над спектаклем «Молодость» номинирован на национальную премию «Золотая маска».

Перед режиссером была поставлена задача — рассказать, какие нужно ставить перед собой цели, чтобы быть интересным на сцене и в жизни, почему они наполняют дни смыслом, заставляют светиться изнутри и дают силы. И вот о чем он поведал.

Притча об отказе от сладкого

— У режиссера и артиста цель одна — как сделать, чтобы быть интересным на сцене. Режиссер думает о том, чтобы артист заинтересовал зрителя. Вы, наверное, замечали, бывает так, что выходят на сцену два артиста, и один интересен, а другой — нет. Почему? Хотя оба талантливы! Или играют на улице музыканты. Возле одних остановишься, а возле других — нет. Бывает, в кафе сидит какая-нибудь пара, мужчина и женщина. Ты смотришь на них и понимаешь, что между ними что-то есть. За соседним столиком еще одна пара, но первая интереснее. Что это, когда смотришь на людей и понимаешь: в них есть какая-то внутренняя мелодия? В артисте, музыканте, незнакомом человеке...

Питер Брук (английский режиссер театра и кино. — Ред.) говорил, что театр — это встреча с невидимым. С тем, что не бросается в глаза. Знаете, какое самое большое живое существо на Земле? Многие скажут, что это синий кит. Долгое время считалось, что это секвойя. На самом деле, самое большое существо — это гриб. Он растет в Америке, его грибница находится под землей и занимает огромную площадь в несколько гектаров.

И для меня артист — это не внешнее, а то, что происходит внутри. Он выходит на сцену, и становится понятно, что это личность. Сложноструктурированный человек. В нем скрыты огромные пласты интеллектуального, эмоционального багажа. И проведена большая работа над собой. И это все вместе превращается в харизму. Ты общаешься с таким человеком и понимаешь, что это океан!

Артисты часто стараются быть увлекательными. Для меня важнее быть убедительным. Чем ты убедительнее, тем увлекательнее. А убедительность строится на работе над собой, внешними и внутренними элементами. Внешние — это вокал, танец, речь, дикция. А внутренние — это фантазии, воображение, темпоритм, импровизация. И еще работа над ролью. Возьмем пьесу «Ромео и Джульетта». Я прошу артистов изучить эпоху, в которую жили эти люди. Если пьеса современная — представить, где живет главный герой, какой у него диван, какие у него на стенах фотографии. Комната персонажа — это и есть его характер. Второе, что я прошу, — понять, какую музыку он слушает, какие фильмы смотрит, какие книги читает.

Еще одна тема — что персонажи делают в смартфоне, какие у них там папки, что они гуглят, какие сайты посещают, как оценивают происходящее. И в этом есть мотив. Если Инстаграм — это то, каким ты хочешь предстать перед окружающими, то гугл-история и твои запросы — это твое реальное лицо и то, что тебя в действительности интересует, то, чем мы живем.

В итоге все заканчивается тренингом, который называется «Интервью с персонажем». Я общаюсь с артистами в виде интервью на любые темы: чего он боится, о чем мечтает, чего хочет, у кого хотел бы попросить прощения, кому помог… У меня есть такая формула: спектакль начинается с тупых вопросов. И чем больше таких тупых вопросов, тем интереснее будет роль. Потому что правильный тупой вопрос — это 30% успеха, на него остается только ответить…

Главная задача в театре — думать о том, что ты говоришь, а не о том, как ты выглядишь. Нужно перевести внимание с себя на то послание, с которым ты пришел в театр.

В свое время мне посчастливилось поработать с Натальей Максимовной Теняковой, пообщаться с ее мужем актером Сергеем Юрским. Когда они входят в какое-то пространство, то все оно заполняется ими. И ты опускаешься на эту глубину.

Как этого невидимого достичь? Как стать человеком и артистом, на которого было бы интересно смотреть?

Просто нужна большая работа над собой. В Интернете ходит одна притча. К Махатме Ганди приходило много людей, чтобы он дал им какой-то мудрый совет. И одна женщина привела к нему мальчика, который был болезненно полный. Он все время ел сладкое, и мать хотела, чтобы Ганди с ним поговорил. В ответ учитель сказал, чтобы они пришли через три недели. Хотя это не было на него похоже, он всегда всех принимал сразу. Делать нечего, женщина и мальчик пришли через три недели. И вот Ганди сказал мальчику какие-то слова и потратил на это ровно 30 секунд. Гости ушли, и — о, чудо! — мальчик перестал есть сладкое. Через две недели мать с сыном пришли поблагодарить Махатму Ганди, и женщина поинтересовалась, почему он не принял их сразу и не сказал пары нужных слов, а велел прийти через три недели.

Махатма Ганди ответил: понимаете, я сам очень привык к сладкому. И не мог сказать вашему сыну нужные слова. А теперь я сладкого не ем. И мои слова приобрели совершенно другую энергию.

Эта притча о том, когда и как человек становится хозяином своих слов и приобретает силу и право говорить нужные слова.

И для меня артист — это человек, который три недели не ел сладкого. Когда он выходит на сцену, этого не видно. Но ты понимаешь, что он чувствует себя уверенно, он все это время работал над собой, и у него есть право говорить нужные и важные слова.

В любом театре цель всегда одна — победить себя, победить ситуацию. И если ты это сделал, то состоишься как актер и как режиссер.

Самоизоляция не помеха

— Мы все сейчас находимся на самоизоляции и репетируем онлайн. Что самое сложное в работе с актерами онлайн? Он хорош в начале реализации нескольких проектов. Можно общаться с любыми городами, учить, держать текст, чтобы не забыть его. Когда вообще еще ничего не сделано, мы разбираем пьесу, и я пытаюсь понять артиста, что он любит, к чему стремится. Сложно, когда весь разбор пройден, и надо вставать на ноги, но ты партнерствуешь с камерой, а не с живым человеком.

Пока я созванивался с артистами, вспомнил про свою счастливую встречу десять лет назад с Вячеславом Полуниным. Тогда я был студентом, начинающим режиссером и спросил у него совета: что для режиссера самое важное? Полунин дал мне пять правил. Их я запомнил сразу же. И они мне очень помогают.

Первое, что он сказал, — это запрещать себе заниматься театром, заниматься искусством. Я не сразу понял сказанное. Потому что мы, режиссеры, как раз мотивируем артистов любить искусство. Но потом до меня дошло: если театр — это твое, то тебе его никто не сможет запретить. Ни сам, ни кто-то другой. И неважно, где ты — на самоизоляции или где-то еще. Ты все равно будешь им заниматься, потому что это твой наркотик, ты от него зависим. Деньги — не главное, это просто бонус. У тебя есть дело, и оно приносит тебе большую радость.

А если можешь этим не заниматься, то, может, и не стоит этого делать.

Второе правило — знать все обо всем. Ты должен стараться быть специалистом во всех областях, разбираться в политике, экономике, музыке, психологии. То есть быть разносторонним человеком, ориентироваться во всех сферах. Это и делает тебя океаном, с которым можно бесконечно разговаривать.

Третье правило — первые двадцать лет в профессии у тебя не должно быть отпусков. Пока тело молодое и мозг гибкий, максимально все впитывай и во все вникай. Учись у жизни, это наилучший драматург, большинство сюжетов мы берем из жизни. И не бери бутерброд больше, чем твой рот. Если устал, возьми выходной. Вторая половина жизни состоит из накопленных ранее знаний и привычек. Мозг формируется до 25 лет. Если до 25 лет ты не читал больших романов, то потом это будет делать крайне сложно. Поэтому нужно все максимально успеть и всему научиться до 25 лет. 

Четвертое правило. Везет — пробуй, не везет — пробуй! Действуй, что бы ни случилось. Есть много примеров, когда люди останавливались. В жизни бывают поражения, пусть ты проиграл, но продолжай пробовать дальше. Успех не окончателен, поражение не фатально. Нужно найти в себе мужество идти дальше. Говорят, что учит только провал. И не стоит отчаиваться. У меня были фестивали, где я не занимал ни одного места. Это дало возможность посмотреть на себя со стороны и понять, правильно ли я все делаю. Неуспех закаляет. Но и успех тоже очень полезен.

Пятое правило. На самом деле, оно самое важное. Где бы я ни был, с кем бы ни работал, это правило номер один. И неважно, это встреча на час или какой-то проект на полгода. Вот оно: люби, будь счастлив и работай с теми, кого хочется обнять. Если не хочется обнять человека, то либо не работай с ним, либо сделай так, чтобы его захотелось обнять. В нашей жизни столько проблем, и если еще начнутся проблемы в коллективе, то ничего хорошего из этого не получится. В дружном, талантливом коллективе все обогащают друг друга. Лично я легче переживу какой-то большой провал с близкими мне людьми, чем какой-то продолжительный успех с людьми, которых я не уважаю или презираю. Поэтому всегда стараюсь работать с теми, кого хочется обнять.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 22 апреля 2020

Заголовок в газете: Данил Чащин: «Работаю с теми, кого хочу обнять!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру