Молодые тюменские предприниматели строят экономику XXI века

Эдуард Омаров: «Учимся управлять будущим!»

Уже много лет Тюменская область является центром генерации молодых предпринимателей — со свежими силами и далеко идущими целями. В первый город Сибири всегда приезжали очень сильные, смелые, предприимчивые люди. И формировали его предпринимательский дух.

Эдуард Омаров: «Учимся управлять будущим!»
Вице-президент ООО «ОПОРА РОССИИ» Эдуард Омаров. Фото: 72opora.ru

Безусловно, именно такие люди ныне входят в команду Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Организация по-прежнему остается лидером в вопросах развития предпринимательства. Только в Тюмени в 2019 году ее активистами было организовано и проведено 250 различных бизнес-мероприятий.

— Вы уже слышали о форуме «Слет успешных предпринимателей» («СУП»). Когда мы его затеяли, в оргкомитет мероприятия вошли всего семь бойцов. На прошедшем в 2019 году форуме количество членов оргкомитета составило уже 150 человек! — рассказал вице-президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Эдуард Омаров. — Наши главные продукты по акселерации бизнесов получили уже совершенно иное содержание. А в деловых мероприятиях форума приняли участие тысячи человек со всей России, из стран СНГ, Европы и Азии. На прошедшем летом 2019 года форуме «СУП» одна из международных площадок проходила полностью на английском языке. В ее работе участвовали представители шести стран. Для чего? Зачем им всем это нужно? Ответ лежит на поверхности: раз они на перекладных едут в Тюмень, значит, находят у нас для себя пользу.

— Эдуард Закирович, как развиваются другие событийные проекты «ОПОРЫ РОССИИ»?

— В Тобольске уже несколько лет подряд мы проводим фестиваль «Уха-царица». Событие зарекомендовало себя уровнем проведения, многие регионы обратили на него внимание. И если в 2019 году в рамках фестиваля был сделан упор на популяризацию предпринимательства, развитие кооперации, то в наступившем году в первый день мероприятия мы проведем научно-практическую конференцию по вопросам рыборазведения и рыбопереработки. Таким образом, опираясь на культурное событие, мы можем дать толчок развитию в Тобольске и Тюменской области науки по рыборазведению и производству рыбной продукции.

В планах — проведение молочного форума в Ялуторовске. У нас же много ресурсов, мы можем производить молока больше, чем производим в настоящее время. А дальше развивать его переработку. Рост переработки молока подразумевает появление других сопутствующих бизнесов: производство упаковки, торгового оборудования, производственных линий.

В пределе мы говорим о создании новых производственных цепочек, локализованных на территории Тюменской области. Конечно, это работа не одного дня. Чтобы прийти к этой идее, нам понадобилось много лет, в течение которых мы «хороводили», проводили различные мероприятия, мозговые штурмы, круглые столы, совещания, мастер-классы, семинары, тренинги, форумы. Просто для того, чтобы взрастить новое поколение предпринимателей с проектным мышлением, умением работать в командах, добиваться результата. Они нам нужны — создавать новые производственные цепочки, интегрироваться в них.

Существует такое понятие, как стратегический маркетинг. Я преподавал этот предмет в нашем Тюменском госуниверситете. И даже для многих преподавателей, не говоря о маркетологах, это понятие оказалось в новинку. Стратегический маркетинг определяет, когда, где и какие потребности в будущем нужно сформировать и как их удовлетворять. Формирование потребностей, их удовлетворение — это важнейшая задача стратегического маркетинга. Простой пример. Допустим, в позапрошлом году длина юбки у женщин была 80 сантиметров. В прошлом — 70 см. И можно сделать прогноз, что через два года она составит 50 см. А можно пойти другим путем. Сформировать в массовом сознании моду на брюки. Перестроиться и подготовить производственные предприятия, чтобы удовлетворить новые потребности. Те, кто вовремя перестроится, и будут иметь максимальную выгоду.

Это большая работа. Но мы уже встали на этот путь. И не только Тюменская область. Другие российские регионы начинают действовать в том же духе. Мы это видим, поскольку нас приглашают провести форум «Слет успешных предпринимателей» коллеги из Смоленской, Новосибирской, Московской и других областей. И это добрый знак.

— А это возможно?

— Для этого нам необходимо приехать в регион, сделать аудит команды, помочь ее сформировать, обучить. Когда-то мы так и планировали. Речь шла о проведении нашего бизнес-форума в федеральных округах, с финалом в Москве или Сочи.

— Давайте напомним, что входит в программу форума «СУП»…

— На бизнес-игре «Завод» команда студентов и начинающих предпринимателей распределяет роли от директора до рабочего, включая финансиста, маркетолога, экспедитора и так далее. Как и любое предприятие, они получают заказ, покупают материалы, получают кредиты, производят продукцию и продают ее. И в течение дня проживают четыре финансовых года. При этом зарабатывают условные деньги. Все как в жизни. Только одни выходят в убыток, а другие получают прибыль. Игра интересна владельцам бизнесов, студентам, главам муниципалитетов, корпорациям. «Газпром нефть» уже несколько лет подряд заказывает у нас эту игру для своих менеджеров. Это одна из лучших в мире обучающих бизнес-практик. Мощнейшая площадка мероприятия — «Ярмарка инвестиций», которая объединяет инвесторов и авторов проектов. Многие годы реализуются такие проекты, как «Бизнес-детки», «Пин-код бизнеса». Многие регионы их у нас заказывают, и наши активисты объехали с ними уже полстраны — от Нарьян-Мара до Томска. Очевидно, что данные продукты имеют ценность не только в нашей системе координат, не только для тюменских предпринимателей, но и вообще приносят пользу всему российскому бизнес-сообществу.

Бизнес-компетенции в народ!

— Эдуард Закирович, вы руководите кафедрой предпринимательства в Тюменском госуниверситете, первой подобной кафедрой в России. Что можно сказать о результатах ее работы?

— Мы стартовали в 2018 году с намерением запускать для студентов все новые и новые элективы (курсы, обязательные для изучения, направленность которых студент выбирает самостоятельно. — Ред.). Все они направлены на развитие предпринимательских компетенций. Первая ласточка — «Основы предпринимательской деятельности» — получила хорошие отзывы от студентов. Причем с самых разных факультетов. В наступившем году мы запустили элективы «Психология бизнеса и карьеры», «Личная эффективность». В следующем году, возможно, запустим четвертый.

Все наши элективы направлены на развитие мягких компетенций — soft skills. Ими должен обладать каждый успешный человек. Ни один университет России не дает студентам базовых компетенций успешного человека, знаний и навыков, благодаря которым человек становится успешным. Студенты становятся химиками, инженерами, математиками, чиновниками. Но в основе любой нашей деятельности лежат психология, психологические аспекты. И в сфере предпринимательства, в том числе. И поэтому речь идет об умении коммуницировать, о развитии эмоционального интеллекта, навыках самопрезентации и так далее. Все эти вещи мы выявляем, обозначаем и затем «прокачиваем». После чего в любой сфере деятельности можно стать успешнее и эффективнее.

Логика нашей образовательной деятельности подразумевает проведение со студентами игры «Пин-код бизнеса». Она сертифицирована Министерством экономического развития России как один из лучших образовательных проектов в сфере предпринимательства. Профориентационная игра помогает нашим слушателям, не теряя времени зря, определиться в своем выборе — быть им предпринимателями или нет. А затем уже мы переходим к психологии бизнеса и карьеры, личной эффективности, завершая основами предпринимательской деятельности. Студенты, оставшиеся после отсева, собранные в проектные команды, будут посещать заключительный электив — «Развитие бизнеса». Создать и развить свой бизнес им будут помогать менторы из числа успешных предпринимателей региона.

На кафедре работают только действующие предприниматели, у нас нет ни одного теоретика. И новация заключается в том, что с каждой группой одновременно занимаются несколько преподавателей. Со следующего года мы будем внедрять технологию кейс-стади, когда все занятие будет посвящено обсуждению и разбору конкретных случаев из практики ведения того или иного бизнеса. Нам хочется, чтобы студенты, которые выбрали для себя данную траекторию развития, получили максимальный успех, стартовали в качестве предпринимателей как можно быстрее и эффективнее.

Самый главный итог в том, что численность аудитории, которой интересно развиваться в данном направлении, превзошла наши ожидания. Если в прошлом году к нам записались 30 студентов, то нынче их больше сотни. Кафедра предпринимательства в ТюмГУ становится мегапопулярной. При этом на наши элективы могут приходить не только студенты, но и преподаватели, в том числе из других вузов. Ничего подобного в мире не существует. Ближайшая наша цель — организовать отдельную локацию в ТюмГУ, наподобие классических кафедр физики или химии. Чтобы сразу было видно, что это территория предпринимательства — с музеем тюменского бизнеса и внеучебной деятельностью по развитию в регионе бизнес-среды.

— Недавно вы вернулись из Сочи. Российский инвестиционный форум, который должен был пройти в городе 12–14 февраля, не состоялся из-за ситуации с коронавирусом. Тем не менее, комитет по развитию молодежного предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» все же провел там свою тематическую площадку…

— Дело в том, что все меры господдержки у нас направлены на малый и средний бизнес. Но еще лет 7–10 назад было видно, что, по статистике, основной массив предпринимателей — это микробизнес, предприятия со штатом работников до пяти человек. И большинству предпринимателей уже за сорок лет. Мне стало очевидно, что нужны новые подходы, новые знания и мерила. Так родилась идея создания в «ОПОРЕ РОССИИ» молодежного комитета. За семь лет его отделения открылись в 43 регионах России. Деятельность комитета стала успешной благодаря тому, что мы сделали правильную ставку на молодых тридцатилетних предпринимателей. Ребята имеют опыт работы в бизнесе 5–10 лет. Они уже семейные, у них дети. И другая ответственность. С одной стороны, они в курсе, чем живет и о чем думает молодежь, а с другой стороны — могут выступить для начинающих предпринимателей драйверами их роста.

Российский инвестфорум перенесли на позднее время. Но молодые предприниматели сказали: а почему мы не можем собраться? Представители молодежных комитетов из Кирова, Екатеринбурга, Пскова, Владимира, Санкт-Петербурга, Уфы, Ярославля и других городов приехали в Сочи, чтобы поделиться друг с другом знаниями, связями и наработанными ресурсами, с идеями — как популяризировать бизнес, какими инструментами его развивать. И нам не хватило трех дней, чтобы обменяться всеми практиками. На следующий год молодые бизнесмены планируют собраться уже на неделю.

У многих есть ощущение, что мы пытаемся добежать и запрыгнуть в последний вагон поезда, ухватить ускользающие от нас тренды. Ребята хотят сами моделировать производственные цепочки будущего. Актуальный тренд — роботизация. Есть серия публикаций, что многие компании будут вынуждены сокращать штаты, делать упор на автоматизацию. Увы, если мы не будем следовать этому тренду, то мы не сможем создавать конкурентоспособные продукты и экспортировать их. И нам не удастся войти в топ-5 экономик мира. Пока что малый бизнес в России экспортирует порядка одного процента от всей экспортной продукции. Для сравнения: малый бизнес Чехии экспортирует 60 процентов. Это означает, что нам нужно менять экономику, моделировать новые ее форматы. И молодые предприниматели активно ищут эти новые локомотивы роста экономики. Надеюсь, что региональные и федеральные власти будут прислушиваться к их предложениям.

Когда-то основная модель экономики Китая заключалась в копировании всего и вся. Сингапур шел по иному пути: они брали лучшие мировые технологии, адаптировали их, модернизировали и затем внедряли. Наша молодежь нынче мыслит по модели Сингапура. Она настроена сама задавать выгодные тренды, создавать те производственные цепочки, которые будут эффективными и через десять, и через 15 лет. Безусловно, для решения этой задачи нужны знания, компетенции, связи. Так мы учимся управлять будущим. И моделируем экономику XXI века!

— Как бы вы оценили вклад своих коллег в развитие бизнес-среды?

— Достаточно посмотреть на статистику, чтобы увидеть: численность субъектов малого и среднего предпринимательства в России сокращается, а в Тюменской области увеличивается. Без ложной скромности отмечу, что в этом есть заслуга активистов Тюменского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», всех его 18 комитетов. Каждый из этих комитетов помогает молодым бизнесменам развивать их дело. У нас много кейсов, мероприятий, проектов, благодаря которым многие тюменцы увеличили свой бизнес от двух до десяти раз. И они же сегодня преподают в ТюмГУ на кафедре предпринимательства, делятся опытом со студентами, выступают в общеобразовательных учреждениях и на форумах в качестве спикеров. В их числе — Марина Бакулина, создавшая целую ассоциацию детских развивающих центров, Наталья Проскурякова, чемпионка мира по бодибилдингу, руководитель клуба менторов, Артем Андросов, председатель комитета по развитию молодежного предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ», Александра Самойлович, исполнительный директор компании «Высоцкий Консалтинг Тюмень», и многие другие.

На пути в неизведанное

— Недавно Президент страны заявил о необходимости нового инвестиционного цикла в России. Какие перспективы на этом направлении у Тюменской области, на ваш взгляд?

— Инвестор, как правило, человек ленивый. Он уже все заработал, никуда не бегает, ничего не ищет. Но когда ему приносишь проект, то он может его заинтересовать. Участники когда-то тюменского, а ныне международного форума «СУП» ежегодно находят на свои проекты от 200 до 400 миллионов инвестиций. В регионе каждое муниципальное образование имеет точки роста. Это перспективные инвестпроекты, которые нужно правильно упаковать и презентовать на различных ярмарках и площадках. И на форуме «СУП» такие проекты презентуются. На местах они есть, но их важно дорабатывать и уметь продавать. А инвестиционная масса внутри страны просто колоссальная. Огромное количество людей просто складывают деньги в банки, получая 5–7 процентов годовых. Это один ресурс — внутренний. А второй — внешний. В прошлом году на форуме «СУП» выступала заместитель руководителя Российского союза молодежи Татьяна Селиверстова. Она предложила нам открыть Российско-китайский инкубатор. Он позволит собирать на одной площадке молодых предпринимателей, идеи и инвестиции. Китайские коллеги готовы инвестировать по всему миру. И в прошлом году мы подписали соглашение с китайской стороной. Побывали друг у друга в гостях и нашли огромное число точек соприкосновения. В Тюменском регионе им интересны лесная отрасль, медицина, реабилитация, туризм, птицеводство.

— Каковы перспективы в деятельности Российско-китайского инкубатора?

— В России государство на льготных условиях отдает резидентам свободные площади. Отбирает лучшие проекты и оказывает им господдержку. Нам интересна модель китайских бизнес-инкубаторов. Частные лица в складчину открывают инкубатор. И за несколько лет его капитализация вырастает в сотни раз. Резиденты выявляют потребности крупных корпораций, получают инфраструктурную и материальную поддержку на выполнение заказов. В свою очередь, крупные компании получают необходимую им продукцию с низкой себестоимостью. И все довольны. Данную модель мы намерены культивировать на территории России. В принципе, Центр развития бизнеса «ОПОРЫ РОССИИ» в Тюмени этим и занимается. Только мы не извлекаем из этого дивиденды.

— И последний вопрос, Эдуард Закирович. Политика в отношении малого и среднего бизнеса в стране нередко строится по принципу «шаг вперед, два назад». Поясните, на чем основан ваш оптимизм?

— Новый премьер-министр Михаил Мишустин — один из самых передовых технологов и экспертов в вопросах развития бизнеса. И он понимает, что если предпринимателей не будет, то и налоги собирать станет не с кого. Предприниматели провели немало встреч с разными министрами. У Мишустина всегда находились ответы на все вопросы. И мы связываем с его приходом и новыми лицами в его команде большие надежды на существенные перемены.

Главные задачи, которые необходимо решить, — это популяризация и акселерация предпринимательства. Нужно, как минимум, вдвое увеличить численность субъектов предпринимательской деятельности. Уже сегодня, при правильной организации мер государственной поддержки, мы без особых усилий вдвое можем увеличить эффективность того или иного бизнеса. Такой опыт есть. Его нужно просто применить. Тюменский проект «Экосистема развития предпринимательства» дает эффект? Дает! Как и многие другие проекты по акселерации бизнеса, действующие и в Тюменской области, и в России в целом.

Поэтому мы не просто оптимистичны. Мы вкладываем энергию оптимизма в конкретные дела! Уже завтра с Артемом Андросовым мы уезжаем в Баку, где пройдет бизнес-игра «Завод», и в ней примут участие местные предприниматели, чиновники, студенты. Что это дает Тюмени? Дает статус центра развития предпринимательства в России, центра управления будущим, где рождаются передовые технологии, развивается благоприятный инвестклимат, позволяющий инициировать и реализовывать все новые и новые бизнес-проекты.