В молодёжном центре «Контора пароходства» открылась необычная выставка

Мария Голянская: «Взрослые в ответе за то, что происходит с детьми»

Она называется «Недетские отношения», а ее автором выступила тюменский художник, иллюстратор и дизайнер Мария Голянская. С помощью интерактивных произведений посетители выставки могут погрузиться в школьную среду, где складываются девиантные отношения, узнать, что такое буллинг и моббинг.

Она называется «Недетские отношения», а ее автором выступила тюменский художник, иллюстратор и дизайнер Мария Голянская
Аудиовизуальное искусство становится трендом. Фото автора

— В данное время мне как художнику интересно совмещение творчества и новых технологий. Цифровая иллюстрация становится все более популярной, и она позволяет работать с ней в новых форматах. Ее можно оживить, озвучить и так далее. Это мой первый подобный опыт. Цифровым искусством я увлеклась в начале прошлого года. Живописью и рисунком занимаюсь с детства. И работаю как дизайнер, как иллюстратор. А социально значимую тему поднимаю впервые. И в этом есть заслуга мультицентра «Контора пароходства», его коллектива, — рассказала Мария Голянская.

При помощи анимированных иллюстраций и аудиосопровождения автор воссоздает три ситуации травли ребенка: «Ты не такой!» — о регулярном психологическом и физическом давлении в обществе; «Будь как мы!» — о детях, которые становятся буллерами; «Мне все равно!» — о моббинге (действии с целью изгнания ребенка из коллектива).

На одном из экранов изображена жертва — девочка, которую психологически атакуют. На другом экране — буллер, оказывающий это воздействие. И на третьем экране — тот, кто выдавливает сверстника из коллектива своим негативным отношением к нему.

Посетитель может оказаться на месте всех этих персонажей и прочувствовать ситуацию буллинга изнутри. Ему станет ясно, в какой непростой для себя ситуации оказывается ребенок: примкнуть к большинству или группе сильных и травить вместе с ними своего одноклассника, встать на его сторону или прикинуться равнодушным… Ребенку тяжело принять взвешенное решение. Он может стать изгоем или быть как все и потерять самоуважение.

Александра Жернова, куратор выставочного пространства «Конторы пароходства», подчеркнула:

— Проблема психологического давления в отношениях между детьми остается важной, но недооцененной. Мы решили не оставаться в стороне и поднять эту тему с помощью визуального искусства. Ведь ребенок в нашем мире наиболее уязвим перед обществом. А фактор влияния окружения — один из главных в формировании личности.

Трудно быть индивидуальностью

— Я мама четверых детей, и мне иногда приходится наблюдать это явление, пусть не в жесткой агрессивной форме. Все это происходит во дворе, но возраст у детей еще маленький, и буллинг достаточно безобиден. Деткам можно объяснить, что каждый может проявлять свою индивидуальность. Я это делаю с помощью тех возможностей, которые у меня есть, — воздействуя как художник на человеческие эмоции. Выставка интерактивная: посетитель встает перед экраном, на него идет психологическое аудиовоздействие. И тот, кто сам иногда ведет себя как буллер, сможет задуматься и посмотреть на себя со стороны, — сообщила Мария Голянская.

По ее словам, постоянная систематическая травля ребенка — это более тяжелая ситуация, и на нее нужно обязательно обращать внимание. Существует целый список признаков, по которым можно понять, что ребенка травят: отказ от посещения школы, жалобы на состояние здоровья, отсутствие уверенности в себе, рассеянность, возбудимость, желание уединения.

— Мне кажется, что это явление зачастую набирает обороты именно в школе. Когда я была ребенком, у нас в классе училась девочка, которая со стороны мальчиков подвергалась буллингу в достаточно агрессивной форме. Они могли ее толкнуть, унизить. На все это было неприятно смотреть. И многие из девочек также подвергались психологическому давлению. Но эта проблема взрослыми никак не решалась. К ней все привыкли, как к чему-то нормальному и естественному. Некоторые психологи говорят об этой проблеме открыто. Появились организации и сайты, куда подростки могут обратиться за психологической помощью, — добавила автор выставки.

— Мария, а у вас есть объяснение этому явлению? В чем его причины?

— Это давняя проблема. А основывается она, видимо, на инстинктах. Ребенку сложно ими управлять. Если в сообществе детей появляются лидеры с какими-то обидами, нерешенными внутренними проблемами и у них копится агрессия, то все это проявляется в буллинге. Дети не делают ничего плохого, но при этом подвергаются травле, психологическому давлению со стороны более активных и невоздержанных детей. И эту проблему должны решать взрослые. Они в ответе за то, что происходит с детьми. Если ребенок подвергается буллингу, родители и педагоги не должны ему говорить: ты сам виноват, решай эту проблему сам. Дети не могут самостоятельно решать такие вопросы. И нужно всегда быть на стороне того, кого обижают. И родителям в первую очередь.

По мнению Даниила, посетителя выставки, буллер зачастую сам бывает в чем-то ущемлен и хочет самоутвердиться за счет окружающих. Чаще всего жертвами буллера становятся замкнутые, необщительные дети. Популярных в классе ребят трудно представить в роли жертв.

Ева Голянская учится в третьем классе.

— Нас в классе восемь девочек, а мальчиков где-то около тридцати. И у нас бывают драки между мальчиками. Некоторые из них очень нервные. Бывает, что мальчики не уважают девочек. К ним подходит директор и ругает. Мне кажется, что мальчики так себя ведут, потому что хотят внимания девочек. Им скучно без девочек играть. Если они ссорятся, я могу их успокоить, помирить. Во дворе у нас раньше была война: мальчики против девочек, и наоборот. Я ко всем подходила и говорила: давайте лучше дружить. Некоторые слушали, а некоторые — нет. Но потом в итоге им «прилетало» по носу, — рассказала школьница.

Создать ситуацию успеха

Директор детского центра «Гринландия» Павел Притупа также в курсе того, что называется буллингом.

— Я работаю с подростками и знаю, что в школах это явление имеет место. Мы в нашем центре занимаемся подготовкой вожатых для пришкольных лагерей, и у нас в рамках подготовки даже есть специальный раздел о буллинге. Молодые люди нередко обращаются к этой тематике в своих социальных проектах и разрабатывают методы борьбы с данным явлением. Технологии по противодействию буллингу существуют. Как правило, в детских лагерях травли не бывает. И я могу это объяснить так: в школах учителя занимаются в основном обучением детей. В лагерях ситуация обратная: минимум обучения и максимум воспитания и развития. Задача вожатых при этом — формирование детского коллектива. И дети могут всегда обратиться к вожатым за советом и помощью. А к учителю не всегда можно запросто подойти. По многим причинам. Некоторые учителя узнают о каких-то явлениях в детской среде лишь на педагогических совещаниях. Отсюда и недоверие детей к педагогам, — рассказал руководитель.

— Так, может быть, отдых школьников в детских загородных лагерях — это один из способов преодоления проблемы буллинга?

— Конечно! В школе часто не признают досуговую педагогику, не верят, что за 21 день ребенок может измениться. А я считаю, что может. Линию поведения ребенка может изменить даже одно сказанное слово. Изучая биографии известных людей, нередко встречаешь фразу: «Я начал это делать, потому мне сказали, будто я к этому не способен». Я уверен, что если ребенок отдыхал в загородном лагере, то у него возрастает социальная активность, он приобретает новый жизненный опыт. Я проработал в детском лагере заместителем директора 15 лет и видел, как в лагерь приезжают рафинированные дети, которые общались только с родителями, бабушками и дедушками и не знают, как вести себя со сверстниками. Именно такие дети чаще всего становятся объектами травли. У них не развит эмоциональный интеллект, они не умеют считывать эмоции своих оппонентов. А в лагере эта ситуация преодолевается. Там учат высказывать свое мнение, создавать для себя ситуацию успеха, проявлять свои способности и навыки. Выставка мне понравилась. Думаю, она будет полезна и взрослым людям, потому что некоторые родители даже не знают об этой проблеме и не понимают, что испытывают их дети, когда подвергаются травле в школьном коллективе.

Действительно, тема буллинга связана не только с детскими коллективами. Она касается и взрослых. Каждый человек в своей жизни встречался с той или иной формой буллинга или моббинга. Более половины родителей из десяти тысяч человек, участвовавших в опросе от популярного родительского проекта «Дети Mail.ru», в прошлом сами были жертвами нападок со стороны сверстников или старших ребят. 42% респондентов до сих пор переживают по поводу конфликтов, случившихся в детстве.

— В обществе, где есть установки «будь как все», «поступай как все», данная тема также актуальна. Когда кто-то проявляет свою индивидуальность, он становится «белой вороной» и чувствует при этом определенное давление общества. Допустим, модно быть худым, значит, все должны быть худыми. Модно вести здоровый образ жизни, значит, все должны увлекаться ЗОЖ, и так далее. Поэтому очевидно, что выставка будет полезной и для школьников, и для родителей, — отметила Мария Голянская.

— Вы бы хотели на этой теме поставить точку или многоточие?

— Пока поставлю многоточие. Для меня данная выставка — это пробный шар, в дальнейшем я хочу подключить к данному проекту программистов, чтобы при их участии создавать подобного рода выставки, более сильные по воздействию, более интерактивные.

Добавим, что выставка «Недетские отношения» будет работать до 1 февраля. Вход бесплатный.