Тюменцы поделились передовым опытом работы с трудными подростками

Спецотряд воспитательного назначения

02.10.2019 в 09:00, просмотров: 660

25–27 сентября учреждения социального развития и молодежной политики Тюменской области превратились в стажировочную площадку для гостей из других регионов. Психологи, педагоги, соцработники, специалисты по работе с подростками и молодежью прибыли в Тюмень, чтобы изучить опыт региона по предоставлению социальных услуг детям, находящимся в конфликте с законом.

Тюменцы поделились передовым опытом работы с трудными подростками
Круглый стол в Региональном центре «Семья». Фото Сергея Глебова

Пространством проведения мероприятий площадки стали Региональный центр «Семья», Областной центр профилактики и реабилитации, Социально-реабилитационный центр г. Тобольска, Центр внешкольной работы «Дзержинец», мультицентр «Моя территория», областные воспитательные колонии — учреждения и организации, задействованные в профилактической работе с семьей и детьми.

— Тюменская область — признанный лидер России по работе с детьми и семьями, находящимися в конфликте с законом. Региональная модель по данному направлению признана очень успешной и, пожалуй, одной из самых эффективных в стране, поэтому Фонд поддержки детей, являющийся оператором федеральных проектов по поддержке семей с детьми, рекомендовал нас в качестве стажировочной площадки. Мы предлагаем практикоориентированное знакомство с моделью работы в нашей области, — отметила директор Регионального центра «Семья» Елена Перминова, приветствуя гостей.

В программу стажировки для специалистов в сфере социального обслуживания, образования, молодежной политики были включены наиболее популярные и актуальные проекты, которые успешно реализуются в регионе, влияя на снижение подростковой преступности. Для этого программой было предусмотрено посещение вышеназванных учреждений и организаций.

— В этом году нам выпала честь принять гостей из Иркутска, Барнаула, Ноябрьска, Мегиона и Омской области. В первый день нашего с ними знакомства у нас прошел круглый стол, в котором участвовали представители силовых структур, органов образования, молодежной политики, социального развития Тюменской области. Затем мы посетили социально-реабилитационный центр города Тобольска, где реализуется социальное сопровождение несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы. Участники стажировки познакомились с такими технологиями, как «Социальный рюкзак», «Путевка в жизнь», — рассказала корреспонденту еженедельника «МК» в Тюмени» заместитель директора Регионального центра «Семья» Алена Матюханова.

Справка МК

Тюменская область во взаимодействии с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, успешно реализует программы, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с 2010 года. В 2019 году Региональный центр «Семья» определен профессиональной стажировочной площадкой Фонда для соцработников, педагогов, специалистов по молодежной политике.

Отметим, что в «социальный рюкзак» входят вещи порядка 12 наименований — предметы первой необходимости, одежда по сезону, обувь по размеру, а также мобильный телефон: подростку важно чувствовать себя на уровне обычных детей, и телефон в этом плане достаточно значимая вещь.

В межведомственной программе реабилитации и социализации несовершеннолетнего, освободившегося из мест лишения свободы, «Путевка в жизнь» прописаны направления деятельности, которыми подросток может заняться — продолжить обучение либо трудоустроиться, а также приведены контактные лица, к которым он может обратиться за помощью.

— Мы сопровождаем подростка от дверей колонии до дверей дома, а затем предпринимаем усилия по его ресоциализации в обществе, — добавила руководитель.

Затем гости посетили воспитательную колонию в г. Тюмени. В учреждении вновь состоялся разговор о социальном сопровождении воспитанников. Интересным стало знакомство с бытом, режимом колонии. Гостей удивил тот факт, что воспитанники не находятся взаперти, как все это представляют. Подростки выезжают в город, посещают различные мероприятия, театры, клубы, спортивные площадки, и одеты они при этом в обычную гражданскую одежду.

На третий день стажировки ее участники посетили учреждения дополнительного образования и молодежной политики и познакомились с проектами, которые там реализуются.

Чужих детей не бывает

Одним из учреждений, которое презентовало опыт работы с трудными подростками и детьми, у которых возникли конфликты с законом, стал Центр внешкольной работы «Дзержинец». Руководитель учреждения доктор педагогических наук, профессор ТюмГУ Ольга Селиванова рассказала гостям, что «Дзержинцу» уже более 50 лет. И все эти годы Центр внешкольной работы активно и успешно работает с трудными подростками, с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию либо находящимися в конфликте с законом. При этом в учреждении исповедуются особые принципы работы с такими детьми, с опорой на собственную психолого-педагогическую школу.

По словам Ольги Селивановой, навыки, которые обычно педагоги пытаются привить «нехорошему» ребенку, у него уже и так есть. Он просто не хочет ими пользоваться. Подросток сделал другой выбор и решил освоить совсем другие навыки, где педагоги ему не помощники.

— Наш подход состоит в другом. Мы признаем право ребенка на девиантное поведение. Это его жизнь, опыт, взгляды, это он сам в системе каких-то отношений. Практика нашей работы говорит о том, что опыт девиантного поведения часто намного более разнообразен и глубок, чем опыт обычного нормального школьника, находящегося под неустанным маминым присмотром. И нередко через тридцать лет именно бывшие трудные подростки нанимают на работу отличников, а не наоборот, — подчеркнула Ольга Селиванова. — Поэтому наша задача не стереть опыт девиантного поведения подростка, а включить его в содержание реабилитации. Для таких детей бесполезно писать на воротах: «Курить запрещено». Они все равно будут курить. Вместо этого мы стараемся строить свою профессиональную деятельность, исходя из формулы: я благодарен тебе, что ты нашел время пообщаться со мной, и я хочу понять, что тебе дал твой опыт девиантного поведения, что ты понял о себе, людях и мире, как это изменило твое отношение к жизни. Только при таком подходе подросток понимает, что он не «отброс общества», которого из милости зовут пообщаться, а человек с непростой судьбой, и его никто не заставляет от нее отказаться.

Как отметила профессор, трудные подростки 1980-х годов, безусловно, отличаются от своих сверстников рубежа двух тысячелетий. В частности, в конце 1990-х, в 2000-е годы в Тюмени серьезнейшей проблемой были безнадзорные, бездомные подростки, которые жили в теплоцентралях, подвалах. И в работе с ними применялись специфические уличные технологии. Чуть позже возникла проблема неформальных молодежных объединений. Гопники «охотились» на неформалов. Ныне структура подростковой среды изменилась. Проблемные дети научились вести себя так, что визуально их трудно отделить от обычных детей. Среди них нет бомжеватых личностей. Они прилично одеваются и не демонстрируют ярко выраженного негативного поведения, которым могут заинтересоваться органы внутренних дел. Но сложности, тем не менее, сохранились. В группе детей особого внимания ныне состоят на учете сотни подростков. И у них достаточно серьезные проблемы с законом. Если в населенных пунктах Тюменского района и юга области по 3–5 таких трудных подростков, то в Тюмени их — 312. Это дети, к которым, согласно Федеральному закону №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подключено большое число различных ведомств, каждое из них выполняет по отношению к ребенку и его семье свою функцию, ежемесячно осуществляя тот или иной контроль.

— Ольга Антиевна, а вы работали по таким направлениям, как «Синий кит», АУЕ?

— «Синий кит» — это так называемая группа смерти в сети Интернет. Года два назад в Тюмени среди подростков резко возросло число попыток суицида, но консолидированный подход различных ведомств с привлечением общественности и родителей позволил сбить эту волну. Движение АУЕ для нас менее актуально, потому что профилактика в этом отношении в системе общего образования поставлена хорошо. И у нас нельзя влиться в него на каждом углу, как в некоторых регионах. Речь идет о деформации социальных связей в детском коллективе. Это не просто какая-то субкультура, а именно деформация, когда в коллективе нет конструктивной системы взаимодействия — она не воплощена в повседневную жизнь, в ней нет отношений, основанных на дружбе, поддержке, взаимопомощи. Так на пустое место приходят деструктивные формы взаимоотношений.

Для профилактики подобных случаев в регионе действуют особые программы с участием специалистов-психологов. Социальный проект «Киберпатруль» рекомендован к внедрению на уровне Российской Федерации. IT-компания «ОКАС» целенаправленно разрабатывает алгоритмы выявления и диагностики сомнительного контента. Это позволяет выявить проблемных подростков и начать взаимодействовать с ними.

Как отметила профессор, за счет того, что ресурсы социальной сферы Тюменской области в настоящее время консолидированы на достаточно высоком уровне, качество работы с подростками и молодежью в регионе, безусловно, одно из лучших в стране.

— Специалисты занимаются ресоциализацией ребенка через включение в социально активные формы деятельности, через высококвалифицированную психологическую помощь, через предоставление качественных мероприятий в русле зарекомендовавших себя в мире психолого-педагогических практик. Подростки участвуют в лекциях, тренингах, встречах, походах, мастер-классах, коррекционной работе с участием родителей, индивидуальных и групповых занятиях, — сообщила Ольга Селиванова.

В Центре внешкольной работы «Дзержинец» с подростками работают наставники, а также специалисты целого ряда подразделений центра: отдела специальной профилактики, психологической службы, отдела общей профилактики, отдела примирения, правовой службы, отдела молодежных инициатив. Участвуя в реализации разного рода проектов, подросток постепенно осваивает систему навыков социально положительной деятельности, полезной окружающим. Так происходит коррекция правосознания и эмоциональной сферы.

Цель такой работы — предотвращение совершения подростками противоправных поступков, нормализация их жизнедеятельности, преодоление тяжелых психологических кризисов, посттравматических состояний. Кого-то при этом удается спасти от судимости, кому-то помочь уменьшить срок лишения свободы. А впоследствии — наладить самостоятельную жизнь, изменив свою судьбу.

Что может быть важнее?