В регионе продолжается реализация проекта «Бережливая поликлиника»

Главное — пациент и его время

С результатами внедрения в практику работы медучреждений области принципов «Бережливой поликлиники» журналистов познакомили руководитель регионального Центра организации первичной медико-санитарной помощи Тюменской области ГАУ ТО «МИАЦ» Виктория Щуплецова и руководители ряда медучреждений областной столицы.

Главное — пациент и его время
В медучреждениях внедряются современные формы работы с пациентами. Фото Вячеслава Девяткова.

Данный проект в федеральном законодательстве называется «Тиражирование новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Проект стартовал в 2016 году, Тюменская область вошла в него годом позже. На практике инициатива получила название «Бережливая поликлиника», оно отражает суть того, чем занимаются коллективы медицинских организаций, а именно внедрением принципов бережливого производства.

Почему проект важен для пациентов? Он экономит их личное время. При этом медицинская организация должна так настроить внутренние процессы, чтобы экономия времени пациентов была реальной.

В ходе реализации проекта был сделан акцент именно на бережливых технологиях. Их начали использовать в регионе еще в 2013 году. Тогда по указанию губернатора Тюменской области была создана команда по автоматизации медицинских процессов, ускорению оказания медпомощи. Были автоматизированы запись на прием к врачу, работа с медкартами пациентов.

— Но в 2017 году в работу по сбережению ресурсов активно включились производственники. Благодаря их опыту мы поняли, что в освоении бережливых технологий должны участвовать все сотрудники медицинских организаций. Только мотивированный сотрудник, готовый на своем месте влиять на общие показатели работы организации, может осуществлять качественную медицинскую помощь, — отметила Виктория Щуплецова.

Таким образом, на повестке дня встал вопрос формирования корпоративной культуры медучреждений, основанной на бережливом производстве. В результате поиска болевых точек, в том числе через горячую линию департамента здравоохранения Тюменской области, через различные дискуссионные площадки, в медицинских организациях были созданы общественные советы. В них вошли как медработники, так и пациенты. К работе по формированию нового облика поликлиник подключились коллективы более двадцати медучреждений. В настоящее время их уже 35, и среди них есть частные клиники, женские консультации, стоматологии, специализированные медучреждения.

В 2019 году проект «Бережливая поликлиника» стал частью национального проекта «Здравоохранение». По словам Виктории Щуплецовой, отныне все поликлиники будут аттестоваться на признаки бережливости и соответствия критериям современной медицинской организации. Всего их 22. Появилась методология достижения этих критериев. К 2020–2023 годам все медучреждения региона должны будут внедрить у себя принципы «Бережливой поликлиники».

Первые результаты этой работы тюменцы уже ощутили на себе. Часть из них связана с цифровизацией медицинской помощи, развитием телемедицинских технологий, роботизацией. При входе пациентов встречает администратор, который может ответить на вопросы посетителей. Установлены навигаторы. Созданы удобные способы записи на прием к врачу: через Интернет, колл-центр, с рабочего места врача. В фойе появились кулеры, кофе-машины и даже кафе.

Поставленные губернатором задачи: сократить очереди в учреждениях, время пребывания пациентов в поликлиниках, создать для пациентов комфортные условия, увеличить доступность и качество медицинской помощи — значительно изменили формат работы тюменских медучреждений.

— Мы проводим анкетирование граждан, горячие линии, а также интервью с пациентами и сотрудниками, отслеживаем хронометраж рабочего времени врачей, в частности, участковых терапевтов. Есть даже технология «тайного пациента», когда в роли пациента выступает проверяющий, — рассказала главный врач ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №5» Виктория Беленькая.

По ее словам, изменение формата работы регистратуры позволило сократить и ликвидировать очереди. В поликлинике создано отделение медико-социальной помощи для детей, пожилых граждан. Без записи работают кабинеты процедурный, доврачебный, неотложной помощи, кабинет ЭКГ.

По словам главного врача ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №17» Татьяны Клещевниковой, немаловажную роль играет обратная связь с пациентами и медицинским персоналом. Интересен опыт одной из самых передовых московских поликлиник — №122. Ее пациенты могут в любое время в любом месте получить визитки главного врача поликлиники и обратиться к нему лично. Аналогичный прием теперь используется и в Тюмени.

— В 2018 году мы были ответственны за усиление профилактической работы. В результате, чтобы не раздевать детей в каждом кабинете, мы стали осматривать деток комиссионно, с участием сразу нескольких врачей. Совершенствуются и другие осмотры — школьников, взрослых. По итогам этой деятельности поликлиника стала лучшей в сфере профилактических осмотров, — сообщила Татьяна Клещевникова.

Безусловно, все это приводит к укреп­лению атмосферы доброжелательности в учреждении, повышению удовлетворенности пациентов оказанием медицинских услуг.

Сотрудники медучреждений приглашают к совместной работе по реализации принципов «Бережливой поликлиники» обычных граждан. Так, например, проблемой остаются «недоходы» пациентов до врачей. Это примерно 30% от записавшихся на прием. Виктория Беленькая отметила, что данный фактор снижает скорость оказания услуг пациентам. И обратилась с просьбой к тюменцам — сообщать в колл-центр о том, что посещение врача отменяется. Это позволит записать на прием другого пациента.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру