Энтузиасты намерены наладить в Тюменской области регулярное кинопроизводство

Весь мир на киноэкране

27 августа, в День российского кино, тюменской общественности были представлены результаты стратегической сессии, посвященной созданию дорожной карты — документа, определяющего развитие киноиндустрии в Тюменской области.

Весь мир на киноэкране
Тюменское кино все громче заявляет о себе. Фото Вячеслава Девяткова.

В течение двух дней в «Точке кипения» Тюменского технопарка (пространстве для коллективной работы) шел процесс по формулированию стратагем и направлений деятельности, которые должны привести к созданию в Тюменской области полноценного кинокластера. Сессия прошла с участием федеральных и региональных экспертов, тюменских кинематографистов, представителей органов региональной власти и общественных организаций. Своим видением перспектив тюменского кинематографа поделились режиссеры, сценаристы, представители киносетей, студенты и преподаватели, СМИ, технические специалисты. Всех объединила одна идея — как наладить в регионе полноценное кинопроизводство.

Участники сессии размышляли о таких понятиях, как вклад во внутренний региональный продукт, усиление конкурентоспособности регионального кино, повышение инвестиционной привлекательности данного сектора культуры, и других.

— Подобные мероприятия важны для системного развития отрасли. Радует, что коллеги делают не только проекты для целевой аудитории, которая интересуется кино, но и привлекают к этой теме общественников, представителей власти и бизнеса. Уверен, что подобные коллаборации дадут результат в первую очередь для молодежи нашего региона и позволят вывести развитие регионального кино в Тюменской области на новый уровень, — отметил руководитель отдела молодежных проектов департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области Владислав Татаринцев.

Модератором сессии выступил эксперт Фонда кино, аналитик в области культуры и кинематографии, один из разработчиков Основ и Стратегии государственной культурной политики, руководитель Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Олег Иванов.

По его словам, такие сессии проходят в целом ряде российских регионов. И если пять лет назад считалось, что кино снимают только в столичных мегаполисах, то в настоящее время можно назвать не менее двадцати субъектов РФ, где с разной степенью интенсивности развивается собственное кинопроизводство.

Так, основанная на базе Воронежской анимационной студии, Wizart в настоящее время входит в топ-25 наиболее перспективных анимационных компаний в мире. Проекты студии представлены более чем в 150 странах, переведены на 30 языков, суммарные сборы от кинотеатрального проката в мире превысили 100 миллионов долларов.

В рамках стратегической сессии обсуждался и феномен якутского кино. В респуб­лике снимается до десяти полнометражных художественных фильмов в год, и эти картины собирают в республиканском прокате больше зрителей, чем голливудские премьеры. Причем глава республики выделяет на кинематографию бюджетные средства.

Не отстает и тюменская глубинка. Так, оказывается, в Ишиме уже лет десять функци­о­нирует и реализует творческие проекты детская киностудия Виталия Русакова. Студию, созданную в домашних условиях для реализации способностей подрастающего сына, Виталий развил до уровня общегородского проекта. Маленькие ишимцы с удовольствием посещают занятия, учатся анимации, изучают основы работы в кино, создают короткометражные фильмы.

В качестве экспертов и спикеров на сессии выступили известный продюсер Олег Урушев (фильмы «Тобол», «Золото Югры», «Сокровища мертвых», «Франц и Полина»), генеральный продюсер студии Wizart Юрий Москвин, основатель продюсерского центра Baza, креативный продюсер Центра развития медиа и кино «Медиаполис» (г. Тюмень) Андрей Зубов и другие.

Тридцати постоянным участникам сессии было представлено 176 идей. Все они были рассмотрены и разложены по полочкам, как в пространстве, так и по времени. Тридцать лучших инициатив обсуждались более подробно. А в итоговом документе осталось лишь 18, с указанием ответственных лиц и сроков исполнения. Системообразующими элементами для развития киноиндустрии в регионе были обозначены шесть стратагем: образование, киносообщество, регулирование, девелопмент, кинопроизводство и кинопрокат.

Эксперты не забыли о кинособытиях, которые должны происходить в Тюменской области, о павильонах и кинопроектах, сервисе и оборудовании, развитии киносети, подготовке кадров, региональном Фонде кино. Так, киновед и методист Международного кинофестиваля «Ноль Плюс» Елена Самойлова выступила экспертом в области образования, кинопедагогики и кинофестивального движения. По ее словам, важно встроить киноконтент в школьную образовательную систему. Это позволит воспитать кадровую базу для кинопроизводства.

— Нам важно, чтобы настраиваемый нами механизм начал работать как часы, — подчеркнул модератор Олег Иванов. — Разработанная дорожная карта по развитию киноиндустрии в Тюменском регионе выглядит очень реалистично. А главное — напротив каждого пункта есть имя и фамилия исполнителя. Каждый взял на себя ответственность за тот или иной фронт работы.

По словам генерального директора Агентства стратегических коммуникаций Тюменской области Ольги Петрушиной, «сейчас самое главное, чтобы все инициативы, которые сформулировали участники стратегической сессии, были реализованы».

— Как человек с большим опытом, могу сказать, что даже если 30–50 процентов того, что запланировано, исполнится, это будет огромный, колоссальный успех. Члены киносообщества собраны, ориентированы друг на друга. Мне кажется, еще год–два назад такой синергии у ребят не было. Поэтому очень хочется пожелать им успеха. Я с волнением и большим вниманием буду за ними наблюдать! — подчеркнула Ольга Петрушина.

Важнейшее из искусств

Добавим, в регионе действительно сложилось активное киносообщество, и оно насчитывает порядка ста энтузиастов и профессионалов. С 2015 года молодыми тюменскими режиссерами было снято 195 кинолент, из них девять полнометражных кинофильмов. Тюменцы Андрей Басов, Андрей Зубов и другие молодые кинематографисты уже имеют опыт работы на федеральных площадках, взаимодействуют с иностранными коллегами. Одни получают заказы на графику, в том числе и из-за рубежа, другие пишут музыку для российских фильмов, третьи проводят теле- и киносъемки.

В свое время в СССР широкую известность приобрела Свердловская киностудия. Увы, это уже не тот кинопроизводственный концерн, который был популярным в советские годы. У нее осталось два небольших павильона. Более того, тюменцы оказывают екатеринбуржцам техническую помощь в их проектах. Для Тюмени важно решить вопрос строительства кинопавильонов. И тогда Тюмень станет в плане кинопроизводства не менее конкурентоспособной, чем Екатеринбург.

Отметим, что история тюменского кино началась еще в 1993 году, когда был снят один из первых региональных фильмов — «Темные воды». Затем о себе заявил режиссер Константин Одегов, чье имя на слуху и сейчас. Публика очень тепло восприняла его недавний фильм «Рисунки дождем». Киноэкранизации произведений Владислава Крапивина, Сергея Козлова также известны киноманам. Сейчас в Тюмени проводится фестиваль документального кино «КинЗА». Уже несколько лет подряд проходят «Фестиваль уличного кино», детско-юношеский фестиваль «Ноль Плюс». Появились новые образовательные программы для творческой молодежи. Например, в кинокампусе «Снять за 72 часа», организованном командой «Медиаполиса», приняли участие более ста человек из 15 регионов России, а также из пяти разных стран. За три дня было снято более 20 короткометражных фильмов, в команду экспертов вошли актер Денис Шведов и режиссер Михаил Сегал.

Главная надежда тюменского кино — это, безусловно, Андрей Зубов. Он — лауреат международных и российских киноконкурсов. Руководит киноковоркингом «Медиаполис», продюсирует различные кинопроекты.

— Мы очень хотим, чтобы у тюменского кино пропал налет региональности. Это как-то принижает его стоимость. Мы уже сейчас можем делать прикладные вещи в рамках огромных проектов, которые звучат на всю страну. И это наша задача — двигаться на федеральный и мировой уровень. Я уезжал из Тюмени, но вернулся, потому что здесь комфортнее жить, а люди готовы делать больше, чем от них требуется. Нам важно, чтобы уровень профессионализма в наших рядах вырос. И чтобы ребята, которые оканчивают школу, знали, что в Тюмени можно работать, в том числе в области кино и медиа, — подчеркнул продюсер.

В настоящее время Андрей Зубов продюсирует художественный фильм «Отряд С», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Пару лет назад он побывал в Аджимушкайских каменоломнях в Керчи. Там у него возникла идея кинокартины, ныне реализуемая совместно с московской кинокорпорацией «Русская Фильм Группа».

— Мне хочется подключить к нашему проекту крымчан, потому что речь в фильме идет об обороне Крыма, о каменоломнях, где укрывались войска Красной Армии и местные жители. Продолжаются кастинги: мы ищем на роль главного героя Мишки Радченко талантливого мальчишку 13–14 лет, — сообщил спикер.

Андрей Басов, создатель «Первой киностудии», отметил, что в Тюмени появился весь спектр специалистов, которые нужны для нормального функционирования кинопроцесса. Понадобятся лишь кадры узкого профиля: гримеры, пиротехники, звуковики.

— За двадцать лет работы мы с моей командой прошли огромный путь от каких-то маленьких заказов до участия в крупных московских проектах. Мы снимали телесериал «Людмила», посвященный Людмиле Зыкиной. А следом реализовали проект «Неzлоб» с участием резидента «Камеди Клаб» Незлобина. И поняли, что можем решать задачи практически любой сложности, — подчеркнул кинематографист. — Но в Москве таких команд много. И не то чтобы мы испугались конкуренции. Я жил в Москве около пяти лет. Но понял, что кино нужно развивать у себя на родине, в Тюмени. Делать его большим, красивым, настоящим!

Андрей Зубов также анонсировал идею создания интернет-портала, чтобы все активисты киносообщества и все желающие могли принять участие в формировании тюменского кинокластера.

Однозначно и с уверенностью можно сказать, что тюменское кино живет и развивается. И готовится взять новые высоты. Одна из главных таких высот — производство трех–пяти полнометражных художественных кинокартин в год.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру