ПОРА развивать экологический туризм в Арктике

ПОРА развивать экологический туризм в Арктике
Фото Сергея Карпухина.

21 мая эксперты Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) на заседании дискуссионного клуба обсудили вопросы развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Арктической зоны РФ.

В дискуссии приняли участие главный аналитик ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела» Светлана Шейнфельд, заместитель директора по экологическому просвещению и туризму национального парка «Русская Арктика» Андрей Кунников, советник генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды» Всеволод Степаницкий, основатель и генеральный директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов, ведущий специалист государственного природного заповедника «Ненецкий» Марина Самойлова, и многие другие.

Светлана Шейнфельд сообщила, что по всем 11 программам федерального проекта «Экология» Минприроды России формирует проектные офисы. Специальное подразделение будет заниматься, в том числе, развитием экологического туризма.

Модератор мероприятия, эксперт ПОРА по государственно-частному партнерству Александр Воротников подчеркнул, что данное направление имеет прекрасные перспективы. Красоты и достопримечательности российской Арктики могут привлечь немало туристов, внести свой вклад в экономическое развитие территорий. Пока что развитию туротрасли в арктических заповедниках мешают логистические и юридические трудности, низкая транспортная доступность заповедных территорий, отсутствие инфраструктуры, слабый маркетинг, высокая стоимость поездок.

Светлана Шейнфельд выразила уверенность, что инвесторов для новых проектов в туротрасли следует искать среди потенциальных партнеров, для которых туризм – это основной вид их коммерческой деятельности.

Количество туристов, посещающих национальный парк «Русская Арктика», ежегодно растет, - сообщил Андрей Кунников. В круизы навстречу арктической романтике отправляются более 1000 пассажиров за сезон. В настоящее время специалисты парка создают экологические тропы на территории архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, разрабатывают планы по открытию визит-центра в бухте Тихая.

Всеволод Степаницкий заявил, что особо охраняемым природным территориям регионального и федерального подчинения нужны равные условия для развития туризма. Туроператорам, которые готовы заниматься Арктикой, интересны оба типа территорий. Другое дело, что национальные парки имеют право привлекать внебюджетное финансирование для развития своих проектов, а краевые госучреждения – нет.

Еще одна существенная проблема – это логистика и сложнейшие правила строительства туристических объектов. Чтобы сделать их рентабельными, нужны масштабные инвестиции и общие усилия многих туроператоров. Также необходимо развивать конкуренцию среди авиаперевозчиков. Транспортную доступность территорий можно повысить с помощью гидроавиации. Об этом участникам дискуссии рассказали Вадим Мамонтов и директор компании «Путорана тур» Олег Крашевский.

Опытом сотрудничества с региональными и федеральными ООПТ поделилась директор ассоциации «Голос Севера» и директор по развитию отеля «Голубино» Анна Клепиковская. Отель организует экскурсии в Пинежский заповедник и Голубинский карстовый массив, за свой счет или при помощи грантов строит экологические тропы на прилегающих к памятникам природы территориях.

Отдельный специалист по развитию туризма появился в государственном природном заповеднике «Ненецкий». Об этом сообщила Марина Самойлова. По ее словам, в настоящее время заповедник занимается поиском инвестиций для оборудования экологического маршрута «Босиком по тундре», выстраивает отношения с местными туроператорами.

В значительной степени экологический туризм развит в национальном парке «Югыд ва» Республики Коми. По словам академика Российской экологической академии, председателя центрального совета МОО «Природоохранный союз» Вероники Тарбаевой, сделать это удалось, благодаря сотрудничеству с руководством Республики.

В заключение отметим, что для развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Арктики, безусловно, важны маркетинговые исследования. По словам декана факультета психологии РГСУ Елены Петровой и бренд-стратега компании «АСМЫСЛ» Натальи Рыбальченко, важно понимать, как в массовом сознании отражается та или иная территория, какие стереотипы и мифы мешают развитию местного туризма.

Туристическую концепцию того или иного региона важно выстраивать на основе имеющихся смыслов, легенд, поиска новых идей и точек притяжения, обладающих туристической привлекательностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру