В структуре тюменской экономики зарождается новая отрасль

Нейронет: сделано в Тюмени

Нейронет — один из ключевых рынков, выбранных для развития в рамках российской Национальной технологической инициативы (НТИ). О том, какие нейротехнологии развиваются и выводятся на рынок и есть ли в Тюменском регионе примеры успешных разработок в области искусственного интеллекта, рассказал генеральный директор компании «Объединение когнитивных ассоциативных систем» («ОКАС») Вадим Филиппов. 

Нейронет: сделано в Тюмени
Фото автора.

Отметим, что «ОКАС» является резидентом инновационного центра «Сколково» и бизнес-инкубатора Тюменского технопарка.

Руководитель отметил, что сейчас мировая экономика находится в нижней точке спада, если следовать теории экономических волн Кондратьева. Именно в такие периоды начинается следующая фаза экономического развития и зарождается новый технологический уклад. На фазе подъема случаются войны, банкротства, ситуация становится тревожной. Но почти все ключевые изобретения рождаются именно в этот период.

— И это естественно, во время спада люди думают, как выходить из кризиса. И дают жизнь изобретениям, которые потом господствуют на рынке в течение тридцати–сорока лет. В этот же период создаются новые передовые компании, — сообщил Вадим Филиппов.

Что происходит сейчас и какие ключевые факторы станут основой следующего технологического уклада? Ученый и предприниматель уверен, что это будут нейросетевые системы, моделирование мозга, искусственный интеллект. Уже сейчас спрос на них растет не по дням, а по часам.

Какое оно, будущее с Нейронетом?

По словам Вадима Филиппова, первый компьютер был создан в 1943 году в Пенсильвании для расчетов в области артиллерийской стрельбы. Он был огромным. А сегодня компьютер помещается в карман. Но внутренняя архитектура его принципиально не изменилась. Это процессор и блок памяти. Они соединены проводом, шиной. И если есть программа, то память и процессор соединяются, и компьютер начинает работать.

Этого было достаточно, пока компьютеры решали ограниченные задачи: выполнить расчеты, написать текст, быть хранилищем информации. Сегодня требуется, чтобы компьютеры сами решали задачи в условиях реального мира. И при этом разговаривали с людьми. У человека в височных областях головного мозга есть удивительный парный орган — гиппокамп. Он позволяет ему ориентироваться в пространстве и времени, помогает осваивать язык. И ученые решают всего одну общую задачу — передать эту способность машине, компьютеру, искусственному интеллекту.

Создать такую программу невозможно. Роботы, которые прыгают через препятствия, общаются с посетителями в торговых центрах, — это тоже нейросетевые технологии. Но нужно создавать самообучаемые машины. В США, например, идет работа над созданием искусственной коры головного мозга. Причем сразу нескольких видов живых организмов. Национальные программы в области Нейронета приняты в США, Японии, Евросоюзе, Израиле. В России развивается Национальная технологическая инициатива, где Нейронет — одно из ключевых направлений.

В границах полутора–двух лет у компьютеров появится логическое мышление. Они смогут пояснять свои действия. Сети смогут учиться, читая книги и учебники. У машин даже появится своя субъективность — собственное мнение о знаниях, людях, событиях, явлениях.

Нейросистемы изменят мир даже больше, чем компьютеры. Появятся самообучаемые системы технического управления, системы, которые отвечают на конкретные вопросы вместо предоставления сотен ссылок на те или иные ресурсы, системы-консультанты, системы-переводчики, системы прогнозирования, системы распознавания лиц. Они будут применяться практически во всех областях и транслироваться в электронику, в чипы.

В настоящее время очень быстро развиваются диалоговые системы «человек — машина». В частности, консультирование в области медицины. Нейроморфные сис­темы для беспилотников и роботов. Интернет вещей. Системы технического управления. Например, в Газпроме создается единая система газоснабжения 2.0. Причем в настоящее время она работает на программном обеспечении, созданном группой Цибульского в Тюмени в 70-е годы прошлого века. Персональные системы, которые любой человек может купить и научить их чему-то на свое усмотрение: выполнять какие-то поручения, хранить секреты. И многое другое.

Скорость и экономия ресурсов

— Заниматься нейросистемами мы начали много лет назад, в середине 90-х годов прошлого века. После окончания университета я работал главным администратором информационной системы Тюменской области. Тогда мы создавали первые компьютерные сети в регионе. Затем около десяти лет трудился проректором Тюменского госуниверситета по информационным технологиям. А в конце 2016 года я и мои коллеги начали работать исключительно в рамках собственного стартапа — как отдельное самостоятельное предприятие в области нейросетевых технологий, — рассказал Вадим Филиппов.

По его словам, основной вклад специалистов «ОКАС» в Нейронет — это новый класс нейронных сетей, который специалисты компании разработали еще в конце 2010-х годов, — кортикоморфные нейронные сети. То есть подобные коре головного мозга. Они очень быстро могут запоминать информацию. В чем проблема нейросетей, ныне представленных на рынке? В том, что, если они плохо работают, их нужно заново переобучать. И этот процесс иногда занимает довольно длительное время.

Три основных продукта, которые производит компания «ОКАС», — это диалоговые системы, системы распознавания образов и среда для разработки нейросетей. В прошлом году на форуме-выставке «ИНФОТЕХ–2018» большое внимание разработкам, представленным компанией «ОКАС», уделил губернатор Тюменской области Александр Моор. И с тех пор глава региона активно интересуется развитием данной тематики.

Диалоговые системы могут ответить на часто задаваемые и персональные вопросы, выполнить поручение человека по переводу средств, открытию счета и т. п. Компания «ОКАС» достигла уровня, когда поставляемые ею системы дают не более одного процента ошибок при ответе на тот или иной вопрос. Все это экономит ресурсы и увеличивает скорость получения услуг. Поэтому в числе клиентов «ОКАС» — крупные банки, большие производственные компании, например, «СИБУР», и даже администрация Президента РФ. Для Тюменской области, например, сейчас разрабатывается система ответов на вопросы населения по госуслугам. Осенью 2019 года планируется запустить ее в эксплуатацию.

Системы распознавания лиц и образов позволяют узнать человека, например, преступника, какой автомобиль проехал, тот ли товар поступил и т. п.

— Мы начинаем специализироваться на системах, которые могут спасать людей от болезней. Например, «ОКАС» активно сотрудничает с Федеральным центром нейрохирургии. Цель сотрудничества — создание программ, распознающих онкологические заболевания, грыжу позвоночника и другие недуги, — сообщил Вадим Филиппов.

Отметим, что это решаемая, но очень сложная задача. Иногда успех так и не приходит. И все же тюменцы готовы ответить на этот вызов.

Еще одна актуальная задача — выяснить, по каким причинам на тех или иных участках дорог происходят аварии. Остаются актуальными темы детских суицидов и нападений вооруженных учащихся на школы. Один из самых серьезных проектов компании «ОКАС» — это анализ соцсетей, стадий суицидального процесса либо нарождающейся у подростка агрессии. Нейросеть должна помочь специа­листам выявлять детей из групп риска.

И третий продукт — это среда для создания нейросетей. Разработка систем для выполнения самых разных задач по желанию заказчика.

Кто такие data-инженеры?

— Мы ставим вопрос о развитии нейротехнологий и искусственного интеллекта как перспективной отрасли тюменской экономики. Драйвером такого развития может стать Федеральный центр нейрохирургии — поставщик огромных данных о мозге человека. В перспективе, с учетом наличия в Тюмени Федерального центра нейрохирургии, в регионе можно создать институт по исследованию мозга. Идея дорогая, но интересная. Сегодня в Тюмени проводится более пяти тысяч операций на головном мозге. 93 процента всех больных детей оперируются в Тюмени. И эти данные важно научиться использовать, — заявил Вадим Филиппов.

Кроме того, в регионе зарождаются новые стартапы в области нейротехнологий, появляются представительства крупнейших IT-компаний. Открыт Центр робототехники. Закончена разработка дорожной карты развития нейротехнологий как отраслевого направления экономики региона.

— Думаю, что наша отрасль будет быстро развиваться, — подчеркнул руководитель.

Он также сообщил, что в Тюменском технопарке на базе РИО-центра в сентябре 2019 года откроется Школа юных нейроинженеров. И для обучения в ней будут отобраны не более 10–15 учащихся. Кроме того, в физико-математической школе г. Тюмени в сентябре также открывается профильное направление обучения.

— Мы крайне заинтересованы в молодых специалистах, которые хотели бы двигаться в направлении разработки систем искусственного интеллекта. Уже сейчас мы берем на работу в «ОКАС» одиннадцатиклассников, первокурсников и учим их внутри компании. Недавно были подведены итоги федерального конкурса «УМНИК. НТИ», и сразу три моих сотрудника его выиграли, получив гранты по 500 тысяч рублей. Еще один сотрудник, Никита Логачев, пришел ко мне всего несколько лет назад, будучи десятиклассником. И уже работает заместителем генерального директора, хотя ему всего 21 год, и он студент одного из вузов. Он тоже победитель конкурса «УМНИК. НТИ». Так что все четверо «умников НТИ» трудятся у меня — в компании «ОКАС», — отметил Вадим Филиппов.

В заключение он подчеркнул, что созданная архитектура нейронной сети — это примерно 40% успеха. А 60% — это ее обучение, создание учебных и обучающих программ. Поэтому второе весьма перспективное направление работы в отрасли — это data-инженер. Данная профессия станет одной из самых востребованных и объединит в себе лингвистику, математику, психологию, социологию и другие области знаний.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру