Здравоохранение региона становится всё более цифровым

Медицина в улучшенном формате

02.05.2019 в 07:05, просмотров: 737

Жители Тюменской области все явственнее ощущают поступь цифровизации. Ее задача — создание комфортных условий для оказания и получения потребителями тех или иных услуг. 

Здравоохранение региона становится всё более цифровым
Ольга Дурегина, Артур Усманов и Алексей Немков. Фото автора.

О создании единого цифрового контура в здравоохранении региона, достижениях и планах в этой сфере тюменским СМИ рассказали начальник управления департамента здравоохранения Тюменской области Алексей Немков, главный врач городской поликлиники №8 г. Тюмени Ольга Дурегина и директор Центра информационных технологий Тюменской области Артур Усманов.

Алексей Немков начал с того, что внедрение цифровых технологий — это не просто региональный тренд. Это необходимость и один из приоритетов государственной политики. Информатизация тюменского здравоохранения идет планомерно, в ногу с мировыми тенденциями. Информационные технологии применяются почти во всех процессах: от записи к врачу до управления ресурсами медицинских организаций, от внесения диагноза до ведения электронной медицинской карты. Благодаря цифровизации в Тюменской области становится проще получить качественную медицинскую помощь.

Каждый второй гражданин записывается на плановый прием удаленно, минуя очное посещение медорганизации. Приобретают существенную популярность многие сервисы, например, мобильное приложение «Медицина72», через которое в регионе в течение суток к врачам записываются более тысячи человек, региональный портал услуг, единый центр записи, инфокиоски. Кроме того, врач может записать пациента на следующий прием со своего рабочего места.

В медучреждениях активно внедряются технологии электронной очереди. В течение одного дня выдается более 15 тысяч талонов на посещение врача.

В ушедшем году более 17 тысяч граждан воспользовались сервисами по получению справок из электронной медицинской карты. Переход на электронную медкарту позволил отказаться от хранилищ бумажных карт, сформировать в холлах комфортные зоны для посетителей.

В 2018 году продолжено внедрение системы управления ресурсами в медицинских организациях. При реализации данного проекта на базе шести клиник, расположенных в городе Тюмени и на юге области, в рамках единой платформы автоматизированы процессы медицины, финансов, складов, аптек, диетпитания. В 2019 году к данной платформе присоединятся еще четыре клиники региона.

Удобно и врачам, и пациентам

Отдельный тренд — телемедицинские технологии. В регионе развиваются все их виды. Наибольшую популярность приобрели дистанционные консультации в формате «врач — врач — пациент», когда пациент из сельской территории может получить консультацию в областной клинике, не покидая места жительства, посредством видеоселекторной связи.

— Консультации в формате «врач — врач — пациент» помогают пациентам из глубинки избежать временных и финансовых затрат. Лечащий врач при этом сам может задать вопросы врачу-консультанту. И этот онлайн-диалог двух врачей позволяет гораздо быстрее принять необходимое тактическое решение, быстрее его реализовать, — пояснил Алексей Немков.

Ольга Дурегина добавила, что при проведении ОКБ таких консультаций они не нарушают структуры приема пациентов в кабинетах. Подобное консультирование проходит в отдельное время.

Стремительно развиваются телемедицинские консультации в формате «врач – врач». На базе регионального телемедицинского центра проведено 12 консилиумов с участием специалистов федеральных медицинских центров, из них пять — экстренных. Посредством телемедицины врачами были выявлены у граждан отдаленных территорий уже несколько инфарктов миокарда, и больные оперативно получили необходимую помощь. Фактически им была спасена жизнь.

Следующий тренд — мониторинг артериального давления и мониторинг ЭКГ. Первый реализуется преимущественно в городе Тюмени среди граждан со сложно купируемым течением болезни. Им выдается аппарат измерения артериального давления, который позволяет передавать значения давления в единую платформу. Таким образом, врач имеет возможность отслеживать динамику давления и оперативно реагировать на ситуацию.

Мониторинг ЭКГ используется преимущественно в удаленных территориях региона, на фельдшерско-акушерских пунктах, и получаемые данные также передаются специалистам в областной столице.

В текущем году планируется подключить к единой информационной системе более ста единиц компьютерных магнитно-резонансных томографов, аппаратов УЗИ, рентгенологических аппаратов. Объединенные в единую сеть, они позволят врачу с рабочего места просматривать все сделанные изображения и результаты функциональной диагностики. На данный момент к этой системе подключено порядка 80 аппаратов.

— Кроме того, мы планируем в течение года реализовать для граждан сервис по записи на профилактический осмотр. Медицинская информационная система появится в стационарах нескольких медицинских организаций, в ОКБ №19, где она очень востребована в связи с особой филиальностью этой клиники, в родильном доме №3, в перинатальном центре. Информационными системами будут оснащены стоматологические клиники и женские консультации, — продолжил Алексей Немков.

Активно сотрудничает с департаментом информатизации Тюменской области городская поликлиника №8.

— У нас большое число посещений. Поэтому внедрение электронных медицинских карт и фиксация результатов обследований в электронном виде — это большой прорыв. В планах учреждения — отказаться от бумажных направлений в специализированные медучреждения в пользу электронных, перейти на электронную подачу документов для пациентов, направляемых на освидетельствование в бюро МСЭ. В 2018 году наша поликлиника перешла на электронный листок нетрудоспособности. И эта технология также полностью себя оправдала, — рассказала главврач городской поликлиники №8 Ольга Дурегина.

По ее словам, дистанционные формы работы с пациентами — веление времени.

— Это не говорит о том, что мы ставим целью полностью перейти на данный формат. Просто у нас много пациентов, для которых он предпочтительнее ввиду состояния и особенностей их здоровья, — подчеркнула доктор.

Алексей Немков подтвердил, что цифровизацией и дистанционными методами работы полностью заменить лечение не удастся. Да и такая задача действительно не ставится. Если у пациента возникает какая-то неотложная ситуация, например, острая боль, он звонит в скорую, и врачи выезжают на вызов. Без непосредственного осмотра пациента снять эту боль невозможно.

На помощь придёт искусственный интеллект

По мнению Артура Усманова, основная задача специалистов отрасли информатизации — обеспечить импортозамещение и импортонезависимость, перевести здравоохранение на программное обеспечение российского производства.

— Система 1С у нас российская, а вот оборудование на местах стоит от Microsoft, соответственно, эту ситуацию нужно переломить и целиком перейти на российские разработки, — уточнил руководитель.

Он также отметил, что для решения задач цифровизации на данный момент очень востребованы программисты. Внедряемые системы нужно правильно эксплуатировать, сопровождать. Соответственно, важно повышать уровень специалистов, чтобы они могли обеспечивать информационную безопасность цифровых систем, не допускать утечки медицинских или личных данных.

Артур Усманов также отметил, что данные о здоровье граждан — это огромный массив информации: анализы, протоколы, направления и т. д. Они представляют собой большую ценность с точки зрения организации лечения и рекомендаций по ведению того или иного образа жизни, приему пищи и т. п. Возможно, в недалеком будущем отслеживать траекторию состояния здоровья пациентов станет искусственный интеллект.

Цифровизация — тема многовекторная и многоплановая. Поэтому создание различных цифровых устройств, приборов, технологий, помогающих пациентам проводить профилактику заболеваний и даже их диагностику, — это еще один тренд. В Тюменской области есть примеры разработок, направленных на решение данных задач. Артур Усманов рассказал о разработке сервисов для гаджетов по поиску в аптеках дешевых препаратов, приборов по мониторингу состояния здоровья граждан.

— Уже появляются сертифицированные средства измерения различных параметров, и им можно доверять. Наши тюменские стартаперы также развиваются в этом направлении, пытаются сделать приборы по измерению ЭКГ, давления. У людей все больше возможностей понять, что происходит с их здоровьем, и более оперативно реагировать на те или иные изменения. Вероятно, не за горами времена, когда новые сервисы будут встроены в наши часы, смартфоны, очки. И если выдохнуть на встроенный датчик, то сервис порекомендует обратиться к тому или иному врачу. Мы готовы поддержать интересные и перспективные идеи. И ждем тюменских стартаперов на наших экспертных советах в Тюменском технопарке, — сообщил спикер.

Добавим, что создание цифрового контура в здравоохранении предполагает обмен данными всех участников лечебного процесса, вне зависимости от формы собственности: государственное это учреждение или частное. Пока что доступ к системе имеют преимущественно государственные или бюджетные учреждения. Но план мероприятий подразумевает охват федеральными сервисами и частных клиник. До 2024 года этот механизм должен быть реализован.

В предстоящие годы планируется трансформировать отрасль здравоохранения за счет создания единого цифрового контура и организации механизмов информационного взаимодействия всех медицинских организаций. При этом в отрасль ожидаются поставки более четырех тысяч единиц компьютерной техники, 1057 единиц планшетов для мобильного рабочего места врачей, а также создание около 2100 рабочих мест в сфере структурированных кабельных систем. Задача ближайшего будущего — создание единой информационной системы здравоохранения, внедрение новых информационных сервисов и телемедицинских услуг для граждан, удобных инструментов принятия решений для врачей и руководителей здравоохранения.

— Сервисы, которые мы разрабатываем, генерируются во взаимодействии с населением, пациентами или общественными организациями. И мы приветствуем сотрудничество и заинтересованность в развитии цифровизации всех участников процесса, — заключил Алексей Немков.