В детском центре «Бригантина» взращивают юных художников

Учитель по красоте

В регионе по-прежнему много внимания уделяется доступности дополнительного образования для детей. Педагоги дополнительного образования призваны выявить и развить талант у каждого из своих воспитанников.

Учитель по красоте
Педагог и художник Ирина Родионова. Фото автора.

Маленьких художников учат в детском центре «Бригантина». И здесь творческий процесс для становления личности важнее результата в виде картины. Учениками педагога Ирины Родионовой являются около 150 детей разного возраста.

Ирина Родионова родилась в Тюмени, с детства любила рисовать, окончила детскую художественную школу имени А.П. Митинского. В 1992 году получила диплом Тюменского колледжа искусств, окончив художественное отделение, в том же году поступила на филологический факультет Тюменского госуниверситета.

Первая выставка Ирины была вернисажем флористических картин из цветов и трав Сибири и состоялась в выставочном зале под названием «Не бойся отражения».

Позже сферой интересов художницы стали букеты из сухоцветов, псевдогобелены, мелкая керамика. Затем последовало увлечение современным искусством. Биеннале по современному искусству в Германии, Турции и Москве были еще одной ступенью становления художницы.

В рамках современного искусства Ирина принимала участие в выставках и инсталляциях. Например, в Тюменском музее изобразительных искусств в социальном проекте-выставке с инсталляцией «Стена плача» на тему борьбы с распространением наркотиков.

Ставим руку для письма

Сейчас Ирина Родионова преподает в детском центре «Бригантина». Учит детей рисовать и видеть красоту! Умению распознать ее в природе, повседневных вещах и окружающей жизни. Развить эстетический вкус у своих воспитанников, помочь им освоить навыки созидателей прекрасного — вот в чем видит она свою задачу как педагог. Ученики Ирины — дети разного возраста начиная с пяти лет. Уроки рисунка не являются обязательными, как в школе, поэтому все дети приходят сами, по собственному желанию. Среди учеников есть как новички, так и те, кто посещает студию уже много лет, и высока вероятность, что их жизнь будет связана с искусством.

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Желание творить — это внутренняя потребность ребенка, оно возникает самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Рисование — одно из важнейших средств познания мира, оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у него совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, юный художник формирует и развивает в себе определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают моторику рук, глазомер, внимательность, умение наблюдать, анализировать, запоминать и понимать прекрасное.

Когда в детский центр приходят заниматься рисованием самые маленькие ученики, то почти у всех еще слабо развита рука. Дети не могут сделать должный нажим карандаша, нарисовать круг, у них еще слабая моторика. Но уже через год такие дети начинают рисовать вполне достойно, могут самостоятельно и пейзаж изобразить, и геометрические фигуры. Потом точно так же на школьных занятиях дети держат ручку, рисуют те же самые круги. Многие родители приводят детей на занятия для подготовки к школе, чтобы потом было проще сформировать почерк.

Искусство как жизненный ресурс

Основную задачу Ирина видит в том, чтобы познакомить детей с многогранностью видов творчества. На уроках учащиеся выполняют работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, аппликации из бумаги, картины из сухих цветов, фелтинг (валяние из шерсти), игрушки из фетра, а также нетрадиционные техники рисования.

Педагог проводит во время занятий игры, чтобы детям было интереснее, чтобы атмо­сфера не была слишком академичной. Иногда это отвлеченные игры на переменке, чтобы было веселее. В начале года делается акцент на коммуникационных играх, чтобы дети не стеснялись общаться и в группе была дружеская атмосфера.

— Ирина, есть ли предпочтения у ваших учеников, особенно любимые детьми техники?

— Больше всего ученики любят рисовать мультики. Поэтому во всех группах есть такие занятия. Сначала мы выбираем картинку и внимательно смотрим, думаем, как это можно нарисовать. Многие мультфильмы рисуются в компьютерной графике, а мы будем рисовать гуашью, поэтому стараемся разобрать технику, использованную в мультфильме, тренируемся, срисовываем, делаем копию рисунка, потом наносим цвет. Ребенок учится, как надо рисовать мультфильмы. Они интересны всем детям во всех группах начиная с семи лет.

Еще дети любят рисовать животных. С детьми чуть постарше придумываем и рисуем книги.

— Вы художник, филолог, серьезно занимались йогой. Эти ваши познания полезны в занятиях с детьми?

— На уроках я обычно читаю вводное стихотворение для малышей или рассказ для учеников постарше, подбираю их соответственно теме занятия. Затем во время занятий по рисунку мы обсуждаем прочитанное. Дети рисуют и одновременно делятся мнениями, задают и отвечают на вопросы. В процессе работы мы проводим литературоведческий анализ текста, и ребенок получает реальный результат — рисунок.

Что касается йоги, то я занималась ею десять лет, йога стала значимым моментом в формировании моего миропонимания и восприятия. Затем изучала и преподавала танцы. В основном со сложными движениями для гармонизации работы полушарий головного мозга. Автор методики рассматривал танцы и гимнастику как способ гармоничного развития человека, одновременное развитие тела, чувств и ума. Сейчас на занятиях изобразительного искусства тоже присутствуют упражнения на развитие мелкой моторики, которые развивают интеллект детей, гармонизируют работу полушарий, стимулируют участки мозга, ответственные за мышление, речь, зрительную и двигательную память.

— Творческие занятия не считаются обязательными. Это излишняя нагрузка на нынешних школьников. Не является ли дополнительное образование обременением в свете современных реалий?

— Изобразительное искусство относится к внутренним ресурсам личности, включающимся, когда мы творим. Необязательно рассматривать занятия искусством как какую-то работу, скорее, это расслабляющий фактор и то, что питает нашу душу. Многие дети рисуют не потому, что хотят стать великими художниками и архитекторами, а потому что их тянет этим заниматься, потому что занятия искусством наполняют их души и делают их более цельными. Возможно, изобразительное искусство в будущем для кого-то станет любимой работой, а для кого — способом расслабиться и вернуться к самому себе. Люди ищут для себя разные пути, кто-то обращается к Богу, кто-то — к природе и животным, кто-то занимается йогой или спортом, а кто-то лучше слышит себя, когда рисует. И для этих людей искусство становится восстанавливающим фактором по жизни.

Букет из лета

Ирина Родионова подготовила рекомендации по изготовлению флористической картины специально для читателей «МК» в Тюмени».

Все начинается со сбора листьев и цветов для засушивания, которые лучше всего собирать в сентябре. Листва уже начинает жухнуть, в растениях мало влаги, они быстрее высохнут и смогут сохранить свой цвет. Листья лучше брать плотные, не тонкие. Например, лист чистотела слишком тонкий.

Из цветов лучше всего сохраняются мелкоцветковые бархатцы, алиссум, анютины глазки, тысячелистник, цветы с плотными соцветиями и малолепестковые.

Если требуется засушить цветок с несколькими слоями лепестков, например, пион, то лучше разделить его на лепестки и высушить их отдельно, а в работе уже заново сложить лепестки в цветок. Либо засушить в песке.

Листья и ветки с толстыми стеблями сушить не рекомендуется, так как толстый стебель будет придавать излишнюю толщину картине, и остальные растения могут не прижаться стеклом.

Листья и цветы можно просто положить между страницами книги на некоторое время либо проутюжить через лист бумаги, но тогда листва изменит свой цвет.

Когда листья высушены, можно начинать работу с картиной.

Для составления флористической картины нужно взять картон и натянуть, а затем приклеить на него ткань. Ткани предпочтительны нескользкие — ситец, бязь, бархат.

Затем на подготовленную основу выкладывается цветочная композиция.

Все кончики веточек должны быть закрыты листиками или цветочками. Должно создаться ощущение, что это картина самой природы, никаких острых линий и углов. Цветы больших размеров лучше располагать внизу, а маленькие — в верхней части картины, чтобы не утяжелять верх.

Когда композиция растений определена, нужно все аккуратно приклеить, для этого лучше взять клей-гель «Момент». На каждый листик нужны лишь одна–две маленькие капли клея.

Когда все приклеено, картину нужно положить под стекло, чтобы листики не скукожились. Лучше всего композицию сразу оформить в рамку под стекло. Картина готова.

Такие картины могут храниться очень долго. Важно, чтобы на картину не попадали прямые солнечные лучи, иначе цветы потеряют свой цвет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру